МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
Дата: 2025.05.26 14:26:45 +05'00'
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Приданниковская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано:
Утверждаю:
Специалист МОУО
Директор МАОУ «Приданниковская СОШ»
_________ Т.В. Старцева
____________ В.Н. Дубовской
«_____» _________ 2025г.
«_____» ___________ 2025г.
Программа
летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей
«Смены первых: Патриоты России»
Возраст участников: 6-17 лет.
Сроки проведения: 2.06.2025 - 25.06.2025 г.
Авторы программы:
педагог-организатор
МАОУ «Приданниковская СОШ»:
А.А. Акмазикова
Советник директора по воспитанию
МАОУ «Приданниковская СОШ»:
И.Б. Мешавкина
Программа разработана в 2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
3
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
9
1.1 Цель и задачи воспитания
11
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной
деятельности
11
1.3. Основные традиции и уникальность воспитательной
деятельности
13
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
14
2.1. Основные направления воспитательной работы
15
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
24
3.2 Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
26
Информационые источники
29
24
Приложение
Календарный план
Анкеты
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания для организаций отдыха детей и их
оздоровления (далее – Программа воспитания, Программа) подготовлена
МАОУ «Приданниковская СОШ» на основе Примерной рабочей программы
воспитания
для
общеобразовательных
организаций,
разработанной
Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт
изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
-
Конституцией
голосованием
Российской
12.12.1993,
с
Федерации
(принята
изменениями,
всенародным
одобренными
в
ходе
общероссийского голосования 01.07.2020).
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». - Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной
политике в Российской Федерации».
-
Приказы
№№286,287
Министерства
просвещения
Российской
Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС
основного общего образования от 31 мая 2021 года.
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р).
- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3
- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства
Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие
образования»
(утверждена
Постановлением
Правительства
Российской
Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
17.03.2025 № 209.
- Закон Свердловской области от 15 июня 2011 года № 38 – ОЗ «Об
организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей в Свердловской
области»;
- СанПин 2.4.4.2599.-10 Гигиенические требования к устройству,
содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с
дневным пребывание детей в период каникул;
- Постановление главы МО Красноуфимский округ «Об организации
отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков МО Красноуфимский
округ» от 04.03.2025г. приказ №32.
Актуальность: данная программа соответствует теме 2025 года, по
указу президента В.В. Путина- «Год Защитников Отечества».
Новизна: данная программа впервые реализуется на базе МАОУ
«Приданниковская СОШ» с участием категории детей 6-17 лет.
Программа
является
методическим
документом,
определяющим
комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в
детском лагере, разрабатывается с учётом государственной политики в области
образования
и
воспитания.
Программа
предусматривает
приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
4
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения
в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического
направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе
духовно нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность
знания
лежит
в
основе
познавательного
направления
воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления
воспитания.
«Ключевые смыслы» системы воспитания, с учётом которых должна
реализовываться программа:
«Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и
готовности к защите интересов Отечества, осознание ими своей гражданской
идентичности через чувства гордости за свою Родину и ответственности за
будущее
России,
знание
истории,
недопустимость
фальсификации
исторических событий и искажения исторической правды, на основе развития
программ воспитания детей, в том числе военно патриотического воспитания,
развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства,
как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и
памятникам Отечества.
«Мы – одна команда». Особое внимание в формировании личности
ребенка, основ его поведения и жизненных установок отводится социальному
окружению, важной частью которого является детский коллектив. Детский
коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации,
самостоятельность,
позволяет
сформировать
ответственность,
в
трудолюбие,
детях
инициативность,
чувство
собственного
достоинства. Детский коллектив объединяет детей с разными интересами,
5
потребностями и индивидуальными особенностями. Важно выстраивать
работу и коллективные дела так, чтобы они были интересными и значимыми
для каждого ребенка.
«Россия – страна возможностей». Ребенка воспитывает все, что его
окружает. Окружающая среда формирует его взгляды, убеждения, привычки.
Важно создавать воспитательную среду, доступную, интересную для ребенка.
