Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочая программа курса Лаборатория юного физика НОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.09.05 20:01:37 +05'00'

Программа курса внеурочной деятельности «Лаборатория юного физика»
для обучающихся на уровне начального общего образования
2 - 4 классы
Пояснительная записка
Актуальность данной программы обусловлена тем, на первый план, наряду с общей
грамотностью, выступают такие качества выпускника начальной школы, как, например,
разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в
принятии решений и т.п. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов
образования и предметом стандартизации.
Цель — формирование здоровой, активной, творческой личности, социально
адаптированной и умеющей самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них,
обладающей гражданским сознанием, формирование у младших школьников активного интереса
к процессам, происходящим в природе, стремления к изучению принципов работы различных
технических устройств.
Обучающие задачи: развитие познавательного интереса к изучению природы,
техническому наследию родного края, способствовать овладению научного познания, выработке
применять его при оценке явлений природы и техники, учить работать с литературой и
документами, вырабатывать у школьников систематические знания по развитию науки и техники
родного края , приобщить учащихся к культурно-просветительской и экологической работе.
Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к планете
Земля, формировать общественно-активную личность с гражданской позицией, культуру
поведения и общения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п.
Развивающие задачи: формировать творческий стиль мышления, навыки исследовательской
деятельности при изучении явлений природы, развитие личностных качеств(самостоятельность,
ответственность, активность, аккуратность и т.д.)
Особенности реализации программы:
Предложенная программа позволяет не только лучше узнать явления природы, но и
воспитать социально-ориентированную, любознательную личность, создать творческий
потенциал учащегося.
Данный курс рассчитан на преподавание в 2-4классах начальной школы, предназначен для
занятий с детьми 7-11 лет, направлен на учащихся, проявляющих повышенный интерес к
физическим явлениям.
Программа рассчитана на 3 года обучения , 2-4 классы 17 ч. в год, по 40 минут, 1 раз в
неделю.
Программа внеурочной деятельности
предполагает систематическую проектную
деятельность младших школьников. Она органично сочетает творческую проектную
деятельность и систематическое освоение теоретического материала. Формы организации
занятий по курсу во внеурочной деятельности очень разнообразны. Все занятий способствуют
развитию интеллекта и сферы чувств детей.
Предполагаемые результаты реализации программы
- результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к
научным открытиям и техническим разработкам в данной области физики, к практическому
применению полученных знаний (например, в быту, на транспорте), к людям разных поколений и
социальных групп; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного
поиска и нахождения информации в справочной литературе;
- результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных
отношений школьника к родному Отечеству, родному краю, воспитание чувства гордости за
1

земляков, героев войны и тыла, успешно реализующих развитие науки в любых условиях, успехи
нашей промышленности в мировом масштабе (участие в космических программах самарских
заводов);
- результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности;
опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт интервьюирования и
проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других
социальных групп, поколений, с участниками ВОВ; опыт самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми, работы в команде; опыт управления другими
людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
- выпускник научиться ориентироваться в важнейших для страны и региона событиях и
фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее; приобретет
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; научится
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и других
людей; приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как
регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования основ гражданской идентичности
личности в форме осознания «Я» как гражданина Самары, чувства сопричастности и гордости за
свой край; мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные,
внешние и внутренние мотивы; чувства гордости за свой город, край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Выпускник научится планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и
условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой,
мыслительной форме; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению,
презентации, конференции; использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания,
планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность уметь анализировать и синтезировать необходимую
задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; самостоятельно
адекватно оценивать правильность выполнения действий при работе над проектом,
исследованием, конференцией; вносить изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так
и в конце действия.
Выпускник научится, используя дополнительные источники информации, находить факты,
относящиеся к изучению данного раздела физики; на основе имеющих знаний отличать
реальность данного природного явления от вымысла; использовать различные справочные
издания (словари, энциклопедии и т.д.) с целью поиска и извлечения познавательной
информации; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при
работе с конструкторами, сборке действующих моделей; устанавливать причинно-следственные
связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях; устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
Самостоятельно подбирать литературу по теме; осуществлять расширенный поиск
информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и интернета.
Выпускник научится понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении; учитывать разные мнения и стремление к
координации различных позиций в сотрудничестве; получит возможность готовить и выступать с
сообщениями; формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; наблюдать и
описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на
благо общества, человечества, в интересах школы, семьи, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего
решения в совместной деятельности.
Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в
2

