МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.09.09 08:51:00 +05'00'
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Сложные вопросы обществознания»
для обучающихся на уровне основного общего образования
9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы
обществознания» составлена на основе положений и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с Концепцией
преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом
методических рекомендаций ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ (2020 г.). Обучающимся
9 класса предстоит сдать Основной государственный экзамен (ОГЭ) по обществознанию.
Их основная задача – показать хорошую обществоведческую подготовку и получить
высокий балл. Подготовка будет эффективной, если они будут систематически
заниматься. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции
интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности
современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях
людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского общества,
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя
нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию
российской гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству,
приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания
различных источников социальной информации помогает обучающимся освоить язык
современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые
сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего
места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЛОЖНЫЕ
ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
подготовка обучающихся к сдаче Основного государственного экзамена
(ОГЭ) по обществознанию;
воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания,
приверженности базовым ценностям нашего народа;
развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных
интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции
Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;
1
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в
подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической и правовой
культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к
личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю;
мотивации
к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников
подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой
деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные отношения,
необходимые для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать,
анализировать
полученные
данные;
освоение
способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия
в жизни гражданского общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и
другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в
современном динамично развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий
в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом курс изучается в 9 классе. Общее количество
времени на один года обучения составляет 34 часа. Общая недельная нагрузка в году
обучения составляет 1 час.
2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС
Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 17 заданий с кратким ответом
и 7 заданий с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 2–5, 7–11, 13, 14, 16–18 предлагается четыре варианта ответа,
из которых только один правильный. Его номер нужно записать в специально отведённом
месте и затем перенести в бланк № 1.
В каждом из заданий 15 и 19 ответ нужно записать в виде последовательности
цифр (например, 1432) без пробелов и разделительных символов, а в задании 20 – в виде
слова (словосочетания).
Ответы на каждое из заданий 1, 6, 12, 21–24 нужно самостоятельно
сформулировать и записать на бланке № 2 в развёрнутой форме. Проверять их
выполнение будут эксперты на основе специально разработанной системы критериев.
Содержание экзаменационной работы отражено в Кодификаторе ОГЭ
обществознания проверяемых элементов содержания: все проверяемые элементы
содержания пронумерованы и им присвоены соответствующие коды. В экзаменационной
работе представлены шесть тематических блоков-модулей: человек и общество, сфера
духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и социального
управления, право.
Элементы содержания экзаменационной работы:
Тема 1. Человек и общество.
Общество как форма жизнедеятельности людей (понятие общества в узком и
широком смысле; примеры применения этого понятия); основные сферы общественной
жизни, их взаимосвязь (особенности экономической, социальной, политической и
духовной сфер общественной жизни; примеры их взаимосвязи); биологическое и
социальное в человеке (общие черты и черты отличия человека и животного;
характеристики индивида; биологические, социальные и духовные потребности человека;
задатки и способности человека); личность (социальные качества человека, их
формирование и развитие); деятельность человека (понятие и структура деятельности:
субъект, объект, цель, средства, результаты) и её основные формы (труд, игра, учение, их
общие черты и особенности; примеры осуществления различных видов деятельности;
творчество); межличностные конфликты, их конструктивное разрешение (причины
межличностных конфликтов; избегание, приспособление, соперничество, компромисс,
сотрудничество как способы (стратегии) поведения в межличностных конфликтах).
Знать основные понятия: общество, индивид, индивидуальность, личность,
потребности, задатки, способности; деятельность, творчество, общение, межличностные
отношения, межличностный конфликт; структурные элементы деятельности; типологии
(классификации) потребностей, деятельности, межличностных отношений, стратегий
поведения в межличностных конфликтах.