Создание благоприятной и разнообразной воспитательной среды возможно
через вовлечение детей в конкурсы, мероприятия и проекты детских
общественных объединений, заинтересованных организаций (Общероссийское
общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение
Первых»), где каждый ребенок может найти то, что ему по душе.
Принципы реализации программы:
принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
принцип
системности,
непрерывности
и
преемственности
воспитательной деятельности;
принцип единства концептуальных подходов, методов и форм
воспитательной деятельности;
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников и их групп;
принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей
детей;
принцип реальности и измеримости итогов воспитательной
деятельности.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических
особенностей участников.
Программа
включает
три
раздела:
целевой;
содержательный;
организационный.
Приложение: календарный план воспитательной работы.
6
Идея игровой линии реализации программы
Если мы готовим тематическую смену, то тематическим должно быть не
только содержание. Важной составляющей является игровая оболочка,
позволяющая в полной мере раскрыть тематику смены через изменения
названий, наименование ролей, присвоение новых названий объекта на
территории лагеря, различные приёмы визуализации - тематические
оформление дел, костюмы и т.п.
Игровая модель смены:
В течение всей смены каждый участник играет свою роль: начальник
лагеря – главнокомандующий, генерал, воспитатели отрядов – майоры, прочие
педагогические работники лагеря – капитаны, воспитанники – рядовые. При
этом у воспитанников в ходе выполнения различных «боевых заданий» есть
возможность повыситься в звании и пройти путь от рядового до лейтенанта.
Это дополнительный стимул к участию в лагерных мероприятиях для детей.
Руководство армией осуществляет штаб, в который входят офицеры из
числа педагогов, командиры отрядов. Они решают, как будут жить в лагере,
участвуют в организации тематических дней, вносят коррективы в план,
принимают решения о поощрениях участников смены.
Все воспитанники могут принять участие в организации деятельности
смены: нести караул, быть связистами и осуществлять работу «Армейской
почты», быть членом Пресс-центра и выпускать «Боевой листок».
Напротив, фамилии ребёнка, который принял активное участие в
мероприятии или был его организатором, воспитатель отряда проставляет
звёздочки с помощью специального трафарета по итогам каждого дня.
Решение о присвоении воинского звания принимается на Совете командиров и
объявляется на линейке.
Воинские звания
Рядовой
Ефрейтор
Младший сержант
7
Сержант
Старший сержант
Старшина
Младший лейтенант
Лейтенант
Знаки отличия
Старший лейтенант
Капитан
Майор
Подполковник
Полковник
По
итогам
получает 2 медали
прошедшего
дня
или 1 медаль - за
ежедневно
участие,
за
например,
победу
в
ребёнок
спортивном
соревновании (в рамках спортивного часа), либо в конкурсах по другим
направлениям (это может быть интеллектуальный конкурс, творческий). Кроме
того, за неделю совет подсчитывают общее количество баллов у каждого
ребёнка, что является итогом работы за неделю. Результаты состязаний,
конкурсов отражаются в маршрутной карте на информационном стенде лагеря.
Самый юный сына полка, маленький герой Великой Отечественной
войны, защитник Сталинграда – Сергей Алешков. В 1943 году в возрасте семи
лет за спасение командира и нескольких офицеров 142-го гвардейского
стрелкового полка он получил медаль «За боевые заслуги».
Помогает ребятам из лагерной смены получить «воинское звание»,
принимая активное участие в мероприятиях.
8
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском
лагере
определяются
содержанием
российских
гражданских
(базовых,
общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в
Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия
российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают
духовно нравственные ценности культуры народов России, традиционных
религий народов России в качестве вариативного компонента содержания
воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с
мировоззренческими
и
культурными
особенностями
и
потребностями
несовершеннолетних детей, родителей (законных представителей).
Воспитательная
деятельность
в
детском
лагере
реализуется
в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере
воспитания
детей
является
развитие
высоконравственной
личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания
Цель: формирование патриотизма у ребенка через сюжетно-ролевую
игру и включение в социально значимую деятельность.
Задачи:
- актуализировать знания о патриотизме и любви к Родине у детей.