форме:
- викторин, игр, составление и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из
числа всех участников;
- участия в конференциях разных уровней.
План часов внеурочной деятельности
Классы
2
3
4

Количество часов в неделю
1
1
1

Количество часов в год
17
17
17

Содержание занятий внеурочной деятельности
№
1

Звук

количество
часов
2

2

Свет

2

3

Теплота

2

4

Жидкости, газы и
твердые тела
Пространство и
движение
Инерция и реактивное
движение
Электричество и
магнетизм
Итого:

2

5
6
7

Тема

2 класс

Источники звука, способы записи и
воспроизведения. Конкурс самодельных устройств.
Источники света, цвета. Конкурс рисунков,
устройств.
Тепловые процессы в природе, быту. Мультфильм
«Что такое зима». Конкурс «термос»
Строение веществ. Мультфильм «Природоведение
для малышей», конкурс кроссвордов
Законы движения. Создание действующих
моделей. Игра-путешествие.
Законы инерции. Экскурсия в музей Алабина,
«Самара космическая»
Электричество вокруг нас (игра). Создание
моделей электромагнитов, фонариков.

3
3
3
17

Календарно-тематическое планирование по курсу 2 клаcc.
№ Тема урока

1

Введение

2

О «дрожалке» и «пищалке»Как
сделать звук громче. Зачем зайцу
длинные уши
Как увидеть свой голос. Почему
поет пластинка. Как аукнется,
так и откликнется

3

Планируемые результаты
(предметные)
Содержание урока (ученик должен знать)
Общее представление о роли физики в жизни ребенка; о
жизни в школе, о правах и обязанностях
-представление
о понятиях звук, источники звука, тон, высота тона
обмен знаниями между людьми, опыт, жизненный опыт;
-практика правильного речевого употребления этих слов:
микрофон, патефон, и т.д.
-приобретение навыков ориентирования
в пространстве
по этим словам;
-представление
3

о назначении слов, указывающих на положение,
направление движения звука;

4

Вопросы и задания .Как
изжарить яичницу на солнышке.

5

Первобытный фотоаппарат.
Солнечные зайчики.
Фокусы с зеркалами. Вопросы и
задания
Греет ли шуба. Термометр из
бутылки
Как шаги переделать в огонь

6
7
8
9
10
11
12
13

Почему взлетает воздушный
шар.
Почему дует ветер
Жидкие камни. Твёрдая вода
Почему идет дождь и снег.
Как в кино делают лилипутов
Старая мельница

14 Как добыть электричества

15 Лампочки на елке
16 Про магниты и волшебный
гвоздик
17 «Круглый стол». Обобщающее
занятие.

-культура речевого общения,
-представление
о линзе, понятие свойства предметов; описание
предметов, их частей;
-представление
о линзе, понятие свойства предметов; описание
предметов, их частей; -упражнения в узнавании
(определении) предметов по их признакам, частям,
описанию

Понятия «температура», термометр, термос, находить
похожие явления
-отражение в игровых сюжетах логических эпизодов,
характеризующих различные сочетания предметов
-понятие «газ», роль нагретого воздуха в полете шара,
-находить ответы на вопросы.
-ориентироваться в учебнике.
-специфику и роль разных явлений природы, чувств.
-школа, учебный труд
-неживая и живая природа (различение, краткая
характеристика объектов неживой и живой природы,
отличие от изделий)
понятия «зима», «сезонные изменения в природе».
-неживая и живая природа (различение, краткая
характеристика объектов неживой и живой природы,
отличие от изделий)
Особенности времен года (на основе наблюдений).
Явления природы (общее представление о 3–4 явлениях)
-явления природы (общее представление о 3–4 явлениях)
Что такое магнит, как его сделать, понятия
намагниченность, железо

Содержание занятий внеурочной деятельности «Физика для малышей» 3 класс
№

Тема

1

Астрономия

количество
часов
2

2

Физика и природа

2

Основные понятия. Конкурс самодельных
устройств, рисунков.
Источники света, цвета. Конкурс рисунков,
устройств.
4

3

Физика вокруг нас

12

4

Круглый стол.
Обобщающее повторение
Итого:

1

Тепловые, механические, электрические
процессы в природе, быту. Конкурс устройств
Игровая форма обобщения, конкурс
кроссвордов, награждение победителей-команд.

17

Календарно-тематическое планирование по курсу 3 класс.
№ Тема урока

1

2

Введение. Солнечная
печать.Охладитель. Горячая
коробка
Занавес. Плотность.
Электрический заряд и
ускоритель.

