МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.09.09 08:49:44 +05'00'
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проба пера»
для обучающихся на уровне основного общего образования
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проба пера» предназначена для
обучающихся 8 класса, разработана на основе ФГОС ООО, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей. Программа курса
составлена на основе методических рекомендаций Львовой С.И., Власенкова А.И. по
интегрированному курсу « Русская словесность», Беспаловой Т.В. и рассчитана на 34
часа в год.
Общая характеристика курса
Данная программа практического курса соотносится с программами по русскому
языку и литературе, но русский язык в ней изучается в аспекте употребления языка, а
литература как явление искусства слова. Курс «Проба пера» ориентирован на словесное
творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины,
повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в
разговоре и письменно.
Нет ничего могущественнее слова. Научить школьников правильно использовать
этот замечательный дар, данный человеку во владение, привить интерес к познавательной
деятельности,
развить
любознательность
и
стремление
к
речевому
самосовершенствованию – важная и необходимая задача, стоящая перед учителем.
Цели изучения учебного курса
Цель - создание необходимой речевой среды для творческой самореализации и
социализации обучающихся.
Задачи:
развитие и формирование языковой личности;
формирование чувства языка и способности тонко понимать художественный текст
как явление искусства слова;
развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку:
любви и интереса к родному слову, осознания его красоты и эстетической ценности,
гордости и уважения к русской национальной культуре;
воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать
свою устную и письменную речь, делая её правильной и точной;
воспитание культуры чтения, выработка умения ценить художественную
литературу как важнейшую часть общечеловеческой культуры;
воспитание потребности в речевом самосовершенствовании;
развитие творческих способностей школьников по созданию устных и письменных
текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации
общения;
развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой и поисковыми редакторами в интернете;
развивать представления о прекрасном в языке и речи;
приобщать учащихся к самостоятельной творческой работе;
. подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме
(выработать навыки работы с текстами, научить учащихся простым способам написания
сочинений, научить оценивать свою работу по предложенным критериям).
1
Место курса в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Проба пера» изучается в 8 классе один час в
неделю, общий объем для класса составляет 34 часа в год.
Формы проведения занятия:
индивидуальная работа
групповые занятия
исследования текста
экскурсия
мастер-класс
выставка
эвристическая беседа
выразительное чтение
речевые упражнения
самостоятельная творческая работа (индивидуальная и групповая)
Формы учёта программы воспитания в программе курса
Рабочая программа воспитания по формированию системы позитивных ценностей
реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала занятий по
курсу в следующих направлениях деятельности:
Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками, принципы
учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
— обращение внимания на нравственные аспекты, которые изучаются в данный момент
на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, связанных с изучаемыми в данный момент
темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные
подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе, объектов для выполнения.
Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым
событиям, явлениям, лицам, произведениям
искусства.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью
и задачами воспитания:
- методы контроля и самоконтроля,
- методы самовоспитания,
- методы поощрения,
- методы формирования сознания,
- методы убеждения.
2
Инициирование и поддержка творческой деятельности школьников в форме
организации различных конкурсов, что дает возможность обучающимся приобрести навыки
самостоятельного решения проблемы, оформления собственных мыслей, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Планируемые результаты
Личностные результаты
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному слову;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к
совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке
Российской Федерации, средстве межнационального общения;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в
процессе самообразования;
формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах
публицистики и художественной литературы;
3
проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определённым функциональным стилям;
извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных
видах деятельности.
Содержательные особенности программы
В программе выделяются три смысловых блока:
1) “Путь к слову”;
2) “От слова к тексту”;
3) “От текста – к творчеству”.
Блок “Путь к слову” подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и
обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры,
формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. Изучаются
слова по тематическим направлениям, например: “Слово о Родине” (“...природе, “...о человеке”,
“...о совести”). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших
текстов. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точных слов,
соответствующих стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом. Через
слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя всё прекрасное, что даёт
нам жизнь
Блок “От слова к тексту” даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах
школьных сочинений, как письмо, отзыв, эссе, аннотация. Обучающиеся вникают и в
содержание теста, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем
утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется
коммуникативная компетенция учащихся. На этом этапе ведётся работа с текстами,
способствующими
духовно-нравственному
развитию
учащихся,
соответствующими
возрастным особенностям школьников, вместе с тем содержащими что-то новое в
интеллектуальном и эмоциональном плане и при возможности актуальными на момент
использования.
Рабо та над
текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих
чувствах, переживаниях, ощущениях; они пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а
не иначе. Без выражения собственного состояния, настроения невозможно научить детей понастоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека самое
интересное, в конечном счёте, - это он сам. Текст для разбора должен быть связан с пережитым
интересом и живым впечатлением. Текст позволяет развивать как речь учащихся, так и их
логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству.
Блок “От готового текста – к собственному тексту” направлен на повышение
творческого потенциала школьников, обогащение их активного словарного запаса. На этих
занятиях дети учатся логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является
большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие
собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо
явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается
внутренний мир школьника, по ним можно проследить развитие ученика, формирование его
мировоззрения, отношения к жизни.