-
способствовать
коммуникативных,
обучающих
и
формированию
эмоциональных
развивающих
игр,
физических,
способностей
викторин,
детей
конкурсов,
творческих,
посредством
спортивных
мероприятий и квестов.
9
- воспитание уважительного отношения к истории Отечества. Развитие
инициативы и сознательной дисциплины, коллективизма, волевых качеств:
смелости, находчивости, выносливости.
Данные цели и задачи поставлены для следующих возрастных групп:
6-10 лет - дети младшего школьного возраста.
В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом
является создание благоприятных условий для усвоения участниками
социально значимых знаний- базовых норм поведения и культурноисторических традиций общества. Воспитание в этом возрасте направлено на
формирование у детей представлений о гражданских, нравственных и
эстетических
ценностях,
развивает
чувство
принадлежности
к
семье,
коллективу и Родине.
11-17 лет - дети среднего школьного возраста.
Приоритетом является создание условий для развития социально
значимых и ценностных отношений. Воспитательная работа в этом возрасте
направлена на формирование самостоятельности в принятии решений,
осознанного отношения к гражданским обязанностям, уважения к традициям и
культурным ценностям, развивает способность к социальной активности и
навыки взаимодействия с окружающими;
10
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной
деятельности.
Методологической
антропологический,
основой
программы
культурно-исторический
и
воспитания
являются
системно-деятельностный
подходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на
следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет
право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства,
защиту его человеческих прав, свободное развитие;
- принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и
смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных
отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и
взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод
воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к
открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию,
обеспечить возможность выбора при построении собственной системы
ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность
следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму
безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость
совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к
культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при
котором
все
дети,
независимо
от
их
физических,
психических,
11
интеллектуальных, культурно этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем
воспитывающие
среды,
общности,
культурные
практики,
совместную
деятельность и события.
Уклад
–
общественный
договор
участников
образовательных
отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий
традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ,
описывающий
предметно
эстетическую
среду,
деятельности
и
социокультурный контекст.
Воспитывающая
среда
–
это
особая
форма
организации
образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Основными
характеристиками
воспитывающей
среды
являются
ее
насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
- детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым
механизмом воспитания в детском лагере является временный детский
коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал
временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и
закономерности развития временного детского коллектива;
- детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих
ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в
детском лагере – «Дети-Воспитатели».
12
1.3. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ
организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается
роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного
дела);
- создание условий для приобретения детьми нового социального опыта
и освоения новых социальных ролей;
-
проведение
общих
мероприятий
детского
лагеря
с
учетом
конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной
активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности временного
детского коллектива;
-
формирование
коллективов
в
рамках
отрядов,
объединений,
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в
воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к
детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую
(в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность воспитательного процесса в детском лагере заключается в
кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность
–
короткий
период
лагерной
смены,
характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой
ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального
окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует созданию
обстановки доверительности.
13
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным
опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего
окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках
всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы
воспитательной деятельности представлены в соответствующих блоках и
модулях.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в
Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом
ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной
работы, установленных в настоящей Программе воспитания.
«Ключевые мероприятия» – это главные традиционные мероприятия
детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей:
- Торжественное открытие и закрытие смены (программы);
- Тематические дни: День Движения Первых.
- Проведение мероприятий согласно перечню основных государственных
и народных праздников, памятных дат:
1 июня - День защиты детей;
6 июня - день русского языка;
9 июня - 350 лет со дня рождения Петра I;
12 июня – День России,
22 июня – День памяти и скорби, Троица.
-
Торжественная
церемония
подъема
Государственного
флага
Российской Федерации;
- тематические и спортивные праздники, творческие фестивали;
- мероприятия, направленные на воспитание патриотизма
(в рамках
мероприятий, посвященных Году Защитника Отечества).
14
2.1. Основные направления воспитательной работы
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту
тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод
и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- патриотическое воспитание-воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение,
формирование
российского
национального
исторического
сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на
основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных
религий народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность,
получение
профессии,
личностное
самовыражение
в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на
достижение
выдающихся
результатов
в
труде,
профессиональной
деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа
жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом
возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа
жизни, личной и общественной безопасности;
15
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию
себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию с учетом
личностных интересов и общественных потребностей.