3

В движении. Расширение.
На орбите. Притяжение.

4

Свободный
путешественник.Мираж. Тропа
солнца.
Вижу-не вижу.Свет далеких
звезд. Карта звездного неба.

5
6

Растения - компас.

7

Оптический обман. Лупа из
капли.
Колесо вагона. Закручивание.
Звук и направление. Уровень
звука.
Ветрометр. Поддув.

8
9

10 Клин. Подъемник. Пандус.
11 Суперсоломинка. Мимо цели.
12 Прорыв. Парашют.

13 Плавающая игла. Глайдер.

Планируемые результаты
(предметные)
Содержание урока (ученик должен знать)
Общее представление о разделах физики данного курса;
о жизни в школе, о правах и обязанностях
-представление о понятиях холодильник, нагреватель
-обмен знаниями между людьми, опыт, жизненный
опыт;
практика правильного речевого употребления этих слов:
заряд, циклотрон и т.д.
-приобретение навыков ориентирования
в пространстве
по этим словам;
-представление
о назначении слов, указывающих на положение,
направление движения;
-представление
о малых небесных телах, понятие свойства предметов;
описание предметов, их частей;
-упражнения в узнавании (определении) предметов по
их признакам, частям, описаниюПонятия «звезда,
планета, метеорит», находить похожие явления
-отражение в игровых сюжетах логических эпизодов,
характеризующих различные сочетания предметов
-понятие «лупа» «мираж»,
-находить ответы на вопросы.
-ориентироваться в учебнике.
-специфику и роль разных явлений природы, чувств.
- находить естественные и искусственные вентиляции в
окружающем пространстве
-простые механизмы и природа (различение, краткая
характеристика объектов (отличие от изделий)
понятия «рычаг, клин, ворот».
-особенности механических явлений, использование их
в повседневной жизни
-неживая и живая природа (различение, краткая
характеристика объектов неживой и живой природы,
отличие от изделий)
. Явления природы (общее представление о 3–4
явлениях)
-явления природы (общее представление о 3–4
явлениях)
5

14 Магнит-силач.

Что такое магнит, как его сделать, понятия
намагниченность, железо
-безопасное поведение при обращении с различными
устройствами
-безопасное поведение дома при обращении с
электроприборами

15 Качели. Летающая фольга.
16 Свет. Батарейка.
17 «Круглый стол». Обобщающее
занятие.

-представление
о хозяйстве человека, понимание роли бытовых и
промышленных устройств в жизни человека

Содержание занятий внеурочной деятельности 4 класс
№
1

Тема
Электричество

количество
часов
3

2

От простого к сложному

2

3

Техника вокруг нас.

2

4

Продолжаем научные
развлечения

2

5

Необычное в привычном

2

6

Смотри и удивляйся

2

7

Магнитное поле Земли

4

Итого:

17

Основные понятия. Правила работы с
электрическими приборами
Основные понятия. Конкурс самодельных
устройств, рисунков.
Тепловые, механические, электрические
процессы в природе, быту. Конкурс устройств
Моделирование опытов, планирование
эксперимента
Свойства веществ, законы живой и неживой
природы. Моделирование устройств.
Источники света, цвета. Конкурс рисунков,
устройств.
Моделирование опытов, планирование
эксперимента

Календарно-тематическое планирование по курсу 4 класс
№

Тема урока

1

Электричество
Электризация тел
Два вида электричества,
свободные носители заряда
"Электрический" компас
Карусель

2

3

Соберем электроскоп
Электроскоп демонстрирует
индукцию
Электроскоп и два вида зарядов
Экранировка электроскопа

Планируемые результаты
(предметные)
Содержание урока (ученик должен знать)
Обнаружение в проводнике свободных носителей
заряда
Электрическая природа материи Как отличить
заряженную гильзу
-практика правильного речевого употребления слов:
атом, электризация и т.д.
-приобретение навыков ориентирования
В окружающих явлениях
по этим словам;
-представление
о назначении слов, указывающих на порядок действии
при создании устройства
-культура речевого общения, правильного
оперирования основными понятиями
6

