Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочая программа курса Биология от А до Я ООО МАОУ Приданниковская СОШ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.09.05 19:47:36 +05'00'

Программа курса внеурочной деятельности «Биология от А до Я»
для обучающихся на уровне основного общего образования
8 класс
Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена тем, что интеллектуальное развитие – непрерывный
процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее
интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах,
которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта. Организация внеурочной
деятельности в рамках проектного направления, как достаточно сложной формы деятельности,
продолжение предметных линий и использованием эффективных форм проведения занятий,
позволит успешно решать проблемы развития интеллекта обучающихся.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию
логического мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению
своих знаний через содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к
самореализации. В результате у учеников формируется устойчивый интерес к решению проблемных
задач, совершенствуются умения применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но
и в повседневной деятельности, за пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в
связи с осуществлением деятельностного подхода к процессу обучения
Новизной данного курса является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход,
который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний,
умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности
обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:
-реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно
добывать и систематизировать новые знания;
-воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного
общества;
-признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и
познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей
образования и воспитания и путей их достижения;
Педагогическая
целесообразность
данной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы заключается в возможности успешного решения вопросов, связанных
с развитием у обучающихся универсальных учебных действий в условиях дополнительного
образования, социализацией, нравственно-эстетическим воспитанием детей и подростков, с их
профессиональным самоопределением.
Цель программы:
- углубление и расширение знаний учащихся о живых организмах, развитие познавательной
деятельности, творческого потенциала учащихся, воспитание у учащихся естественнонаучного
восприятия окружающего мира;
- создание условия для овладения учащимися основными общебиологическими и медицинскими
терминами и понятиями; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии;
сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной, микробиологией, экологией.
Задачи программы:
 расширять кругозор учащихся в различных областях экспериментальной биологии;
 развитие мотивации к собственной учебной деятельности;
 учить применять биологическую терминологию;
 научить ставить проблемный вопрос, выдвигать гипотезы, составлять план деятельности,
делать выводы и презентовать результаты своей работы;
1

развивать умения анализа качественных и количественных сторон
явлений, делать
правильные и доступные выводы, обобщения, обосновывать собственные мысли.
Отличительные особенности Данная программа имеет ряд особенностей: - в сравнительно
короткое время каждого занятия учащиеся должны овладеть определёнными практическими
навыками; - успешное усвоение программы зависит от обеспечения наглядными пособиями и
оборудованием для осуществления лабораторных и практических работ; - овладение практическими
навыками и предполагает активную самостоятельную работу учащихся, что позволяет повысить
учебную мотивацию; - теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятие
является логическим продолжением предыдущего; Экологический аспект программы даёт
возможность формирования у обучающихся нравственных и мировоззренческих установок. Курс
готовит воспитанников к творческой и исследовательской деятельности. Отличительные
особенности программы Особенностью данного курса является интегративный межпредметный
характер. Он включает в себя сведения различных образовательных курсов: биологии, географии,
технологии, истории, и других. Практическая направленность заключается в том, что содержание
курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как
в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных
задач.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 0.5 часа, количество учебных занятий в
год – 17 часов. Продолжительность занятий в группах устанавливается в соответствии с
санитарными нормами и правилами. Продолжительность учебного занятия при реализации
дополнительной общеразвивающей программы рассчитана в академических часах (академический
час – 40 мин) с учетом возрастных особенностей подготовки занимающихся и не превышает 1 часа в
неделю.
Форма организации учебного процесса: групповая и индивидуально-групповая.
Форма контроля: лабораторные и практические работы.
Основные методы и приёмы обучения: конструирование, моделирование, исследование.
Деятельность обучающихся базируется на следующих принципах:
- научность, связь теории и практики; - принцип учёта возрастных особенностей учащихся; принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
- учёт индивидуальных особенностей учащихся;
- принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой,
исследовательской) деятельности;
- непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма
обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса.
Форма и методы работы . Занятия проводятся путем использования методов рассказа, беседы и
обсуждения, в процессе которых учитель актуализирует ранее полученные знания учащихся из
различных разделов биологии, чтения лекций, практикумов, самостоятельных работ, практических
работ по решению текстовых и тестовых задач. Занятия предусматривают взаимосвязь
индивидуальной, коллективной и самостоятельной работы
Форма и сроки оценивания. Программа курса внеурочной деятельности предусматривает
использование современных оценочных средств. Одним из методов оценки личностных результатов
обучающихся является проектная деятельность, интегрирующая в себе проблемный подход,
групповые методы работы, рефлексивную и поисковую деятельность, публичное выступление.
Данная работа позволяет учащимся в практической ситуации демонстрировать полученные знания.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся
регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных действий, направленных на
анализ познавательной деятельности и управление ею. Объектом оценки предметных результатов
служит способность обучающихся решать познавательные и практические задачи с использованием
средств учебного предмета (сочинения-рассуждения, отзывы, рецензии).
Форма оценивания:
- выступление,
- презентация,
- защита проекта