Тема: «80 лет Победы в Великой Отечественной войне»
Блок реализации содержания «МИР»
Акцент на вклад науки и культуры в Победу, духовно-нравственные
ценности.
Искусство в годы войны
1. Просмотр фильма «В бой идут одни старики» + обсуждение
2. Конкурс военных плакатов «Окна ТАСС»
3. Просмотр фильмов про Великую Отечественную войну
4. День единого действия «350 лет со дня рождения Петра I»
Уроки мужества
1. Встреча с ветеранами/детьми войны, участниками СВО,
волонтерскими организациями.
2.Акция «Письмо ветерану» (совместно с Движением Первых)
Фестиваль военной песни
Конкурс инсценированной песни «На привале»
Беседы о войне
Читательские ежедневные «пятиминутки» в отрядах по книге «Беседы о
войне» автор Елена Ульева.
Русский язык
День единого действия «День Русского языка «Творчество Пушкина»»
Чтение писем с фронта + мастер-класс «Треугольное письмо».
16
БЛОК «РОССИЯ»
Патриотическое воспитание, связь поколений, историческая память.
Торжественное открытие лагеря
Поднятие флага, гимн
Квест «Дорогами Победы» (станции: военные изобретения, песни войны и пр.)
Экскурсия «Места боевой славы»
Посещение местного памятника/музея ВОВ
Возложение цветов
День юного патриота
Спортивная эстафета «Зарница»
Мастер-класс по сборке/разборке макета автомата
Россия – страна победителей
Флешмоб «Спасибо за мир!» (выстроить живую цифру 80)
Конкурс рисунков на асфальте
Будущее России
Дискуссия «Как сохранить память о войне?»
БЛОК «ЧЕЛОВЕК»
Формирование ценностей через призму военного времени.
Здоровье как подвиг
Тренинг «Первая помощь» (на примере санитаров ВОВ)
Игра «Марш-бросок»
Творчество Победы
Изготовление гвоздик для акции «Бессмертный полк»
Конкурс чтецов стихов о войне
Профессии героев
Встреча с военными, спасателями МЧС\пожарных
Встреча с врачами
17
День памяти и славы
Минута молчания у обелиска.
Инвариативные модули
Модуль «Будущее России»
«Движение-Первых»
С
целью
формирования
у
обучающихся
представления о назначении Общероссийского общественно-государственного
движения детей и молодёжи «Движение Первых», предусмотрены следующие
форматы: - День РДДМ «Движение Первых». - акции от РДДМ в рамках Дней
единых действий, флешмобы, мастер-классы.
Модуль «Коллективно-творческое дело»
КТД как особый тип формы воспитательной работы. Основу данной
методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая
участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от
планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на
взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка,
получение новых навыков и умений, при которой воспитатели и командиры
отрядов действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут
быть отрядными и общелагерными.
Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности:
трудовые,
познавательные,
художественные,
экологические,
досуговые,
спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность
определенным видом общественного ценного опыта (Приложение КП ЛДП)
КТД в детском лагере отличаются от остальных дел, мероприятий, игр не
столько профилем деятельности, а сколько формой их организации.
Модуль «Самоуправление»
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в
организационный
период.
Поскольку
воспитанникам
младшего
и
подросткового возраста не всегда удаётся самостоятельно организовать свою
18
деятельность,
детское
самоуправление
иногда
и
на
время
может
трансформироваться в детско- взрослое соуправление.
На уровне детского лагеря: через деятельность творческих советов дела,
отвечающих за поведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников,
вечеров, акций и т.п.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по
инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и
др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при
взаимодействии с администрацией детского лагеря. На уровне отряда
планируется использовать такие модели самоуправления, как – сбор отряда,
дежурный командир отряда, творческие и инициативные группы.
При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным
может оказаться применение метода чередования творческих поручений
(ЧТП).