Тема 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и её особенности (формы (области) культуры; виды
культуры: материальная и духовная культура; народная, массовая и элитарная культура);
наука в жизни современного общества (черты сходства и черты различия науки и других
форм (областей) культуры; виды наук; роль науки в развитии общества); образование и
его значимость в условиях информационного общества (основные уровни и организации
общего и профессионального образования в Российской Федерации); религия,
религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества
(понятие религии; роль религии и религиозных организаций в общественной жизни;
3
мировые религии); свобода совести; мораль (особенности моральных норм и морального
регулирования поведения; основные категории морали: добро и зло, справедливость,
совесть, долг, честь, достоинство); гуманизм; патриотизм и гражданственность.
Знать основные понятия: культура, образование, наука, религия, мораль, добро,
справедливость, совесть, долг, честь, достоинство, гуманизм, патриотизм,
гражданственность, свобода совести; типологии (классификации) форм (областей)
духовной культуры; видов (типов) культуры, видов искусства, видов науки, уровней
образования в Российской Федерации, типов религии.
Тема 3. Экономика
Экономические системы (основные вопросы экономики; традиционная, командная
(плановая), рыночная и смешанные экономические системы) и собственность (частная,
государственная, акционерная и др. формы собственности); деньги (основные функции
денег; денежная масса и покупательная способность денег; виды денег; инфляция);
заработная плата (оклад, сдельная и комплексная формы оплаты труда) и стимулирование
труда; причины устойчивых различий в оплате труда; налоги, уплачиваемые гражданами
(понятие и примеры прямых и косвенных налогов; функции налогов).
Знать основные понятия: экономика, товары, услуги, ресурсы, ограниченность
ресурсов, экономическая система, собственность, производство, факторы производства,
производительность труда, разделение труда специализация, обмен, торговля, рынок,
рыночный механизм, предпринимательство, деньги, заработная плата, налоги,
государственный бюджет, банк; кредит; активы, пассивы, личный финансовый план,
сбережения; типологии (классификации) видов экономической деятельности,
экономических систем, факторов производства, налогов, источников доходов и расходов
семьи, услуг финансовых посредников.
Тема 4. Социальная сфера
Семья как малая группа (признаки малой группы, особенности семьи как малой
группы, роль семьи в жизни человека); социальные ценности и нормы (понятие
социальных ценностей, признаки социальных норм, виды социальных норм);
отклоняющееся поведение; социальный конфликт и пути его решения (что такое
социальный конфликт; причины социальных конфликтов; виды социальных конфликтов;
пути разрешения социальных конфликтов).
Знать основные понятия: социальная структура общества; социальная группа,
малая группа, семья, социальная роль, социальные ценности, социальные нормы,
отклоняющееся поведение, социальный конфликт, межнациональные отношения;
типологии (классификации) социальных групп, семей, социальных ролей, социальных
норм, отклоняющегося поведения, социальных конфликтов.
Тема 5. Сфера политики и социального управления
Понятие, признаки и функции государства; разделение властей (законодательная,
исполнительная, судебная ветви власти; функции и органы каждой из них); форма
государства (монархия и республика как формы правления, унитарная и федеративная
формы государственного устройства); политический режим (понятие политического
режима, демократические и недемократические (тоталитарный и авторитарный) виды
режимов; демократия (понятие и основные ценности)); участие граждан в политической
жизни (разнообразие форм политического участия; избирательные права граждан);
выборы, референдум; политические партии (понятие и функции политических партий,
типы политических партий по разным основаниям) и движения (понятие общественно
политических движений), их роль в общественной жизни; гражданское общество
(понятие, признаки и примеры деятельности) и правовое государство (основные
признаки).
4
Знать основные понятия: власть, государство, форма государства, политический
режим, демократия, выборы, референдум, политическая партия, гражданское общество,
правовое государство; типологии (классификации) форм государства (форм правления,
форм государственного (территориального) устройства), политических режимов, форм
участия граждан в политической жизни, политических партий.