2

Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
− сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать
выводы), эстетического отношения к живым объектам;
-осознание себя членом социума, уважительное и тактичное отношение к мнению других
членов общества.
Предметные результаты:
− приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов, методологии социальных исследований;
− формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности.
Метапредметные результаты:
− умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение объяснять биологические явления и процессы с научных позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
− овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
− умение работать с различными источниками биологической информации;
− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
− умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
− умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение;
− формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникативных технологий (ИКТ-компетенций).
Содержание курса внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной
образовательной программы среднего общего образования, ориентированной на единое
пространство учебной и внеурочной деятельности. Поэтому данный курс будет способствовать
формированию, совершенствованию и развитию метапредметных умений, предусмотренных ФГОС
ООО и общеобразовательной школьной программой.
Содержание курса внеурочной деятельности «Биология от А до Я»
1.
Организационное занятие.На первом ознакомительном занятии члены кружка
продемонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах органического мира, выскажут
свои замечания и пожелания по работе кружка, распределят между собой основные темы
лекционных выступлений.
2. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеоматериалов, практические
занятия). Ботанические занятия предполагают знакомство с удивительными особенностями растений
3

нашей планеты (в том числе просмотр видеофильма «Чудеса ботанического мира», работу с
комнатными растениями, находящимися в кабинетах школы.
3. Зоологические занятия (лекции, викторина, просмотр видеофильмов, составление и
просмотр компьютерных презентаций). На зоологических занятиях члены кружка познакомятся с
многообразием профессий, связанных с миром животных (ученые – энтомологи, орнитологи,
ихтиологи, зоогеографы и т.п., ветеринары, режиссеры, операторы фильмов о животных и т.д.),
узнают как можно изучать животных и где могут пригодиться эти знания.
4.Микробиологические занятия (лабораторные работы, составление и просмотр
компьютерных презентаций, доклады учащихся). Микробиологические занятия помогут лучше
узнать загадочный мир бактерий, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с
микроскопом и приготовлении микропрепаратов.
5. Творческие занятия. Занимательные занятия: шарады, биологические викторины и др.
Тематическое планирование программы курса внеурочной деятельности «Биология от А до Я»
№
п/п
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема занятия

Примечание

Организационное занятие. Введение: способы познания мира. Понятие
об экологических сообществах, живых организмах, их составляющих.
Мир растений. Особенности и многообразие. Растения как
производители органических питательных веществ в экологическом
сообществе
Осенний пейзаж
Тайны жизни растений. «Узнай растение, живущее рядом с тобой».
Съедобные и ядовитые растения
Растения Красной книги Свердловской области
Мир животных. Особенности и многообразие животных. Животные
Свердловской области.
Мир беспозвоночных животных. Определение членистоногих по
рисункам и коллекции.
Мир позвоночных животных. Холоднокровные животные.
Мир позвоночных животных. Теплокровные животные.
Животные в жизни человека.
Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой
помощи.
Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с
микроскопом. Приготовление микропрепаратов.
Клетка растений. Создание макета растительной клетки.

Экскурсия
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Клетка животных. Создание макета животной клетки
Практическая
работа.
Изучение строения инфузории – туфельки.
Практическая
работа.
Оценка микроклимата в школе. Подготовка отчета. Представление Практическая
результатов. Пути решения для улучшения климата в школе.
работа
Творческие занятия
Проведение
викторин и игр для
учащихся

Материально-технические условия реализации программы курса внеурочной
деятельности «Биология от А до Я»
4

Занятия по проводятся в специально оборудованном кабинете биологии и химии, с
использованием учебно-наглядных пособий, оборудования.
Материально-техническое обеспечение программы
ноутбук
мультимедийный проектор
экран, микроскопы
лупы
-комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
1. Н.И. Шорина. Биология: Практикум по ботанике. 6-7 классы.- М: НЦ ЭНАС, 2003.
2. В.П. Александрова, И.В. Болголова, Е.А. Нифантьева. Экология живых организмов:
Практикум с основами экологического проектирования. 6-7 классы. – М.: Вако, 2014.
3. В.П. Александрова, И.В. Болголова. Культура здоровья человека: Практикум с основами
экологического проектирования. 8 класс. – М.: Вако, 2015.
4.М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей биологии в
вопросах и ответах; 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2005г.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».