На индивидуальном уровне:
-Через
вовлечение
воспитанников
в
планирование, организацию,
проведение и анализ общелагерных и внутриотрядных дел.
-
Через
реализацию
воспитанниками,
взявшими
на
себя
соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в
отряде, уходом за отрядным местом, комнатными растениями и т.п.
Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического
здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение
способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного
отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.
Основными
составляющими
здорового
образа
жизни
являются:
оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание,
соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения,
позволяющих избежать травм и других повреждений.
19
Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание
ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью
окружающих, включает:
- физкультурно-спортивных мероприятия: утренняя зарядка, спортивные
соревнования, эстафеты, спортивные часы;
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе
- ежедневные «Минутки здоровья», направленные на формирование
навыков здорового образа жизни, профилактику вредных привычек и
привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря
обогащает его внутренний мир, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды
предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря
(вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и
отрядных комнат;
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои
фантазию и творческие способности. В оформлении отрядного уголка
принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным
вдохновителем.
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий
(праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и
т.п.);
- акцентирование внимания детей посредством элементов предметно
эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания
ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
20
- работа детского радио, аудио сообщения (информация, музыка) ,
исполнение гимна РФ;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фото
отчетов об интересных событиях детском лагере.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий
для
успешного
формирования
и
развития
личностных
ресурсов,
способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и
влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых
условиях;
- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по
созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения
безопасности жизнедеятельности;
-
разработку
и
реализацию
разных
форм
профилактических
воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность
в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях,
безопасность
дорожного
движения,
противопожарная
безопасность,
гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность
и т.д.;
-
поддержку
безопасности
инициатив
детей,
жизнедеятельности
правонарушений,
девиаций,
в
педагогов
детском
организация
в
сфере
лагере,
деятельности,
укрепления
профилактики
альтернативной
девиантному поведению – испытание себя (походы, спорт).
21
Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в
детском лагере являются воспитатели, а также они являются важным
участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. Детский
лагерь для ребенка начинается с вожатого, раскрывается через вожатого. Все
нормы и ценности актуализируются ребенком, в том числе через личность
воспитателя.
Методическая служба школы:
- оказывает методическую помощь педагогическим работникам в
разработке учебных планов и программ, в определении содержания, форм,
методов работы с детьми в детских объединениях;
-
выпускает
методическую
продукцию,
готовит
необходимую
информацию и документацию по проведению конкурсов, выставок, олимпиад,
соревнований и т. п.;
- обеспечивает контроль соответствия заявляемых педагогом средств
реализации содержания деятельности с детьми и реальными процессами,
протекающими в ходе лагерной смены.
Формы работы с воспитателями, используемые для реализации модуля:
- учебно – познавательные занятия – беседы, лекции, дискуссии,
проблемные обсуждения, «круглые столы», педагогические мастерские,
создание и анализ педагогических ситуаций, деловые сюжетно- ролевые игры,
решение ситуационных задач в рамках деятельности командирского отряда;
- инструктивно- методический сбор на базе летнего учреждения,
сюжетно- ролевые игры- тренинги по методике организации работы детских
объединений; практикумы, клубы по интересам, массовые формы по
специфическим видам деятельности в условиях, приближённых к реальным.
Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
22
На индивидуальном уровне: - работа специалистов по запросу родителей
для решения острых конфликтных ситуаций;
-
индивидуальное
консультирование
c
целью
координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
Общая работа с родителями: посещение родителями общелагерных
мероприятий.
Модуль «Экскурсии и походы»
Экскурсии и пешие прогулки помогают ребятам расширить свой
кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
ситуациях. С этой целью для детей организуются тематические экскурсии в
музей. На экскурсиях создаются благоприятные условия для воспитания у
детей
самостоятельности
и
ответственности,
обучения
рациональному
использованию своего времени, сил, имущества.
