Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

ФГОС СОО индивидуальный проект

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Дата: 2024.09.02 17:54:30 +05'00'

Планируемые результаты освоения обучающимися учебного курса
«Индивидуальный проект»
на уровне среднего общего образования

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
–ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
–готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
–принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
–неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к
Родине (Отечеству):
–российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
–уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
–воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
–гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
–признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;

1

–мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
–интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
–готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
–приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
–готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные
результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
–нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
–принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
–способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
–формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
–развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений
обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: –
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
–экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
–эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям,
в том числе подготовка к семейной жизни:

2

–ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
–положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере
отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
–уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
–осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
–готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
–потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
–готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
–физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
–оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
–ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
–оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
–выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
–сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
–критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

3

–использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
–находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия; –выстраивать
индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения;
–менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
–при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
–координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
–развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
–распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Предметные результаты должны обеспечить:
- умение планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
спользуя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные используемой проблеме;
-умение выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
-распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем
научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать
вытекающие из исследования выводы;
-использовать такие математические методы и приемы, как абстракция и
идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии,
опровержение, контрпример, индуктивное и дедуктивные рассуждения, построение и
исполнение алгоритма;
-использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдение и
постановка проблемы, выдвижение «хорошей» гипотезы, эксперимент, моделирование,
использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление
границ применимости модели/теории;
-использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое
описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
-отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к
суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

4

- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок,
моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
В результате изучения учебного курса «Индивидуальный проект» на уровне
среднего общего образования
Выпускник научится:
-самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование,
учебный и социальный проект;
-использовать такие математические методы и приемы, как перебор логических
возможностей, математические моделирование;
-использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как абстрагирование от
привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
-использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
-использовать некоторые приемы художественного познания мира: целостное
отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего
особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
-целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
Выпускник получит возможность научиться:
-самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
-самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства достижения
планируемых целей: выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать из
них наиболее эффективный;
-основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на
достижение поставленных целей;
-осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач: адекватно оценивать объективную трудность как меру
фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи: адекватно
оценивать свои возможности достижения цели: прилагать волевые усилия и преодолевать
трудности и препятствия на пути достижения целей.
–проводить отбор необходимой информации и использовать информацию
Интернета, телевидения и других СМИ при работе над информационным проектом;
–использовать картографические источники для описания событий и процессов
истории и привязки их к месту и времени;
– представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять
контурную карту;
–приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
–владеть элементами проектной деятельности.
Основное содержание учебного курса «Индивидуальный проект»
на уровне среднего общего образования
Введение в проектную деятельность.
Отличие проектной и исследовательской деятельности. Под проектом понимается
деятельность по созданию оригинального продукта (изделие, мероприятие, знание,
решение проблемы), которая предполагает
координированное выполнение

5

взаимосвязанных действий в условиях временных и ресурсных ограничений. Под
исследованием понимается процесс открытия новых знаний, один из видов
познавательной деятельности.
Характеристика проектной и исследовательской деятельности. Общее и
отличие. Азбука учебного исследования.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и
специфические черты.
К общим характеристикам относятся:
 практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской деятельности;
 структуру учебно-исследовательской и проектной деятельности, которая включает
общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание,
формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных
поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ;
проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в
соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;
 компетентность в выбрано сфере исследования, творческую активность,
собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.
Отличия. Проект направлен на получение конкретного запланированного результата
– продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного
использования. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем
проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат
проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в
его замысле.
В ходе в какой-либо исследования организуется поиск в какой-либо области,
формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть
тоже результат.
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку
проблемы
исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и
последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.
Методы исследования. Теоретические
методы исследования. Применение
теоретических методов. Методы учебного исследования. Классификация. Теоретические
методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование,
моделирование, индукция, дедукция).
Эмпирические методы исследования. Применение эмпирических методов.
Эмпирические методы исследования(эксперимент, наблюдение, опрос, тест, рейтинг,
работа с документами, зарисовка, фото, видео). Виды эксперимента: естественный
(полевой) лабораторный.
Ознакомление с разными видами проектов.
Ознакомить учащихся с разными видами проектов: информационный,
исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный.
Требования к каждому типу проекта.
По характеру проектируемых изменений: инновационные, поддерживающие.
По направлениям деятельности: образовательные, научно-технические, социальные.
По особенностям финансирования: инвестиционные, спонсорские, кредитные,
бюджетные, благотворительные.
По масштабам: мегапроекты, малые проекты, микропроекты.
По срокам реализации: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

