Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочая программа курса География в вопросах и ответах

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.09.09 08:48:30 +05'00'

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» на
уровне основного общего образования
5-9 классы
Пояснительная записка.
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи
экзамена в форме ОГЭ.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к
сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии (знакомства
школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения
аттестационных документов и бланков ответов).
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания
географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором
ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с
учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору
наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и
Интернет-ресурсов.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не
просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого
потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы
известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы
образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся,
повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации
к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по
различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к
единому государственному экзамену.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Введение.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в
новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок
проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в форме ОГЭ по
географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по
географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков.
Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии
контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и
элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и
развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые,
1

зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их
виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей.
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат.
Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв
разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные
комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение
суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы,
этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной
Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.
Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административнотерриториальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов,
факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей.
Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на
территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы.
Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны.
Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения.
Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и
основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный
потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей
промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или
компьютерной формах) и анализ его результативности. Отработка методов решения заданий.
Приёмы работы с картами атласа и топографическими картами КИМов.
Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется
на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по географии
Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых
проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню
подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования.
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
2

- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам
картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические
явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов
и стран;
- специфику географического положения и административно- территориального устройства
Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства,
природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном,
региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические
координаты и местоположение географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурнобытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и
топливно-энергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов,
внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и
стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов
и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,
хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений,
разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические
зависимости.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
Месяц
октябрь

План работы по подготовке к ОГЭ по географии
ОрганизационноРабота с
Работа с
методическая работа нормативными
учащимися
документами
Утверждение плана
Изучение
Консультации
работы по подготовке нормативноеженедельно.
к ОГЭ по географии.
правовых
Информирование
Организация
документов
учащихся по
консультаций.
вопросам

Работа с
родителями
Информирование
и
консультировани
е родителей по
вопросам ОГЭ.
3

Подготовка
справочных,
информационных и
учебнотренировочных
материалов
ноябрь

Оформление
информационного
стенда.

декабрь

Пополнение
материалов для
подготовки к ОГЭ
(демоверсии,
задания).
Подготовка,
обновление,
пополнение
справочных,
информационных и
учебнотренировочных
материалов.
Размещение на
информационном
стенде расписания
экзамена по
географии
Подбор заданий
различной сложности.

январь

февраль

март

Апрель май

Подбор заданий
различной сложности
для устранения
пробелов у
слабоуспевающих
учащихся.

Отслеживание
изменений в
демоверсиях.
Анализ результатов
предыдущего ОГЭ
по географии.

подготовки к ОГЭ.
Знакомство с
демоверсиями.
Знакомство с
регламентом.
Индивидуальные
консультации
еженедельно.
Знакомство с
изменениями в
демоверсиях.
Консультации
еженедельно.
Работа по
заполнению
бланков.
Индивидуальные
консультации.
Тренировочные
занятия по
заполнению
бланков.

Изучение
нормативноправовых
документов

Консультации.
Подготовка к
пробному экзамену.

Изучение
нормативноправовых
документов

Участие в пробном
экзамене.
Итоги проведения
пробного экзамена.
Работа по КИМам.
Консультации.
Тренировочные
занятия по
заполнению бланков
и исправлению
ошибок.

Изучение
нормативноправовых
документов

Нацеливание
родителей на
приобретение
КИМов по
географии.

Выступление на
родительском
собрании
«Важные
моменты при
подготовке ОГЭ
по географии»
Ознакомление
родителей с
результатами
пробного ОГЭ.
Информирование
и
консультировани
е родителей по
вопросам ОГЭ по
географии.
Информирование
и
консультировани
е родителей по
вопросам ГИА.
Информирование
родителей о
результатах
пробного
экзамена.
Консультации
для родителей по
режиму дня
выпускника для
успешной сдачи
ОГЭ.

План
проведений занятий по курсу
Цели: повторить изученный материал за курсы географии 6-9 классы, закрепить умения работать с
географическими картами, статистическими сведениями, таблицами, научить заполнению бланков,
подготовить учащихся к сдаче ОГЭ.
4

№

Название темы

Количество
часов

I

Физическая география

8

1

Географические открытия путешественников

2

2

Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и картах

2

3

Географическая ширина и долгота. Изображение высот и глубин

2

4

Природные зоны земли

2

II

География материков и океанов

16

5

Карты материков и океанов

2

6

Мировой океан-главная часть гидросферы

2

7

Географическая оболочка

2

8

Страны мира

2

9

Южные материки

2

10

Северные материки

2

11

Климат и климатические ресурсы России

2

12

Внутренние воды и водные ресурсы

2

III

География России. Хозяйство и население

6

13

Особенности расселения населения России

1

14

Главные отрасли и межотраслевые комплексы России

2

15

Европейская часть России

1

16

Азиатская часть России

1

17

Россия в современном мире

1

18

Дополнительный блок. Практическая отработка навыков с целью устранения
ошибок при чтении заданий, карт таблиц.