Модуль «Цифровая среда воспитания»
Цифровая среда воспитания предполагает следующее:
-
формирование
культуры
информационной
безопасности,
информационной грамотности, противодействие распространению идеологии
терроризма;
- освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в
социальных сетях и на официальном сайте школы, в социальной сети
ВКонтакте
с
обязательным
использованием
хештега
#ЛДП2025
#СменыпервыхПатриотыРоссии
Модуль «Социальное партнерство»
Реализация программы предусматривает: воспитательный потенциал
социального партнерства - участие представителей организаций-партнеров, в
проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания
и календарного плана воспитательной работы (выставки, народные и
тематические праздники, торжественные мероприятия);
23
- проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций
воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства
Российской Федерации.
Социальное партнерство
ресурсов
социума
обеспечивает
Привлечение
разнообразную
качественную деятельность в лагере.
Профориентационная деятельность
ОМЦ «Маяк»
Библиотека г. Красноуфимска
Библиотека д. Приданниково
Профилактическая деятельность
ГИБДД
Пожарная часть
ПДН г. Красноуфимска
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором
создаются
условия
для
обеспечения
воспитывающей,
эмоционально-
привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне
впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности.
Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв
прежних
связей,
позитивная
окраска
совместной
деятельности
со
сверстниками, постоянное (круглосуточное) сопровождение взрослых и др.
позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной
деятельности и актуализации самовоспитания.
Воспитательный
потенциал
детского
лагеря
обладает
рядом
преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:
24
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в
детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность
ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности
ребенка,
официального
статуса;
опыт
-
неформального
общения,
взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми;
- опыт жизнедеятельности и общения.
Лагерь
с
дневным
пребыванием
находится
по
адресу:
д.
Приданниково, ул. Первомайская 1Б. Лагерь размещается в одноэтажном
здании начальной школы на первом этаже.
Тип лагеря: лагерь с дневным пребыванием.
Территория
лагеря
огорожена
от
мест
интенсивного
движения
автотранспорта.
Для организации лагеря с дневным пребыванием «Смены первых:
Патриоты России» на базе школы имеется:
-
игровые
комнаты
(содержат
стулья,
парты,
канцелярские
принадлежности, настольные игры, игровые модули, призы и награды для
поощрения необходимые для детей, вожатых, воспитателей);
-спортивный
зал/актовый
зал
(оснащён
спортивным
инвентарем,
используется для спортивных соревнований, для конкурсов и подвижных игр
/аудио-аппаратурой);
-школьный стадион (футбольное поле);
- библиотека (читальный зал);
- методический кабинет (содержит большое количество методической
литературы для организации и проведения различных мероприятий в
пришкольном лагере);
- столовая (на 75 мест, штат столовой укомплектован полностью,
современный оборудованный пищеблок);
25
- транспортное средство – школьный автобус (оснащён согласно нормам
СанПина);
- информационный стенд (содержит необходимую информацию о летнем
пришкольном лагере для детей и взрослых);
- спортинвентарь (мячи резиновые и волейбольные, бадминтон,
настольный теннис, обручи, шашки, шахматы, скакалки, кегли);
- отрядные комнаты (оборудованы необходимой мебелью, мультимедиа).
Для учащихся организовано сбалансированное 2-х разовое питание. Дети
ежедневно получают фрукты.
В шаговой доступности от лагеря находятся ОМЦ Маяк, сельская
библиотека, общая врачебная практика д. Приданниково что позволяет
систематически
осуществлять
межведомственное
взаимодействие
для
организации полноценного насыщенного, интересного и безопасного отдыха
детей.
С
точки
зрения
кадрового
обеспечения
программа
реализуется
квалифицированными специалистами со средним/высшим педагогическим
образованием, большинство с первой квалификационной категорией. В
реализации программы участвует педагог – организатор, советник директора
по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
3.2 Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере
является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждый год
для
выявления
основных
проблем
и
последующего
их
решения,
совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в детском лагере, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
26
-
принцип
приоритета анализа сущностных
сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между детьми и взрослыми;
-
принцип
ориентирующий
развивающего
экспертов
на
характера
осуществляемого
использование
его
анализа,
результатов
для
совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников:
грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса.
1. Результаты
воспитания, социализации
и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития детей в отряде за смену. Главный инструмент
– педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные
изменения.
Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает
им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения,
наметить дальнейшие планы по саморазвитию. (Приложение (анкеты)
2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности
детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный
анализ,
является
наличие
в
детском
лагере
интересной,
событийно
насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и
взрослых.
Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при
проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
- социологические: опрос участников образовательных отношений,
экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;
27
-
педагогические:
тестирование,
собеседование,
педагогическое
наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод
самооценки.
Основным предметом анализа, организуемого в детском лагере
воспитательного процесса, является воспитательная работа.
Объектом анализа являются воспитательные мероприятия и результаты
воспитательной работы.
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной
работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу.
Ожидаемые результаты
- Общее физическое и психическое оздоровление детей.
- Эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года.
- Развитие творческой активности каждого ребенка, творческий рост детей.
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них
условиях.
- Максимальная степень самореализации каждого в творческой и
познавательной деятельности.
- Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и
занятости детей.
-Улучшение психологической и социальной комфортности в едином
воспитательном пространстве лагере.
- Развитие лидерских и организаторских качеств и умений участников
программы.
- Творческий рост педагогов.
- Достижение цели: сформировать патриотизм у ребенка через сюжетноролевую игру и включение в социально значимую деятельность.
28
Информационные источники
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2025 №
209 "Об утверждении федеральной программы воспитательной работы для
организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного плана
воспитательной работы" (Зарегистрирован 31.03.2025 № 81693).
2. Вебинар о написании программы смены от отдела методического
сопровождения регионального центра «Дворец молодежи»
https://vk.com/wall134096392_23824?clckid=4fba3488
3.Ульева Е.А. Энциклопедия для малышей «Беседы о войне»: Ростов-на-Дону
«Феникс» 2025.
4 .Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по
организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. –
М.: Педагогическое общество России, 2002.
5. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником.
Волгоград: Учитель, 2007
6. Лобачева С.И. «Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий
в летнем лагере» М. ВАКО, 2007
7. Книга для учителя “Физическая культура” сценарии праздников и игровых
занятий. Москва “Первое сентября” 2002 г.
8. Сивачева Л.Н. “Физкультура – это радость! Спортивные игры с
нестандартным оборудованием” Санкт-Петербург “Детство-пресс” 2002 г.
9. Шмаков С.А. «Игры-шутки, игры-минутки». М.1993.
29
Приложение
Понятийный аппарат программы
Творческая деятельность – это деятельность, направленная на создание
материальных
и
действительности
духовных
и
ценностей,
самореализацию
охватывающая
личности
в
изменение
процессе
создания,
расширяющая пределы человеческих возможностей.
Физкультурно-оздоровительная деятельность - это деятельность, связанная с
занятиями
физической
культурой,
с
комплексом
оздоровительных
мероприятий, направленная на достижение и поддержание физического
благополучия и на снижение риска развития заболеваний средствами
физической культуры и оздоровления.
Здоровый образ жизни – это концепция жизнедеятельности человека,
направленная
на
улучшение
и
сохранение
здоровья
с
помощью
соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и
отказа от вредных привычек.
Детское самоуправление - демократическая форма организации коллектива
детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и
реализации решений для достижения групповых целей, возможность самим
подросткам
планировать,
организовывать,
проводить
разного
рода
мероприятия и дела, которые им интересны.
Коллективное творческое дело (КТД) - главное воспитательное средство
коммунарской методики, способ организации яркой, наполненной трудом,
творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и
воспитанников старших и младших.
Гражданская позиция - интегративное качество личности, позволяющая
человеку проявлять
свое
мнение, сознательно
и
активно
выполнять
гражданские обязанности, разумное использование своих гражданских прав,
точное соблюдение и уважение законов страны.
30
Аналитическая деятельность - неотъемлемый компонент коллективного
творческого воспитания детей, методика разбора и рассмотрения ситуаций
жизнедеятельности
временного
достигнутых результатов.
детского
коллектива,
закрепление
Приложение 2
Анкеты на открытие и закрытие лагеря
Дорогой друг!
Мы предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты.