Тема 6. Право
Понятие правоотношений (понятие и структура (субъект, объект, содержание)
правоотношений; правоспособность и дееспособность как характеристики субъекта
правоотношения; виды правоотношений по отраслям права; юридические факты);
признаки и виды правонарушений (по отраслям права, которые нарушены, и по степени
общественной опасности); понятие и виды юридической ответственности (гражданско
правовая, уголовная, административная, дисциплинарная); Конституция Российской
Федерации; основы конституционного строя Российской Федерации; федеративное
устройство России (принципы федеративного устройства Российской Федерации,
разделение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации); органы
государственной власти Российской Федерации (Федеральное Собрание Российской
Федерации, Правительство Российской Федерации, полномочия Президента Российской
Федерации); правоохранительные органы (задачи правоохранительных органов; структура
правоохранительных
органов);
судебная
система
Российской
Федерации;
взаимоотношения органов государственной власти и граждан; понятие прав и
обязанностей гражданина; права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии;
конституционные обязанности гражданина Российской Федерации; механизмы
реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина; права ребёнка и их защита
(личные неимущественные и имущественные права ребёнка); особенности правового
статуса
несовершеннолетних
(понятие
«несовершеннолетний»,
гражданская
дееспособность несовершеннолетних (см. статьи 26 28 Гражданского кодекса РФ); права и
обязанности
несовершеннолетних
работников;
уголовная
ответственность
несовершеннолетних); гражданские правоотношения (понятие и принципы гражданских
правоотношений; виды гражданско правовых отношений); права собственности
(правомочия владения, пользования и распоряжения); права потребителей (право на
качество товаров (работ, услуг), право на безопасность товаров (работ, услуг), право на
возмещение ущерба; право на необходимую и достоверную информацию и др.) семейные
правоотношения (условия заключения брака); права и обязанности родителей и детей;
право на труд и трудовые правоотношения (трудовой договор; дисциплина труда);
трудоустройство
несовершеннолетних;
административные
правоотношения,
правонарушения (основные виды) и наказания; основные понятия и институты уголовного
права (понятие и виды преступлений; цели и виды наказаний, смягчающие и отягчающие
вину обстоятельства).
Знать основные понятия: право, норма права, нормативный правовой акт,
правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность, правоохранительные
органы, права человека, права гражданина, права ребёнка, правоспособность,
дееспособность, право собственности, права потребителей, трудовой договор, рабочее
время, время отдыха; структуру Конституций Российской Федерации, правоотношений;
типологии (классификации) норм права, нормативных правовых актов, с правоотношений,
правонарушений, юридической ответственности, органов государственной власти
Российской Федерации, правоохранительных органов, прав и свобод человека и
гражданина в Российской Федерации, административных правонарушений и наказаний.
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей
преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей
(разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам
обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое
распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права»
замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и
духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают
готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими
людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение
практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального
поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
6
поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных
привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка
возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
7
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и
связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
8
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
9
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты
с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять
сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
10
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Раздел 1. Человек и общество.
описывать общество как форму жизнедеятельности людей (понятие
общества в узком и широком смысле), взаимодействие общества и природы духовную,
экономическую, социальную и политическую сферы общества, черты сходства и различия
человека и животного, факторы формирования личности, основные возрастные периоды
жизни человека, особенности подросткового возраста, многообразие форм (видов)
деятельности, межличностные отношения, причины и последствия межличностных
конфликтов;
сравнивать основные сферы жизни общества, основные формы (виды)
деятельности, способы разрешения межличностных конфликтов;
объяснять взаимодействия общества и природы, сфер общественной жизни,
человека и общества, влияние мотивов деятельности на её результаты,
приводить примеры взаимодействия общества и природы, сфер
общественной жизни, биологического и социального в человеке, возрастных периодов
жизни человека, отношений между поколениями, общения в подростковом возрасте,
биологических, социальных и духовных потребностей человека, труда, учения и игры как
форм (видов) деятельности, межличностных отношений, межличностных конфликтов и
способов их разрешения, взаимосвязей общества и природы, взаимодействия основных
сфер жизни общества;
оценивать поведение людей в межличностных отношениях, включая
межличностные конфликты;
решать в рамках раздела «Человека и общество» познавательные и
практические задачи, отражающие типичные ситуации в деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из
различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных
источников, включая статистические материалы и фотографии.)
