МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГ
О ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Подписано цифровой
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Дата: 2024.09.05 20:00:53
+05'00'
Рабочая программа
коррекционного курса «Думай. Считай. Разгадывай»
начального общего образования
(2-4 класс)
I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Думай. Считай. Разгадывай.» рассматривается в рамках реализации ФГОС
НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Думай. Считай. Разгадывай.»» (далее – программа)
составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой
Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник
программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает
включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим
содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует
появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также
формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности,
любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений
младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся
реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Думай. Считай. Разгадывай.»» направлено на воспитание интереса к
предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть
использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они
овладевают на уроках математики.
«Думай. Считай. Разгадывай.»» учитывает возрастные особенности младших школьников и
поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает
умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры,
последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что
приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на
листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно
поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу,
переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать
принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в
группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания
могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая
внимание только на количественных;
1
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
—
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
—
освоение эвристических приёмов рассуждений;
—
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом
ситуации, сопоставлением данных;
—
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
—
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать
трудности
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные
учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Программа «Думай. Считай. Разгадывай.» реализуется в общеобразовательном учреждении в
объеме 1 часа в неделю 34 часа в год в 3- 4 классах во внеурочное время
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности:
соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических
знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе
содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные
дать простор воображению.
Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые
уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы:
игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических
данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма
больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!»,
«Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь»,
«Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной
стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20;
100», «Умножение», «Деление»;
2
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по
темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.,
конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного
задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми
головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать
собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном
действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать
критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными
данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте
задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой
информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования
ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по
проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи,
выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ +
ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа
решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и
искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или
в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаковосимволические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
—объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать
наиболее эффективный способ решения задачи;
—оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
3
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут
передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения.
Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку).
Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и
несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички).
Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в
соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения.
Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с
использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание
объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус,
четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание
объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус,
четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из
электронного оного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление
движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной
конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным
контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
4
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из
развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную
конструкцию с образцом.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Думай. Считай. Разгадывай.» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к
ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность
нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в
окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание
окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении,
самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие
существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время,
количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником),
необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных
дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные
особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры,
истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране ВнималкиСосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
5
№
п/п
Календарно – тематический план
2 класс
Разделы программы и
Кол-во
Характеристика деятельности
темы учебных занятий
часов
1
Геометрическая мозаика
«Удивительная снежинка»
2
3
Крестики-нолики.
1
Числа.
Арифметические 1
действия. Величины.
Математические игры
4
Геометрическая мозаика
Прятки с фигурами.
1
5
Мир занимательных задач
Секреты задач
1
6
Геометрическая мозаика
«Спичечный» конструктор
«Спичечный» конструктор
1
8
Геометрический
калейдоскоп.
1
9
Числа.
Арифметические 1
действия. Величины.
Числовые головоломки
«Шаг в будущее»
1
7
10
1
1
11
Геометрическая мозаика
Геометрия вокруг нас
1
12
Путешествие точки.
1
Геометрические узоры.
Симметрия. Закономерности в
узорах. Крестики-нолики.
Игра «Крестики-нолики»
Игры «Волшебная
палочка», «Лучший лодочник»
(сложение, вычитание в пределах
20).
Числа от 1 до 20. Игра «Русское
лото». Построение
математических пирамид:
«Сложение и вычитание в
пределах 20 (без перехода через
разряд)».
Числа от 1 до 20. Игра «Русское
лото». Построение
математических пирамид:
«Сложение и вычитание в
пределах 20 (без перехода через
разряд)».
Решение нестандартных и
занимательных задач. Задачи в
стихах.
Построение конструкции по
заданному образцу.
Перекладывание нескольких
спичек в соответствии с
условиями. Проверка
выполненной работы.
Конструирование
многоугольников из заданных
элементов. Танграм.
Составление картинки без
разбиения на части и
представленной
Решение и составление ребусов,
содержащих числа.
Конструкторы: «Спички». Игры:
«Волшебная палочка», «Лучший
лодочник», «Чья сумма больше?».
Решение задач, формирующих
геометрическую
наблюдательность
Пространственные представления:
«лево», «право», «вверх», «вниз».
Построение геометрической
фигуры (на листе в клетку) в
6
Сроки
проведения
план
факт
13
«Шаг в будущее»
1
14
Тайны окружности
Окружность.
1
15
Числа.
Арифметические 1
действия. Величины.
Математическое
путешествие.
16
«Новогодний серпантин».
1
17
«Новогодний серпантин».
1
18
Математические игры.
1
19
«Часы
нас
будят
по 1
утрам…»
Геометрическая мозаика
1
Геометрический
калейдоскоп
20
21
Мир занимательных задач
Головоломки
Расшифровка
закодированных слов.
