Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочая программа учебного курса Азбука речи НОО 1 класс Чувашковская ООШ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.09.05 20:04:41 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Азбука речи»
для обучающихся 1 класса

Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука речи» (далее Программа)
направлена на организацию коррекционно– развивающей работы с учащимися первых
классов, имеющими нарушения фонематического восприятия; испытывающими
трудности формирования навыков чтения и письма, связанные с низким уровнем
развития фонематического анализа и воспроизведения, бедностью словарного запаса,
недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно –
пространственного восприятия, зрительной памяти.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утверждённым Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. N 371-ФЗ "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статью 1
Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021
г.
N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 5
июля 2021 г., регистрационный N 64101);
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" .
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2023 г. Регистрационный № 72654;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
(зарегистрирован Минюстом России 29 января 2021 г., регистрационный N 62296);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрирован Минюстом
России 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573).
Программа построена на основе следующих методических разработок:

- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов», М., 2001;
- Л.М. Козырева «Программно-методичекие материалы для логопедических
занятий с младшими школьниками», Ярославль, 2006;
- Е. В. Мазанова «Учусь работать со словом», М., 2022;
- Е.М. Мазанова «Учусь работать с текстом», М., 2022;
- Е.М. Мазанова «Учусь не путать звуки», М., 2021;
- Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», М., 2003;
Цель Программы: создание условий для коррекции недостатков устной речи и
предупреждения нарушений письменной речи обучающихся первого класса в
условиях внеурочной деятельности.
Задачи:
- активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции
предложения (с небольшим распространением);
- формировать полноценный звукобуквенный
соотношения между буквами и звуками в слове;

анализ

с

установлением

- формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьѐ;
- развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и
согласных звуков;
- формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на
артикуляционные и акустические признаки.
- воспитывать правильную речь младших школьников;

Содержание программы внеурочной деятельности «Азбука речи».
Программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса «Азбука речи»
рассчитана на 1 год (33 занятия), 1 занятие в неделю.
Форма работы: фронтальные коррекционно-логопедические занятия (работа с
целым классом).
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные,
игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные.
Программа «Азбука речи» состоит из трёх разделов:
I.
II.
III.

Речь. Предложение. Слово.
Звуки и буквы.
Проверка знаний, умений навыков.

Раздел «Речь. Предложение. Слово» рассчитан на 6 часов, в ходе которого
учащиеся: знакомятся с речевыми и неречевыми звуками речи, строением
артикуляционного аппарата; изучают предложение как единицу речи, учатся выделять
предложение из речи, записывать предложение с помощью условных знаков,
составлять предложение по картинке. Ведется работа по развитию словарного запаса,
развитию грамматической стороны речи. Учащиеся учатся ставить вопросы к словам,
подбирать
слова-действия,
-признаки,
согласовывать
существительное
с
прилагательными в роде, числе, составлять простые нераспространенные
предложения. Учатся делить слова на слоги, выделять ударный слог, воспроизводить
ритмический рисунок слов.
Раздел звуки и буквы рассчитан на 26 часов, предполагает последовательное
изучение:
- гласных 1-го ряда: ведется работа по развитию умений учащихся четко
произносить гласные звуки, формированию правильной артикуляции звука. Учащиеся
учатся выполнять звуковой анализ слов (выделять звук из ряда гласных слогов, слов,
определять место звука в слове), соотносить звук с буквой;
- гласные 2-го ряда: учащиеся учатся определять количество звуков
йотированной гласной в разных позициях; соотносить звук с буквой; обозначать
мягкость согласных на письме и в схемах при помощи йотированных гласных.
- звонкие и глухие согласные: ведется работа по уточнению и сравнению
артикуляции звонких и глухих согласных звуков, выполнять звукобуквенный анализ.
Дается представление о сильной и слабой позиции звуков в слове и обозначении этих
звуков на письме;
- свистящие и шипящие звуки: ведется работа по уточнению и сравнению
артикуляции свистящих и шипящих звуков. Учащиеся учатся выполнять
звукобуквенный анализ, соотносить звук с символом;
- сонорные звуки: ведется работа по уточнению и сравнению артикуляции
звуков. Учащиеся учатся дифференцировать звуки [р] – [л], выполнять
звукобуквенный анализ.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Азбука речи»
К концу реализации Программы выпускник 1 класса:
- знает все звуки и буквы русского языка;
- имеет представления о различии звуков и букв;
- умеет выделять отдельные звуки в словах, определяет их последовательность,
называет место звука по отношению к другим звукам;
- различает гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
- правильно называет мягкие и твердые звуки в слове и в не слова;