Раздел 2. Сфера духовной культуры
описывать сферу духовной культуры и её особенности, роль науки в
развитии общества, значимость образования в условиях информационного общества,
основные уровни и организации общего и профессионального образования в РФ, роль
религии и религиозных организаций в общественной жизни, особенности моральных
норм;
сравнивать формы культуры; естественные и социально-гуманитарные
науки; мировые и национальные религии; уровни образования в Российской Федерации,
виды искусств;
объяснять влияние культуры на формирование личности;
11
приводить примеры форм и видов культуры, диалога культур, влияния
культуры на формирование личности;
оценивать поведение людей с точки зрения моральных норм;
решать в рамках раздела «Духовная культура» познавательные и
практические задачи, отражающие типичные ситуации в деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из
различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных
источников, включая статистические материалы и фотографии.)
Раздел 3. Экономика
описывать роль экономики в жизни общества, товары и услуги, ресурсы и
потребности, ограниченность ресурсов, традиционную, командную и рыночные системы,
производство, производительность труда, разделение труда, специализацию, малое
предпринимательство и фермерское хозяйство, функции денег, экономические меры
социальной поддержки, налоги, экономические цели и функции государства, банковские
услуги, предоставляемые гражданам, экономические функции домохозяйства;
особенности потребления домашних хозяйств; источники доходов и расходов семьи;
сравнивать товары и услуги, экономические системы, формы заработной
платы, виды налогов, факторы производства, предпринимательскую и трудовую
деятельность, формы торговли, виды денег, услуги финансовых посредников, виды
кредитов;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая
взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни,
гражданина и государства);
приводить примеры товаров и услуг, ограниченности ресурсов,
экономических систем, видов экономической деятельности, разделения труда,
специализации, факторов производства, малого предпринимательства, видов и функций
денег, способов оплаты и стимулирования труда; защиты права собственности; форм
торговли; налогов, уплачиваемых гражданами, экономических целей и функций
государства, банковских услуг, предоставляемых гражданам, форм дистанционного
банковского обслуживания, экономических функций домохозяйств, источников доходов и
расходов семьи, способов накопления сбережений;
оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности
и финансовой грамотности;
решать в рамках раздела «Экономика» познавательные и практические
задачи, отражающие типичные ситуации в деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из
различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных
источников, включая статистические материалы и фотографии.)
Раздел 4. Социальная сфера
описывать социальную структуру общества, роль семьи в жизни человека и
общества, основные социальные роли в подростковом возрасте, социальные статусы,
социальные роли, межнациональные отношения в демократическом обществе;
сравнивать социальные нормы, социальные группы, социальные статусы,
социальные роли, современные профессии,
объяснять отношения между поколениями, многообразие ролей в
подростковом возрасте, причины отклоняющегося поведения, социальную и личную
значимость здорового образа жизни, опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества, социальных конфликтов, различные пути решения социальных конфликтов;
12
приводить примеры социальных общностей и групп, социальных статусов,
социальных ролей, современных профессий, социальных ценностей и норма,
отклоняющегося поведения, здорового образа жизни, социальных конфликтов,
межнациональных отношений в демократическом обществе, способов разрешения
социальных конфликтов;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, уважения
культуру и традиции народов России и других стран;
решать в рамках раздела «Социальная сфера» познавательные и
практические задачи, отражающие типичные ситуации в деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из
различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных
источников, включая статистические материалы и фотографии.)
Раздел 5. Сфера политики и социального управления
описывать признаки и функции государства, разделение властей
(законодательную, исполнительную, судебную ветви власти, функции и органы каждой из
них), форму государства, основные ценности демократии, выборы, референдум, функции
политических партий, типы политических партий по разным основаниям, общественнополитические движения, их роль в общественной жизни, признаки гражданского
общества, признаки правового государства;
сравнивать формы правления, формы государственного (территориального)
устройства); типы политических режимов; выборы и референдум; политические партии,
общественнополитические организации;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая
взаимодействия гражданина и государства);
приводить примеры реализации функций государства, монархий,
республик, федераций, унитарных государств, демократических и недемократических
государств, форм политического участия, деятельности политических партий,
общественно-политических
организаций,
функций
местного
самоуправления,
деятельности гражданского общества;
оценивать поведение людей в политической сфере с точки зрения
демократических ценностей и социальных норм;
решать в рамках раздела «Сфера политики и управления» познавательные и
практические задачи, отражающие типичные ситуации в деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из
различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных
источников, включая статистические материалы и фотографии.)
