МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Дата: 2024.09.05 19:46:09 +05'00'
Планируемые результаты освоения обучающимися учебного курса «Анализ
текста» на уровне основного общего образования
Требования к результатам освоения обучающимися программы учебного
курса «Работа с текстом»:
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы
представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и
детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой
группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих
предоставление
и
использование
исключительно
неперсонифицированной
информации.
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий,
раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
1) владение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание
информации устного и письменного сообщения; владение разным видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной); способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме; владение различными видами монолога и диалога; способность
участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыками анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами
речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения.
3.Предметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают
и детализируют их.
1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8)понимание коммуникативноэстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Планируемый уровень подготовки обучающихся
В результате изучения элективного курса обучаемый должен знать:
—
основные признаки текста.
В результате изучения элективного курса обучаемый должен уметь:
—
осознанно воспринимать текст;
—
определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и
точку зрения героя;
—
правильно и лаконично излагать содержание текста;
—
определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова,
анализировать их структурно-смысловые связи;
—
членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную
тему, но и микротемы;
—
выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее
на слух;
—
выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;
—
свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении
тестовых заданий.
При выразительном чтении текста:
—
умение выбирать тон, темп чтения,
—
принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности;
—
определять, где нужны логические ударения, паузы.
Содержание программы курса «Анализ текста» на уровне основного общего
образования
Раздел 1. Текст как результат речевой деятельности
—
Тема, основная мысль.
—
Абзац. Зачин (первое предложение). Виды зачинов. Синтаксическое
строение зачинов.
—
Ключевые слова.
—
Взаимодействие названия (заголовка) и текста.
—
Способы связи между предложениями в тексте (цепная и параллельная
связь). Средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические).
—
Смысловая и композиционная целостность текста.
—
Лексические, грамматические средства выражения отношения, оценки.
Раздел 2. Средства выразительности в тексте
—
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности:
лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы,
стилистически
окрашенная
лексика,
термины,
диалектизмы
и
др.);
словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки);
морфологические, синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды
однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные
изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические, тропы, средства
экспрессивного синтаксиса).
—
Анализ текста с точки зрения использования в нём средств
выразительности.
—
Стилистические возможности языковых средств.
Раздел 3. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
—
Выразительное чтение как тест на понимание текста. Тон и темп чтения.
Логические паузы и ударения. Интонация текста.
Раздел 4. Синтаксические и пунктуационные нормы текста
—
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение.
—
Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом
предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания
в сложноподчинённом предложении.
—
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Виды и формы контроля
—
Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных
разделов в виде практических работ, с помощью тестов, письменных работ (сжатого
изложения, сочинения - рассуждения), редактирования текста. После изучения всего
курса проводится итоговая контрольная работа: сжатое изложение и сочинениерассуждение. Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным
для ГИА.
Тематическое планирование курса «Анализ текста»
9 класс 17 часов
№
урока
1
2
3
4
Тема урока
Текст как результат речевой деятельности.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы
Тема,
языка. идея, проблема текста и способы их установления и
формулирования
Роль ключевых слов текста.
Способы и средства связи между предложениями в тексте.
Количество
часов по теме
6
1
1
1
1
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Характер смысловых отношений между частями текста.
Смысловая и композиционная целостность текста.
Средства выразительности в тексте.
Особенности
использования
лексических,
словообразовательных, морфологических, синтаксических
средства выразительности
в тексте.
Специальные
изобразительно-выразительные
средства в
тексте и их роль.
Выбор и организация языковых средств в соответствии с
темой и основной мыслью текста.
Практическая работа «Анализ текста с точки зрения
использования в нём средств выразительности».
Выразительное чтение текста как искусство звучащего
слова.
Выразительное чтение как тест на понимание текста.
Логические паузы и ударения. Интонация текста.
Синтаксические и пунктуационные нормы текста.
Словосочетание и предложение.
Функции сложного предложения в тексте.
Пунктуация в сложном предложении текста.
Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных
норм.
Повторение изученного
Итого:
1
1
4
1
1
1
1
2
1
1
5
1
1
1
1
1
17 часов