- определяет место ударения в слове;
- вычленяет слова из предложений;
- чётко без искажений пишет строчные и заглавные буквы;
- правильно списывает слова и предложения, написанные печатным и
рукописным шрифтом;
- грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) пишет под диктовку слова,
предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением.
Календарно-тематическое планирование
№

Тема занятия

1

Речь.

2

Анализ
предложения.

3

Слова – предметы.

4

Слова – действия.

5

Слова – признаки.

6

Деление слов на
слоги. Ударение.

7

Звук [а]. Буква А.

8

Звук [у]. Буква У.
Звук [О]. Буква О.

9

Дифференциация
звуков [ы] - [и].
Буквы Ы, И.

10

Буква Я.

Содержание логопедической работы
I.
Речь. Предложение. Слово.
Звуки речи. Способы их образования. Органы
речи. Речевые и неречевые звуки.
Предложение как единица речи. Составление
предложений по картинке. Составление схемы
предложения.
Усвоение понятия «слово» как части
предложения, его лексического значения.
Практическое усвоение слов, обозначающих
живые и неживые предметы.
Обогащение глагольного словаря. Учить
различать слова, обозначающие действия
предмета.
Развитие словаря прилагательных. Подбор
признаков к предметам. Роль имен
прилагательных в речи
Деление слов на слоги, выделение ударного
слога. Слогоритмическая схема слова.
Слогообразующая роль гласных.
II.
Звуки и буквы.
Гласные первого ряда.
Развитие навыков выделения звука. Уточнение
артикуляции звука. Соотнесение звука с буквой.
Определение места звука в слове.
Развитие навыков выделения звука. Уточнение
артикуляции звука. Соотнесение звука с буквой.
Определение места звука в слове.
Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ы],
[и]. Дифференциация гласных [ы] - [и].
Соотнесение звуков с буквами.
Гласные второго ряда.
Уточнение артикуляции звука. Соотнесение
количества звуков йотированной гласной в
разных позициях с буквой. Выделение звука из
слова, определение места звука в слове.
Обозначение мягкости согласных на письме и в
схемах при помощи гласной Я.

Кол-во
часов

Дата

1

1 неделя
сентября

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Буква Ю.

12

Буква Е.
Буква Ё.

13

Звуки [с], [с’].
Буква С.

14

Звуки [з], [з’].
Буква З.

15

Дифференциация
звуков [c] - [з].

16

Звук [ж].
Буква Ж.

17

Звук [ш].
Буква Ш.

18

Дифференциация
звуков [ш] - [ж].

19

Звуки [в], [в’].
Буква В.

20

Звуки [ф], [ф’].
Буква Ф.

21

Звуки [п], [п’].
Буква П.

22

Звуки [б], [б’].
Буква Б.

23

Звуки [т], [т’].
Буква Т.

24

Звуки [д], [д’].