1
22
Секреты задач
1
23
Числа.
Арифметические 1
действия. Величины.
«Что скрывает сорока?»
соответствии с заданной
последовательностью шагов (по
алгоритму). Проверка работы.
Построение собственного рисунка
и описание его шагов.
Конструкторы: «Кубики»,
«Паркеты и мозаики», «Весы»
Игры:
«Волшебная палочка», «Лучший
лодочник», «Чья сумма больше?»,
«Гонки с зонтиками» и др.
Распознавание (нахождение)
окружности на орнаменте.
Составление (вычерчивание)
орнамента с использованием
шаблонов (по образцу, по
собственному замыслу).
Вычисления в группах. Первый
ученик из числа вычитает 4;
второй — прибавляет 2, третий —
вычитает 1, а четвёртый —
прибавляет 5.
Ответы к пяти раундам
записываются.
Математические головоломки,
занимательные задачи.
Построение математических
пирамид: «Сложение в пределах
20», «Вычитание в пределах 20».
Восстановление примеров:
объяснить, какая цифра скрыта;
проверить, перевернув карточку.
Задания на разрезание и
составление фигур.
Определение времени по часам с
точностью до часа. «Часы»
Задачи с лишними или
недостающими либо
некорректными данными.
Нестандартные задачи.
Решение и составление ребусов,
содержащих числа.
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы, игры,
математические головоломки,
занимательные задачи.
Игра «Математическое домино».
Математические пирамиды:
«Сложение», «Вычитание».
У каждого два кубика. Запись
результатов сложения (вычитания)
чисел числа точек) на верхних
гранях выпавших кубиков.
7
24
25
26
Интеллектуальная
1
разминка.
Таблица
сложения 1
однозначных, двузначных
чисел в пределах 20.
Увеличение (уменьшение) 1
чисел в пределах 20.
27
Игры с кубиками
сложение (вычитание).
на 1
28
В царстве смекалки
1
29
Интеллектуальная разминка
1
30
Геометрическая мозаика
Составь квадрат.
Прямоугольник. Квадрат.
1
31
Мир занимательных задач
Мир занимательных задач
1
32
Задачи, имеющие несколько 1
решений.
33
34
Математические фокусы
Математическая эстафета
1
1
Итого
34 часа
Взаимный контроль.
Игра «Не собьюсь».
Сбор информации и выпуск
математической газеты (работа в
группах).
Игра «Математическое домино».
Математические пирамиды:
«Сложение», «Вычитание».
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы, математические
игры, математические
головоломки,
занимательные задачи.
Отгадывание задуманных чисел.
Чтение слов: слагаемое,
уменьшаемое и др. (ходом
шахматного коня).
Решение занимательных задач.
Упражнения на развитие
логического мышления.
Задания на составление
прямоугольников
(квадратов) из заданных частей.
Составление фигур из более
мелких фигур
Нестандартные задачи. Задачи и
задания, допускающие
нестандартные решения.
Обратные задачи и задания.
Задача «о волке, козе и капусте».
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы, математические
игры, математические
головоломки,
занимательные задачи.
Отгадывание задуманных чисел.
Задачи-шутки. Занимательные
вопросы и задачи-смекалки.
Задачи в стихах. Игра «Задумай
число».
8
№
п/п
Разделы программы и
темы учебных занятий
Кол-во
часов
3 класс
Характеристика деятельности
1
2.
3.
4.
5
Интеллектуальная
разминка
Числа в пределах сотни
Лучший счетчик
Счет на лету
Римские цифры
6
Числовые головоломки
1
7
Секреты задач
1
8
В царстве смекалки
1
9
Математический марафон
1
1011
«Спичечный» конструктор
2
12
13
Выбери маршрут
Интеллектуальная
разминка
1
1
14
Математические фокусы
1
Решение задач в стихах на внимание
по теме: «Величины и числа».
Из чего состоит число
Как научиться считать точно
Учимся считать точно и быстро
Занимательные задания с римскими
цифрами.
Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение
числового кроссворда (судоку,
какуро).
Задачи и задания на развитие
пространственных представлений.
Решение логических задач
«Переливашки»
Магические квадраты и
треугольники
Построение конструкции по
заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с
условиями. Проверка выполненной
работы.
Решение геометрических задач
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы, электронные
математические игры (работа на
компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
«Угадай задуманное число»
1517
18
Занимательное
моделирование
Математическая копилка
3
Работа с танграммом
1
Учимся составлять задачи
19
Какие слова
спрятаны в таблице?
1
Разгадай математический ребус
20
«Математика
друг!»
1
Решение логических задач «Верю не верю»
21
Решай, отгадывай, считай
1
Числовые загадки
2223
В царстве смекалки
2
24
Числовые головоломки
1
Сбор информации и выпуск
математической газеты
(работав группах).
Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Заполнение
числового судоку.
1.
—
наш
1
1
1
1
9
Сроки
проведения
план
факт
2526
Мир занимательных задач
2
27
Математические фокусы
1
2829
Интеллектуальная
разминка
2
30
Блиц-турнир по решению
задач
1
31
Математическая копилка
1
32
Геометрические фигуры
вокруг нас
Математический
лабиринт
Математический праздник
1
33
34
Итого
1
1
Задачи со многими возможными
решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими
данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство:
найти цифровое значение букв
в условной записи.
Отгадывание задуманных чисел:
«Отгадай
задуманное
число»,
«Отгадай число и месяц рождения»
и др.
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы,
электронные
математические игры (работа на
компьютере),
математические
головоломки, занимательные задачи.
Решение логических, нестандартных
задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.
Математика
в
магазине.
Составления задач.
Повтори картинку. (Работа с
набором «Танграм».)
Интеллектуальный марафон.
Задачи-шутки.
Занимательные
вопросы и задачи-смекалки. Задачи
в стихах. Игра «Задумай число».
34 часа
10
№
п/п
1.
2.
3.
Разделы
программы и темы
учебных занятий
Интеллектуальная
разминка
Числа-великаны
Мир занимательных
задач
Кол-во
часов
1
1
1
4.
Кто что увидит?
1
5
6
Римские цифры
Числовые
головоломки
1
1
7
Секреты задач
1
8
В царстве смекалки
1
9
1
1011
Математический
марафон
«Спичечный»
конструктор
12
Выбери маршрут
1
13
Интеллектуальная
разминка
1
14
Математические
фокусы
1
1517
Занимательное
моделирование
3
2
4 класс
Характеристика деятельности
Решение логических задач «Математика вокруг
нас»
Как велик миллион? Что такое гугол?
Задачи со многими возможными решениями.
Задачи с не достающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти
цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Задачи и задания на развитие
пространственных представлений.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Решение и составление ребусов, содержащих
числа. Заполнение числового кроссворда
(судоку, какуро).
Задачи в стихах повышенной сложности:
«Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).
Сбор информации и выпуск математической
газеты (работа в группах).
Решение задач международного конкурса
«Кенгуру».
Построение конструкции по заданному
образцу. Перекладывание нескольких спичек в
соответствии с условиями. Проверка
выполненной работы.
Единица длины километр. Составление карты
путешествия: на определённом транспорте по
выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы, электронные математические
игры (работа на компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как
сложить несколько
последовательных чисел натурального ряда?
Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 +
16 и др.
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида,
шар, куб. Набор «Геометрические тела».
Моделирование из проволоки. Создание
объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма
шестиугольная, призма треугольная, куб, конус,
четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида,
пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору
учащихся).
11
Сроки
проведения
план факт
18
Математическая
копилка
1
19
Какие слова
спрятаны в таблице?
1
20
«Математика — наш
друг!»
1
21
Решай, отгадывай,
считай
1
2223
24
В царстве смекалки
2
Числовые
головоломки
1
2526
Мир занимательных
задач
2
27
Математические
фокусы
1
2829
Интеллектуальная
разминка
2
30
Блиц-турнир по
решению задач
1
31
Математическая
копилка
Геометрические
фигуры вокруг нас
1
Математический
лабиринт
Математический
праздник
1
32
33
34
1
1
Составление сборника числового материала,
взятого из жизни (газеты, детские журналы),
для составления задач.
Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с
математикой. (Например, задания № 187, 198 в
рабочей тетради «Дружим с математикой» 4
класс.)
Задачи, решаемые перебором различных
вариантов. «Открытые» задачи и задания
(придумайте вопросы и ответьте на них).
Задачи и задания по проверке готовых
решений, в том числе неверных.
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их
знаками действий так, чтобы в ответе
получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100.
Две рядом
стоящие цифры можно считать за одно число.
Там, где необходимо,
можно использовать скобки.
Сбор информации и выпуск математической
газеты (работав группах).
Решение и составление ребусов, содержащих
числа. Заполнение числового кроссворда
(судоку, какуро).
Задачи со многими возможными решениями.
Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с
избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти
цифровое значение букв
в условной записи.
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай
задуманное число», «Отгадай число и месяц
рождения» и др.
Работа в «центрах» деятельности:
конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере),
математические головоломки,
занимательные задачи.
Решение логических, нестандартных задач.
Решение задач, имеющих
несколько решений.
Математика в спорте. Создание сборника
числового материала для составления задач.
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на
клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и зарисует)
геометрическую фигуру?
(Работа с набором «Танграм».)
Интеллектуальный марафон.
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и
задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра
12
«Задумай число».
Итого
34 часа
Методическое обеспечение
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления
младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС,
2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма
«Вуал», 1993.
13