Раздел 6. Право
описывать роль права в жизни общества и государства, признаки и виды
правоотношений, признаки и виды правонарушений (по отраслям права, которые
нарушены, и по степени общественной опасности), признаки и виды юридической
ответственности,
свойства
Конституции
Российской
Федерации,
основы
конституционного строя Российской Федерации, федеративное устройство Российской
Федерации, полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, судебную систему
Российской Федерации, правоспособность и дееспособность как характеристики субъекта
правоотношения, особенности правового статуса несовершеннолетних (понятие
«несовершеннолетний», гражданская дееспособность несовершеннолетних, права и
обязанности
несовершеннолетних
работников,
уголовная
ответственность
несовершеннолетних), гражданские правоотношения (понятие и принципы гражданских
правоотношений, виды гражданско-правовых отношений), права собственности
13
(правомочия владения, пользования и распоряжения), права потребителей (право на
качество товаров (работ, услуг), право на безопасность товаров (работ, услуг), право на
возмещение ущерба, право на необходимую и достоверную информацию и др.), семейные
правоотношения (условия заключения брака), права и обязанности родителей и детей,
право на труд и трудовые правоотношения (трудовой договор, дисциплина труда),
трудоустройство
несовершеннолетних,
административные
правоотношения,
правонарушения (основные виды) и наказания, основные понятия и институты уголовного
права (понятие и виды преступлений, цели и виды наказаний, смягчающие и отягчающие
вину обстоятельства), уголовная ответственность несовершеннолетних;
сравнивать нормы права и нормы морали, дееспособность малолетних и
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, правомерное и противоправное
поведение, виды правоотношений, виды правонарушений, виды юридической
ответственности, органы государственной власти Российской Федерации;
объяснять взаимоотношения гражданина и государства;
приводить примеры правовых норм, нормативных правовых актов, видов
правоотношений, видов правонарушений, видов юридической ответственности, свойств
Конституции Российской Федерации, деятельности органов государственной власти
Российской Федерации (Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство
Российской Федерации, полномочия Президента России); разделения полномочий между
федеральным центром и субъектами федерации); прав и свобод человека и гражданина,
конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации, особенностей
правового статуса несовершеннолетних, механизмов реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина, международно-правовой защиты жертв вооруженных конфликтов,
правомочий собственника, прав потребителей, прав и обязанностей родителей и детей;
оценивать поведение людей с точки зрения моральных и правовых норм;
осознавать неприемлемость антиобщественного поведения и необходимость поиска
решений социальных конфликтов, согласующихся с социальными нормами;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие типичные ситуации, регулируемые различными отраслями права;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из
различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных
источников, включая статистические материалы и фотографии.)
14
9 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Человек и общество
1.1
Человек как биологическое и
социальное существо
2
1.2
Общество как часть природы и
естественной среды обитания
человека
2
Итого по разделу
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
4
Раздел 2. Сфера духовной культуры
2.1
Духовная культура общества
2
2.2
Материальная культура общества
2
Итого по разделу
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
4
Раздел 3. Экономика
3.1
Экономика как наука и
деятельность
2
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
3.2
Особенности экономических систем
2
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
3.3
Финансовые отношения
3
1
15
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigator-
podgotovki/navigator-oge#ob
Итого по разделу
7
Раздел 4. Социальная сфера
4.1
Социальная стратификация и
мобильность
4.2
Социальные группы, нормы и
конфликты
Итого по разделу
2
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
2
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
1
4
Раздел 5. Сфера политики и социального управления
5.1
Власть и государство
2
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
5.2
Политическая система
2
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
5.3
Гражданское общество, правовое
государство, выборы
2
Итого по разделу
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
6
Раздел 6. Право
2
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
6.2
Особенности уголовных,
административных и гражданских
правоотношений
2
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
6.3
Особенности уголовной,
2
Библиотека ФИПИ
6.1
Особенности правовых норм как
части социальных норм
16
6.4
административной и гражданской
ответственности
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
Основы государственной власти и
Конституционного строя РФ
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
3
Итого по разделу
9
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
1
6
17
9 КЛАСС
Тема урока
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Общество как форма жизнедеятельности
людей. Взаимодействие общества и
природы.. Основные сферы общественной
жизни, их взаимосвязь. Биологическое и
социальное в человеке
Личность. Особенности подросткового
возраста. Деятельность человека и её
основные формы (труд, игра, учение)
Человек и его ближайшее окружение.