Результат всей проводимой работы – коллективный проект: создание сборника творческих
работ учащихся “Мастерская слова”.
Содержание программы курса
I. Путь к слову
Вводное занятие. О задачах курса и планах работы на учебный год. Словесность
как словесное творчество.
Практическая часть: проведение диагностики словарного запаса учащихся.
4
Слово о слове.
Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о лексическом
значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и учёные о
богатстве и выразительности русского слова.
Практическая часть: тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение), конкурс
чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».
Слово о словарях
Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль
энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш
помощник.
Практическая часть: экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со
словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в
разных словарях.
Роль слова в тексте
Слово в текстах художественной литературы. Понятия: литературный язык, анализ
литературных образцов.
Практическая часть: нахождение художественно-изобразительных средств в
произведениях А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Ф. Тютчева и др.
II. От слова к тексту
В глубь текста.
Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема,
абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи (контекстуальные
синонимы).
Морфологические
средства
создания
выразительности
текста
(существительные, прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная связь.
Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
Практическая часть: определение темы, идеи, смысла заглавия, с помощью
учителя - смысла целого или крупных частей прочитанного произведения. Определение
микротем, установление последовательности событий, описываемых явлений в тексте,
понимание смыслового содержания при объединении самостоятельно прочитанных
частей произведения, выбор из текста произведения наиболее интересных и значимых
отрывков для последующего анализа и объяснения. Коллективное и парное составление
плана произведения или текста. Ответы на вопросы обобщающего характера.
Подбор иллюстраций к отдельным частям произведения. Игра «Пазлы».
Типология текстов.
Типы речи. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение).
Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинениерассуждение.
Практическая часть: типологический анализ предложенных текстов, «сжимание»
текста, редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных ошибок
в сочинении.
Стили текста. Основные черты. Стилистика как наука, позволяющая выразить
мысль по-разному, различными языковыми средствами. Определение стилей
(разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный) и их
особенности. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические,
лексические,
морфологические,
синтаксические,
стилистические.
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, творческие
задания, развивающие оригинальность мышления.
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, «перевод»
русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные стилевые
пласты.
Жанр текста
5
Жанры: 1) художественного стиля (эпические, лирические, лиро-эпические) рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.;
2) публицистического стиля - статья, репортаж, очерк;
Практическая часть: творческие задания
III. От готового текста – к собственному тексту
Модель создания речевого высказывания
Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская
детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с
мастерами ораторского искусства, составление плана выступления.
Практическая часть: создание текста для конкурса юных ораторов о том, что
волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов
Творческое изложение
Сжатое изложение текстов публицистического характера.
Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание внешности,
дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.
Обучение написанию сочинения-миниатюры
Сбор материала к сочинению, его систематизация.
Практическая часть: написание сочинения – миниатюры на предложенные темы
(например: «Моё отношение к осени» и др.).
Сочинение-анализ поэтического текста
Практическая часть: комплексный анализ поэтического текста. Анализ
стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А.Фета (по выбору).
Сочинение-анализ эпизода
Комплексный анализ прозаического текста.
Практическая часть: анализ рассказа (по выбору).
Нетрадиционные жанры сочинений
Письмо. Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения
письма. Общественная значимость письма в современном обществе.
Практическая часть: письмо реальному адресату.
Дневниковые записи. Основные правила ведения, три разновидности использования
дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме
дневника).
Практическая часть: составление дневника литературного персонажа.
Отзыв как жанр. Смысловые и структурные особенности жанра отзыва.
Практическая часть: отзыв на прочитанное произведение.
Аннотация. Формирование представления о структуре аннотации. Осознание
учащимися её актуальности и ценности в общественной жизни.
Практическая часть: составление аннотации к художественному произведению
(например, по повести В. Железникова «Чучело» или по повести Г. Троепольского
«Белый Бим Чёрное ухо»).
Эссе как жанр сочинений. Формирование у учащихся представления об эссе как
публицистическом жанре, его особенностях.
Практическая часть: эссе «О времени и о себе» Что значит быть патриотом?
Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?»
Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»
Выступления учащихся – защита проектов.
Практическая часть: коллективный проект: создание сборника творческих работ
учащихся «Мастерская слова».
Тематическое планирование
6
№
п/п
Разделы
программы
Количество
часов
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Презентация «Путешествие в страну
добра и красоты»
https://docviewer.yandex.ru
Презентация «Текст как речевое
произведение».
https://docviewer.yandex.ru/view/0/sou
rce?url=yaКомплекс презентаций для
подготовки к ОГЭ по русскому
языку http://ya.ru/clck/jsredir
1
Путь к слову
7
6
2
От слова
к тексту
4
3
3
От готового
текста – к
собственном
у тексту
23
22
Поурочное планирование
№
п/п
1
2
3.
4.
5.
6
7
8
9.
10.
11.