6

Теоретические основы создания проектов.
Особенности каждого вида проектов. Проекты могут быть реализованы как в рамках
одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте
может варьироваться. Так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект
может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение
более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут
войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и
учителя.
Различные формы исследовательской деятельности.
Формы урочно-исследовательской деятельности. Урок-исследование, уроклаборатория, урок-творческий отчет, урок-изобретательства, урок «Удивительное рядом»,
урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательских проектов, урок открытых
мыслей.
Внеурочные формы исследовательской деятельности. Образовательные экспедициипоходы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями,
программой деятельности, продуманными формами контроля; макеты, модели, рабочие
установки, схемы, план-карты: постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры,
книги; эссе, рассказы, стихи, рисунки; документальные фильмы, мультфильмы, выставки,
игры, тематические вечера, концерты, сценарии мероприятий.
Учимся работать в группе.
Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде. Основные правила делового
общения. Распределение обязанностей в группе. Степень участия в организации проекта.
Обязанности руководителя проекта. Функциональность группы. Составление
паспорта проекта.
Работа над проектом.
Алгоритм работы над проектом. Постановка цели своей работы, найти ответ на
вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?». Определять цель своей работы.
Отвечать на вопрос: «Что для этого следует сделать?». Решив его, видеть задачи своей
работы.
Следующий шаг – как это делать. Выбирать способы, которые будут использованы
при создании проекта. Знать, чего ученик хочет добиться в итоге.
Для
успешного
осуществления
учебно-исследовательской
деятельности
обучающееся должны овладеть следующими действиями:
 простановка проблемы и аргументирование её актуальности;
 формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла – сущности будущей
деятельности;
 планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
 проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией
результатов работ;
 оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного
продукта;
 представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц
для обсуждения и возможного дальнейшего практического применения.
Способы получения и переработки
информационного текста. Работа с каталогами.

7

информации.

Составление

плана

Знать структуру каталогов; оформлению карточки в каталоге и о способах
получения информации из карточки; самостоятельно работать с каталогами в библиотеке;
искать информацию по заданному параметру; пользоваться каталогами.
Знать способы первичной обработки информации. Работать с текстом при помощи
разных приемов; комбинировать разные способы первичной обработки информации;
работать с понятиями; работа с книгой (составление плана информационного текста,
тезисы, конспект, цитирование: аннотация, литературный обзор, монографический
реферат). Работа в сети Интернет.
Понятие «план информационного текста». Правила формулирования пунктов плана.
Работа в сети Интернет. Поиск материала, его оценка и переработка.
Основы риторики.
Публичное выступление, его особенности. Особенности восприятия выступления
слушателями. Правила публичного выступления.
Оформление электронной презентации своего исследования. Программы, в которых
может быть выполнена презентация исследования. Требования к оформлению
презентации. Создание презентации результатов исследования.
Тематическое планирование учебного курса «Индивидуальный проект»
на уровне среднего общего образования
№
тема
Кол-во часов
урока
по теме
1
Введение в проектную деятельность.
1
2
Знакомство с понятийным рядом.
1
3
Проект. Исследование. Продукт.
1
4
Отличие проектной и исследовательской деятельности.
1
5
Специфические черты проектной деятельности.
1
6
Специфические черты исследовательской деятельности.
1
7
Проблемы исследования.
1
8
Выдвижение гипотезы.
1
9
Анализ актуальности исследования.
1
10
Целеполагание, постановка задач.
1
11
Выбор средств и методов исследования.
1
12
Определение последовательности и сроков работ.
1
13
Экспериментальная или модельная проверка выдвинутых
1
предположений.
14
Планирование в проектной деятельности.
1
15
Теоретические методы исследования.
1
16
Классификация методов: анализ, синтез, сравнение,
1
обобщение, классификация.
17
Классификация методов: абстрагирование, моделирование,
1
индукция, дедукция.
18
Применение теоретических методов.
1
19
Эмпирические методы исследования: эксперимент,
1
наблюдение опрос, тест, рейтинг.
20
Эмпирические методы исследования: работа с документами,
1
зарисовка, фото, видео.
21
Виды эксперимента: естественный (полевой), лабораторный.
1
22
Применение эмпирических методов в индивидуальном
1
проекте.
23
Виды проектов. Информационный проект.
1

8

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
62
62
63
64
65
66
67
68

Виды проектов. Исследовательский проект.
Виды проектов. Творческий проект.
Виды проектов. Социальный проект.
Виды проектов. Инженерный проект.
Виды проектов. Бизнес-проект.
Требования к каждому типу проектов по критериям.
Формы исследовательской деятельности.
Особенности индивидуального проекта в рамках одного
предмета.
Особенности индивидуального проекта на содержании
нескольких предметов.
Особенности группового проекта.
Особенности краткосрочных проектов.
Особенности долгосрочных проектов.
Различные формы исследовательской деятельности.
Формы урочно-исследовательской деятельности.
Внеурочные формы исследовательской деятельности.
Формы контроля внеурочной исследовательской деятельности.
Правила работы в группе.
Сотрудничество. Навыки работы в команде.
Основные правила делового общения.
Распределение обязанностей в группе.
Степень участия в организации проекта.
Обязанности руководителя проекта.
Функциональность группы.
Составление паспорта проекта.
Алгоритм работы над проектом.
Выбор способов работы над проектом.
Постановка проблемы, аргументирование её актуальности.
Выбор необходимого инструментария.
Поэтапное проведение исследовательских работ.
Оформление результатов учебно-исследовательской
деятельности.
Способы получения и переработки информации.
Составление плана информационного текста.
Структура каталогов.
Способы первичной обработки информации.
Работа в сети Интернет.
Поиск материала, его оценка и переработка.
Публичное выступление и его особенности.
Особенности восприятия выступления слушателями.
Правила публичного выступления.
Оформление электронной презентации своего исследования.
Программы, в которых может быть выполнена презентация.
Технические требования к оформлению презентации.
Эстетические требования к оформлению презентации.
Создание презентации результатов исследования.
Защита творческих проектов.

9

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».