4

5

6
7

8

9

10

11

12
13

14

Проводники и изоляторы
Жидкие и газообразные
проводники
Электризация жидкости
И пузырей
Две гильзы
Электрический маятник
Как зарядить гильзу с помощью
индукции
Электрический шарик
Электризация газа
Многократная электризация
Свечение ламп
Электричество. Первые шаги
Как зажечь лампочку?
Когда вода становится
проводником
Сопротивление
Как управлять электрическими
приборами
От простого к сложному
Короткое замыкание
Электролиз воды
Как защититься от ржавчины?
Геркон
Мигалка
Техника вокруг нас.
Чем измерить ток?
Сделаем батарею и лейденскую
банку
Накопление заряда в лейденской
банке
Конденсатор зажигает лампочку и
диод
Светодиод
Соединим конденсаторы
последовательно и параллельно
Электромагнит
Моторчик из батарейки
Магнитная мешалка Генератор
электричества и искр
Продолжаем научные развлечения
Температура пламени
Несгораемая нить
Шарик или конус?
Груз на трубочках
Умные спички
Посмотрите на ваш пульс
Фокус с шариком
Реактивный шарик
Необычное в привычном

-представление
Проводниках и изоляторах, понятие свойства
предметов; описание предметов, их частей;
представление
Электризации жидкостей, понятие свойства
предметов; описание предметов, их частей;
-упражнения в узнавании (определении) явлений по их
признакам, частям, описанию
Понятия индукция, электрический маятник, находить
похожие явления
-отражение в игровых сюжетах логических эпизодов,
характеризующих различные сочетания явлений
-отражение в игровых сюжетах логических эпизодов,
характеризующих различные сочетания явлений
понятие «прибор», роль в измерении -находить ответы
на вопросы.
-ориентироваться в учебнике.
Понятия к.з. , особенности Электролиза

-специфику и роль разных явлений природы, чувств.

-роль светодиодов в жизни человека;
правила безопасного образа жизни;
-и понимать роль общения в жизни современного
человека, взаимосвязи людей.
Роль движения в жизни человека, особенности
генераторов
Куда повернется вал
Явления природы в практическом применении,
история создания устройств
Явления природы в практическом применении,
история создания устройств
Уметь объяснять фокус с шариком и другие
занимательные опыты
Объекты природы как модели современных устройств
7

15

16
17

Плотность
Плотность масла
Почему плавают рыбы?
Модель подводной лодки
Лодка легла на грунт
Почему яхта не переворачивается?
Поверхностное натяжение
Сила сцепления
Клей из воды
Цунами
Волны на поверхности
Извлекаем звук
Резонанс
Грузик на нити
Смотри и удивляйся
Как увидеть луч света
Тень и полутень
Куда вращается диск?
Закон отражения

-правила взаимодействия в природе

-особенности света (на основе наблюдений).

Литература для учителя:
1.
Сикорук Л.Л. Физика для малышей. Педагогика.1996.
2.
Тарасов Л.В.Физика в природе. Просвещение.1998.
3.
Рачлис Х. Физика в ванне. Мир. 1995.
4.
Ильин М. Рассказы о вещах. АСТ.1962
5.
Кузнецов А. Разговоры по утрам или физика для малышей. Детская
книга.2001.
6.
Энциклопедия для детей. Физика. М. Аванта, 2002.
7.
Перельман Я.И. Занимательная физика. М. Мир. 2006.
8.
Дидактический материал для младших школьников. Транспорт. Бытовые
электрические приборы. М. Мир.2009.
9.
Интернет – сайт «виртуальная школа на солнышке»,портал«Солнышко»
10. Дженис ванн Клив « 201 потрясающий магический эксперимент», М. Астрель,
2009.
Литература для учащихся:
1.
Ильин М. Рассказы о вещах. АСТ.1962
2.
Дидактический материал для младших школьников. Транспорт. Бытовые
электрические приборы. М. Мир.2009.
Литература для родителей:
1.
Энциклопедия для детей. Физика. М. Аванта, 2002.
2.
Перельман Я.И. Занимательная физика. М. Мир. 2006.
3.
Дидактический материал для младших школьников. Транспорт. Бытовые
электрические приборы. М. Мир.2009.

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
8

Электронные образовательные ресурсы из единой коллекции цифровых
образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Электронные образовательные ресурсы каталога Федерального центра
информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Сайт для учащихся и преподавателей физики. На сайте размещены учебники
физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, описания
лабораторных работ. Учителя здесь найдут обзоры учебной литературы,
тематические и поурочные планы, методические разработки. Имеется также
дискуссионный клуб http://www.fizika.ru/
Методика физики http://metodist.i1.ru/
Кампус http://www.phys-campus.bspu.secna.ru/
Образовательный портал (имеется раздел «Информационные технологии в школе»)
http://www.uroki.ru/

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».