Тема урока
“Путь к слову” – путь к мысли и творчеству
Вводный урок. Задачи курса и планы на учебный год. «Развиваем дар
слова». Словесность как словесное творчество. «Слово – одежда всех
фактов, всех мыслей». Д.С.Лихачев о слове и филологии (выдержки из
статьи 44 «Писем о добром и прекрасном». Работа с текстом статьи.
Роль слова в текстах художественной литературы. Учитель словесности в
рассказе В. Астафьева «Жив» (школьное сочинение). Мастерская слова.
Слово о слове. Писатели, поэты, учёные о богатстве и выразительности
русского слова. Эссе о слове и о языке.
Слово о природе. Осенние пейзажи в произведениях писателей-классиков.
(Пушкина, и др.) Пробы пера. Осенняя экскурсия и эссе об осени.
Язык художественной
литературы. Художественно-изобразительные
средства в тексте Н. Рыленова «Рыжебородый Сентябрь» (смешанный тип
речи). Подробный пересказ. Сохранение языковых средств, создающих
выразительность текста.
Диагностика словарного запаса учащихся. Тренировка в определении
понятий доброта, дружба,, жизнь, любовь, совесть и др. Слово в словарях.
Экскурсия в школьную библиотеку. «Словари – наши помощники». Тесты,
кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях.
“От слова к тексту”
Вглубь текста. Повторение теоретических сведений на углубленной и
практической основе. Типология текстов. Стили текста и их основные
черты. Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.
Жанры художественного и публицистического стиля.
Лингвистический анализ текста. (И.Медведева «Поговорим о бабушках»).
Анализ строения и языковых средств, создающих выразительность текста.
Пересказ.
Устные изложения с элементами описания внешности человека, его
характера по тексту из Ю.Алексина «Они были идеальными». Письмо как
жанр сочинения. Письмо, адресованное мальчишкам довоенной поры.
Текстоведческий анализ письма Д.С.Лихачёва о памяти. Подготовка к
сочинению-рассуждению.
7
Часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12.
13.
14
15.
16
17.
18.
19
20.
21.
22.
23
24
25.
26
27
28
29
30
31
32
33
“От готового текста – к собственному тексту”
Обучение сжатому изложению. Приемы сжатия текста
Написание сжатого изложения по тексту Ю. Яковлева «Солнце с белыми
лучами».
Композиция сочинения-рассуждения.
Сочинение-рассуждение в жанре эссе на тему «Слово как источник
счастья». Анализ образцов ученических сочинений – победителей
литературных конкурсов.
Приемы создания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Моделирование вступления, основной части, заключения. Речевые клише.
Обучение сочинению-рассуждению по высказыванию из текста по теме
«Память о предках» (по Ю.Ляликовой, Н.Сениной, 2022 г. - стр 143).
Правила написания эссе. Анализ образцов победителей и призёров
литературных конкурсов (о родном крае) .
Проблемы текстов. Создание текста рассуждения для конкурса юных
ораторов о том, что волнует, особенно интересует.
Жанр сказки. Изложение публицистического текста на экологическую
тему (проблему) «Старая сказка на новый лад».
Жанр художественной публицистики. Проблемный очерк «Голубая ель».
Сочинение-рассуждение на экологическую проблему.
Обучение сочинению-рассуждению на основе прочитанного текста П.
Васильева «Уродина» и по сформулированному определению: «Как вы
понимаете значение слова красота».(Сенина Н.А., стр. 162).
Порассуждаем о сострадании и доброте на основе прочитанных текстов.
Работа с материалами по теме «Природа». Рассуждения по прочитанным
текстам.
Работа с материалами по теме «Драгоценные книги». Рассуждения с
применением примеров-аргументов.
Отзыв и аннотация как жанры сочинения. Отзыв по повести
Г.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо».
Сочинение аннотации к художественному произведению. Повесть
Железнякова «Чучело».
Урок-рассуждение «Гуси-лебеди роняют перышки, чтобы сказка на земле
жила» (по мотивам рассказа Е.Носова «Белый гусь», миниатюры Леонарда
да Винчи «Лебедь» и др. Письменный проект-описание памятника верной
и гордой птице.)
«В памяти моей такая скрыта мощь…». Проблема памяти в литературе.
Рассказ Н.Евдокимова «Степка, мой сын». Отзывы о прочитанных книгах о
войне.
Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку. Ознакомление
с демоверсией.
Выразительное чтение и пересказ текста об Алексее Маресьеве. (КИМ,
вариант 7)
Монологическое высказывание. Описание фотографии. Темы «Семейный
альбом», «Семейные реликвии» (КИМ , варианты 6,10 по сб. Егораевой
Г.Т.). Шаблон к описанию фотографии. Диалоги экзаменатора с
собеседником по темам.
Монологические высказывания. Повествование на основе жизненного
опыта (Путешествие, которое мне запомнилось).
Рассуждение по
поставленному вопросу (Нужно ли беречь родной язык?) Диалоги
экзаменатора с собеседником по темам.
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…» Защита проекта.
Сборник работ учащихся «Творческая мастерская».
Эссе «О времени и о себе». Рассуждение «Что значит быть патриотом?».
Всего:
9
1
34