4

Итого 34 часа (30 часов + 4 часа дополнительных практических занятий)
Календарное планирование
№
1.
2.

3.
4.

Дата по
плану

По факту

Тема
Вводное занятие. Особенности ОГЭ 9
классов по географии.
Источники географической информации:
глобус, географическая карта, план
местности, их основные параметры и
элементы (масштаб,
условные знаки, способы
картографического изображения.
Работа по построению профилей рельефа
местности
Географические координаты.

Вид работы

Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
топографической картой.
Выполнение заданий из
сборника КИМов
Определение
географической широты и
долготы.
5

5.

6.

Земная кора и литосфера. Состав, строение
и развитие. Земная поверхность: формы
рельефа суши, дна Мирового океана;
Полезные ископаемые, зависимость их
размещения от строения земной коры и
рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их
виды и оценка.
Пробное ОГЭ

7.

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой
океан и его части, взаимодействие с
атмосферой и сушей.
Поверхностные и подземные воды суши.
Ледники и многолетняя мерзлота. Водные
ресурсы Земли.

8.

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция.
Распределение тепла и влаги на Земле.
Погода и климат. Изучение элементов
погоды. Климаты Земли.
Распределение солнечного света и тепла на
Земле

9.

10.

Движение литосферных плит. Стихийные
природные явления.
Природные зоны Земли

11.

Имена на карте мира. Выдающиеся
географические исследования, открытия и
путешествия
Пробное ОГЭ

12.
13.

14.
15.
16.

17.

18.
19.

20.

Основные черты природы Африки,
Австралии, Северной и Южной Америки,
Антарктиды, Евразии. Население
материков. Природные ресурсы и их
использование. Изменение природы под
влиянием хозяйственной деятельности
человека. Многообразие стран, их
основные типы
Влияние хозяйственной деятельности
людей на природу. Основные типы
природопользования
Географическое положение России.
Территория и акватория, морские и
сухопутные границы
Часовые пояса
Природа России. Особенности
геологического строения и
распространения крупных форм рельефа
Типы климатов, факторы их формирования,
климатические пояса. Климат и
хозяйственная деятельность людей.
Многолетняя мерзлота.

Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
физическими картой мира и
России.
Работа с тектонической
картой. Выполнение заданий
из сборника КИМов.
Тренировочное заполнение
бланков
Работа с географическими
картами. Выполнение
заданий из сборника
КИМов.
Работа с географическими
картами. Выполнение
заданий из сборника
КИМов.
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
климатическими картами.
Работа с климатограммами.
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
географическими картами.
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
географическими картами.
Характеристика природных
зон Земли. Работа с картой
природных зон.
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
географическими картами
Тренировочное заполнение
бланков
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
географическими картами
материков.

Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
географическими картами.
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
географическими картами.
Решение задач. Работа с
картой часовых поясов.
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
географическими картами.
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
климатическими картами.
Климатограмма.
6

21.

22.

Внутренние воды и водные ресурсы,
особенности их размещения на территории
страны. Природно-хозяйственные различия
морей России.
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по
сохранению плодородия почв.

23.

Пробное ОГЭ

24.

Население России. Численность,
естественное движение населения
Половой и возрастной состав населения.
Размещение населения. Основная полоса
расселения.
Направления и типы миграции.
Народы и основные религии России.
Городское и сельское население.
Крупнейшие города.
Особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства
России.
Природно-хозяйственное районирование
России. Географические особенности
отдельных районов и регионов:
Север и Северо-Запад, Центральная Россия,
Поволжье, Юг Европейской части страны,
Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Географическое положение регионов, их
природный, человеческий и хозяйственный
потенциал.
Пробное ОГЭ

25.

26.
27.

28.

29.
30.

Работа над ошибками. Индивидуальные
консультации.

31.

Практическая работа со статистическими
таблицами
Практическая работа по решению
эмпирических заданий

32.

33.

34.

Практическая работа по решению заданий
на топографической карте. Отработка
максимальной точности измерений и
формулировок
Практическая работа по эффективному
использованию имеющихся атласов при
решении заданий.

Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
географическими картами.
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
почвенной картой.
Тренировочное заполнение
бланков
Работа с картой населения
России.
Работа с картой плотности
населения России.
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
картой народов России.
Выполнение заданий из
сборника КИМов.
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
географическими картами
Выполнение заданий из
сборника КИМов. Работа с
картами регионов России.

Тренировочное заполнение
бланков
Заполнение бланков и
выполнение тренировочного
варианта экзаменационных
работ.
Проработка оптимального
алгоритма решения.
Поиск непротиворечивой
последовательности при
анализе данных таблицы в
заданиях КИМ (16-17)
Использование линейного
масштаба и вычисления на
калькуляторе.
Повторение приемов по
поиску и проверке
информации в атласах 7-9
класса применительно к
заданиям КИМов.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».