Уточнение артикуляции звука. Соотнесение
количества звуков йотированной гласной в
разных позициях с буквой. Выделение звука из
слова, определение места звука в слове.
Обозначение мягкости согласных на письме и в
схемах при помощи гласной Ю.
Уточнение артикуляции звука. Соотнесение
количества звуков йотированной гласной в
разных позициях с буквой. Выделение звука из
слова, определение места звука в слове.
Обозначение мягкости согласных на письме и в
схемах при помощи гласных Е, Ё.
Звонкие и глухие согласные.
Артикуляция. Характеристика звука.
Соотнесение звука с буквой. Выделение звука из
слогов, слов. Определение места звука в слове.
Артикуляция. Характеристика звука.
Соотнесение звука с буквой. Выделение звука из
слогов, слов. Определение места звука в слове.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик звуков [c] - [з]. Соотнесение
звуков с буквами, символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Дифференциация звуков
[c] - [з] в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и текстах. Работа со словамипаронимами.
Артикуляция. Характеристика звука.
Соотнесение звука с буквой. Выделение звука из
слогов, слов. Определение места звука в слове.
Артикуляция. Характеристика звука.
Соотнесение звука с буквой. Выделение звука из
слогов, слов. Определение места звука в слове.
Уточнение и сравнение артикуляции и
характеристик звуков [ш] - [ж]. Соотнесение
звуков с буквами, символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Дифференциация звуков
[ш] - [ж] в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и текстах. Работа со словамипаронимами.
Артикуляция. Характеристика звука.
Соотнесение звука с буквой. Выделение звука из
слогов, слов. Определение места звука в слове.
Артикуляция. Характеристика звука.
Соотнесение звука с буквой. Выделение звука из
слогов, слов. Определение места звука в слове.
Артикуляция. Характеристика звука.
Соотнесение звука с буквой. Выделение звука из
слогов, слов. Определение места звука в слове.
Артикуляция. Характеристика звука.
Соотнесение звука с буквой. Выделение звука из
слогов, слов. Определение места звука в слове.
Артикуляция. Характеристика звука.
Соотнесение звука с буквой. Выделение звука из
слогов, слов. Определение места звука в слове.
Артикуляция. Характеристика звука.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Буква Д.
25

Звуки [к], [к’].
Буква К.

26

Звуки [г], [г’].
Буква Г.

27

Дифференциация
звуков [с] - [ш].

28

Дифференциация
звуков [з] - [ж].

29

Звук [ч].
Буква Ч.

30

Звук [Щ].
Буква щ.

31

Звук [ц].
Буква Ц.

32

Дифференциация
звуков [р] – [л].
Буквы Р, Л.

33

Итоговое занятие.

Соотнесение звука с буквой. Выделение звука из
слогов, слов. Определение места звука в слове.
Артикуляция. Характеристика звука.
1
Соотнесение звука с буквой. Выделение звука из
слогов, слов. Определение места звука в слове.
Артикуляция. Характеристика звука.
1
Соотнесение звука с буквой. Выделение звука из
слогов, слов. Определение места звука в слове.
Свистящие и шипящие звуки.
Уточнение и сравнение артикуляции и
1
характеристик звуков [с] - [ш]. Соотнесение
звуков с буквами, символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Дифференциация звуков
[с] - [ш] в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и текстах. Работа со словамипаронимами.
Уточнение и сравнение артикуляции и
1
характеристик звуков [з] - [ж]. Соотнесение
звуков с буквами, символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Дифференциация звуков
[з] - [ж] в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и текстах. Работа со словамипаронимами.
Артикуляция. Характеристика звука.
1
Соотнесение звука с буквой. Выделение звука из
слогов, слов. Определение места звука в слове.
Артикуляция. Характеристика звука.
1
Соотнесение звука с буквой. Выделение звука из
слогов, слов. Определение места звука в слове.
Артикуляция. Характеристика звука.
1
Соотнесение звука с буквой. Выделение звука из
слогов, слов. Определение места звука в слове.
Сонорные звуки.
Уточнение и сравнение артикуляции и
1
характеристик звуков [р] - [л]. Соотнесение
звуков с буквами, символами и «опорами» для их
обозначения на письме. Дифференциация звуков
[р] - [л] в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и текстах. Работа со словамипаронимами.
III. Проверка знаний, умений навыков.
Проверка усвоения навыков сформированности
1
письма под диктовку и списывания.
Итого: 33 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».