Межличностные отношения. Общение.
Межличностные
конфликты,
их
конструктивное разрешение
Повторение и обобщение по теме «Человек
и общество». Решение практических задач в
форме ОГЭ.
Сфера
духовной
культуры
и
её
особенности. Наука в жизни современного
общества
Образование и его значимость в условиях
информационного общества. Возможности
получения общего и профессионального
образования в Российской Федерации.
Религия, религиозные организации и
объединения,
их
роль
в
жизни
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
18
современного общества. Свобода совести
7
8
9
10
11
12
13
14
Мораль.
Гуманизм.
гражданственность
Патриотизм,
Повторение и обобщение по теме «Сфера
духовной жизни». Решение практических
задач в форме ОГЭ.
Экономика, её роль в жизни общества.
Товары и услуги, ресурсы и потребности,
ограниченность ресурсов. Экономические
системы и собственность
Производство, производительность труда.
Разделение труда и специализация. Обмен,
торговля
Рынок
и
рыночный
Предпринимательство.
предпринимательство
и
хозяйство
Деньги.
Заработная
стимулирование труда
механизм.
Малое
фермерское
плата
цели
и
Банковские
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigator-
и
Неравенство доходов и экономические
меры социальной поддержки. Налоги,
уплачиваемые гражданами
Экономические
государства
.
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
функции
услуги,
19
15
16
17
18
19
20
предоставляемые
гражданам:
депозит,
кредит, платёжная карта, электронные
деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы
дистанционного
банковского
обслуживания:
банкомат,
мобильный
банкинг, онлайн-банкинг.. Экономические
функции
домохозяйства.
Потребление
домашних хозяйств. Семейный бюджет
podgotovki/navigatoroge#ob
Повторение и обобщение по теме
«Экономика». Решение практических задач
в форме ОГЭ.
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
Социальная структура общества. Семья как
малая
группа.
Отношения
между
поколениями
Социальные
ценности
и
нормы..
Многообразие
социальных
ролей
в
подростковом возрасте
Отклоняющееся поведение. Опасность
наркомании и алкоголизма для человека и
общества.
Социальная
значимость
здорового образа. жизни. Социальный
конфликт и пути его решения
Повторение и обобщение по теме
«Социальная
сфера».
Решение
практических задач в форме ОГЭ.
Власть. Роль политики в жизни общества.
Понятие
и
признаки
государства.
Разделение властей
1
1
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-
1
20
oge#ob
21
22
23
24
25
Формы государства. Политический режим.
Демократия
Местное самоуправление. Участие граждан
в политической жизни
Выборы,
референдум.
партии
и
движения,
общественной жизни
Гражданское
государство
общество
Политические
их
роль
в
и
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
правовое
Повторение и обобщение по теме «Сфера
политики и социального управления».
Решение практических задач в форме ОГЭ.
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
27
Признаки
и
виды
правонарушений.
Понятие
и
виды
юридической
ответственности. Конституция Российской
Федерации. Основы конституционного
строя Российской Федерации
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
28
Федеративное
1
Библиотека ФИПИ
26
Право, его роль в жизни общества и
государства. Норма права. Нормативный
правовой акт. Понятие правоотношений
1
устройство
Российской
21
Федерации.