Чего больше ты ждешь от пребывания в лагере «Смены первых: Патриоты
России»
(выбери не более 3-х ответов и обведи кружочком соответствующие номера)
1. Подружиться с ребятами, найти друзей.
2. Приобрести новые знания, умения в области твоих интересов.
3. Научиться влиять на людей, самостоятельно организовать различные дела.
4. Укрепить свое здоровье, улучшить физическую подготовку.
5. Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя.
6. Поделиться опытом деятельности своей детской организации, узнать о других.
7. Просто отдохнуть, весело провести время.
II. Отметь, пожалуйста, те качества, которые по твоему мнению очень важны для
людей (не более 6):
1. Любознательность 4. Доброта
7. Трудолюбие
10. Честолюбие
2. Честность
5. Смелость
8. Инициативность 11. Милосердие
3. Предприимчивость 6. Дисциплинированность
9. Справедливость 12.
Требовательность к
себе
III. Как ты относишься к спорту (обведи цифру, соответствующую ответу)
1. Постоянно тренируюсь, участвую в соревнованиях (впиши виды
спорта)
_____________________________________________________
2. Занимаюсь на досуге, но постоянно не тренируюсь (впиши виды
спорта)
______________________________________________________
3. Спортом интересуюсь только как зритель, болельщик_____________________________
4. Спорт меня не увлекает_______________________________________________________
IV. Как ты относишься к искусству (обведи цифру, соответствующую ответу)
1. Посещаю (окончил) специальную школу, студию, кружок, впиши
что
2. Занимаюсь самостоятельно следующими видами
искусства
3. Искусство меня интересует только как зрителя, слушателя________________________
4. Искусство меня мало интересует______________________________________________
V. Как ты оцениваешь свое здоровье (обведи цифру соответствующую ответу)
1. Чувствую себя совершенно здоровым
2. Здоровье в целом хорошее, но хотелось бы быть более крепким
3. Здоровье иногда “хромает”, хотя болезненным себя не ощущаю
4. К сожалению, здоровьем похвалиться не могу, болею довольно часто
VI. Что из перечисленного удается тебе без особых затруднений (отметь кружком
соответствующую цифру, возможно несколько ответов)
1. Познакомиться с новыми людьми, вступить с ними в разговор
2. Найти интересное для себя дело без помощи других
3. Организовать других ребят для выполнения какого-либо дела, занятия
4. Справится с возникающими в жизни сложностями
5. Довести задуманное дело до конца
6. Прийти другим на помощь в случае необходимости
7. Отказаться от удовольствия, если это приносит вред моему здоровью и волнует
моих родителей и близких
8. Выступить с каким-либо предложением
9. Самостоятельно решать вопрос, актуальный для класса, школы, организации
VII. Приходилось ли тебе проявлять инициативу в указанных областях:
А. В работе детского объединения
1. Да, довольно часто
2.Да, но редко
3. Не могу вспомнить
Б. В трудовой деятельности
1. Да, довольно часто
2.Да, но редко
3. Не могу вспомнить
В. В оказании помощи другим: товарищам, малышам, инвалидам, престарелым
1. Да, довольно часто
2.Да, но редко
3. Не могу вспомнить
Г. В занятиях по интересам
1. Да, довольно часто
2.Да, но редко
3. Не могу вспомнить
Д. В отношениях с родителями, в семье
1. Да, довольно часто
2.Да, но редко
3. Не могу вспомнить
VIII. Название детского объединения, членом которого ты являешься
IX. Твой возраст (впиши число полных лет), дата рождения (число, месяц, год), знак
Зодиака
X. Место, в котором ты живешь
(адрес)
XI. Фамилия, имя
АНКЕТА “ДОПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ”
1. Самое яркое впечатление за эти дни у
меня
2. Из проведенных дел мне больше всего
понравилось
потому
что
3. Больше всего меня
радует
4. Больше всего я разочаровался
в
5. О тех людях, которые меня окружают, я могу
сказать
6. Я буду протестовать и возмущаться, если
7. Я буду рад,
если
8. Для своего отряда я хочу
предложить
______
9. Если бы я был вожатым, то
я
ну, а если начальником смены,
то