Органы
государственной
власти Российской Федерации
29
Правоохранительные органы. Судебная
система.
Взаимоотношения
органов
государственной
власти
и
граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей.
Права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина
30
Права ребенка и их защита. Особенности
правового статуса несовершеннолетних.
Механизмы реализации и защиты прав и
свобод человека и гражданина
31
Международно-правовая защита жертв
вооружённых конфликтов. Гражданские
правоотношения. Права собственности.
Права потребителей
32
Семейные правоотношения. Права и
обязанности родителей и детей. Право на
труд
и
трудовые
правоотношения.
Трудоустройство несовершеннолетних
33
Административные
правоотношения,
правонарушения и наказания. Основные
понятия и институты уголовного права.
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних
34
Повторение и обобщение по теме «Право».
Решение практических задач в форме ОГЭ.
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
1
Библиотека ФИПИ
https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigatoroge#ob
22
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ
ЧАСОВ
ПО
34
0
23
6
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1)
Открытый банк заданий ОГЭ ФГБНУ «Федеральный институт
педагогических
измерений»
URL:
https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniyoge#!/tab/173942232-9
2)
Обществознание : 9-й класс : учебник, 9 класс/ Боголюбов Л. Н.,
Лазебникова А. Ю., Лобанов И. А. и другие, Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
3)
Обществознание, 6 класс/ ,Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф.,
Городецкая Н.И. и другие Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
4)
Обществознание, 7 класс/ Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая
Н.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
5)
Обществознание, 8 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.,
Городецкая Н.И. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1)
Котова О.А., Лискова Т.Е. Навигатор самостоятельной подготовки к
ОГЭ. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». Рекомендации по
самостоятельной подготовке к ОГЭ по обществознанию - URL: https://fipi.ru/navigatorpodgotovki/navigator-oge#ob
2)
Котова О.А., Лискова Т.Е. Методические материалы для предметных
комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с
развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2022 года по обществознанию.
ФГБНУ
«Федеральный
институт
педагогических
измерений»
URL:
https://fipi.ru/oge/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf#!/tab/173940378-9
3)
Решетникова О.А. Научно-методический журнал «Педагогические
измерения» ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»
https://fipi.ru/zhurnal-fipi
4)
Поурочные разработки по обществознанию. 9 класс: пособие для
учителей общеобразоват. Организаций / [ЛН Боголюбов, ЕИ Жильцова, АТ
Кинкулькин и др.] – М.: «Просвещение»
5)
Поурочные разработки по обществознанию . 8 класс: пособие для
учителей общеобразоват. Организаций / [ЛН Боголюбов, НИ Городетская, ЛФ Иванова
и др.] – М.: «Просвещение»
6)
Поурочные разработки по обществознанию . 7 класс: пособие для
учителей общеобразоват. Организаций / [ЛН Боголюбов, НИ Городетская, ЛФ Иванова
и др.] – М.: «Просвещение»
7)
Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс к учебнику под ред.
Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой – М.: «Просвещение». Эл.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1)
Официальный информационный портал государственной итоговой
аттестации по программам основного общего образования. - URL: http://www.gia.edu.ru
2)
Демоверсии,спецификации,кодификаторы определяющих структуру и
содержание контрольных измерительных материалов основного государственного
экзамена 2024 года. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». URL: https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory
24
3)
Лискова Т.Е. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по Обществознанию.
Видеоконсультация.
Министерство
Просвещения
Российской
Федерации.
https://vk.com/video-30558759_456239754?list=5f448bdb43f5dc381f
4)
Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» - URL: https://soc-oge.sdamgia.ru/
5)
Образовательный
портал
«Незнайка»
URL:
https://neznaika.info/oge/obch_oge/
6)
Библиотека ЦОК - URL: https://urok.apkpro.ru/
7)
Платформа «Российская электронная школа» - URL: https://resh.edu.ru/
8)
Единая коллекция. Цифровые образовательные ресурсы. 5-9 кл. - URL:
http://school-collection.edu.ru/catalog/
25