МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Дата: 2024.09.09 08:52:13 +05'00'
Рабочая программа учебного курса «Читательская грамотность»
для обучающихся на уровне основного общего образования
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Читательская грамотность» на уровне основного
общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31 05 2021 г № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05 07 2021 г , рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), Примерной
программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения Основной образовательной программы основного общего
образования.
Рабочая программа «Читательская грамотность» является частью основной
образовательной программы основного общего образования МАОУ «Приданниковская
СОШ».
Данный курс ориентирован на развитие навыков работы с текстом, воспитание и
развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических,
психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных
потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания
благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического
развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении
склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит
развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
Программа курса «Читательская грамотность» рассчитана на 34 часа в 5-9 классах по
1часу в неделю.
Рабочая программа имеет цель: воспитание грамотного компетентного читателя,
человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с
высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Программа способствует решению следующих задач на ступени основного общего
образования:
Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать
духовную и интеллектуальную потребность читать.
Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и
художественных текстов различного уровня сложности.
Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и
систематизировать научные знания.
Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно
использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения
пользоваться различными видами чтения).
Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Ведущий принцип: принцип межпредметной интеграции, предполагающий единство
всех заинтересованных сторон в совместной учебной и внеурочной деятельности.
Работа с текстом в программе представлена в трёх разделах:
поиск информации и понимание прочитанного;
преобразование и интерпретация информации;
оценка информации.
1
Как часть образовательной программы развития УУД «Читательская грамотность»
тесно связана с учебными образовательными программами и способствует
совершенствованию следующих умений:
Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим,
ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать
и использовать текстовую информацию).
Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.
Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
4.Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного
(истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
Приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории
текста.
Цель обучения: воспитание грамотного компетентного читателя, человека,
имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким
уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Программа способствует решению следующих задач на ступени основного общего
образования:
Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать
духовную и интеллектуальную потребность читать.
Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и
художественных текстов различного уровня сложности.
Обеспечивать
осмысление текстовой информации, учить приобретать и
систематизировать научные знания.
Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно
использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения
пользоваться различными видами чтения).
Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Место учебного курса в учебном плане
Учебный план основного общего образования предусматривает обязательное
изучение читательской грамотности в объеме 170 часов, в том числе: в 5 классе — 34
часа, в 6 классе — 34 часа, в 7 классе — 34 часа, в 8 классе –34 часа, в 9 классе – 34 часа.
* В 2024-2025 учебном году в МАОУ «Приданниковская СОШ» курс рассчитан: в 7
классе – 17 часов, в 8 классе – 17 часов.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность»
на уровне основного общего образования
Личностные результаты освоения рабочей программы по курсу «Читательская
грамотность» основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по курсу «Читательская
грамотность»
для основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
2
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе
изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт;
3
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе школьного литературного образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры
из литературных произведений;
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с
деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики школьного литературного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
4
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать
в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в
том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Планирование результатов освоения программы курса исходит из требований к
метапредметным результатам освоения образовательной программы:
демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
составлять тексты в устной и письменной формах.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное
внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность
ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во
внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей,
контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой
задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях
курса приоритетное внимание уделяется: формированию действий по организации и
планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в
группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению моральноэтических и психологических принципов общения и сотрудничества; практическому
освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и
решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и
уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые
контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;
5
определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитию
речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для
регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного
речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное
внимание на занятиях уделяется развитию стратегий смыслового чтения и работе с
информацией; практическому освоению методов познания, используемых в
различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и
понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию
общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических
действий и операций. Выпускники получат возможность научиться строить
умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации,
а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её
сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
В основе реализации программы курса «Читательская грамотность » лежит
системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной
экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов
толерантности, диалога культур.
В основной школе приобретенные умения при освоении курса будут
трансформироваться на всех учебных предметах, где будет продолжена работа по
формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют
чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и
перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и
социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений. Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык
осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.
Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим,
просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным
чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют
основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут
способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче, будут
готовы и способны к выбору направления профильного образования.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
На ступени основного общего образования выпускники школы приобретут в
процессе чтения соответствующие возрасту навыки работы с содержащейся в
литературных, учебных, научно-познавательных текстах, инструкциях информацией.
Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного
интереса, освоения и использования информации, овладеют элементарными навыками
чтения, представления информации в наглядно-символической форме, приобретут опыт
работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации,
выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации,
систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и
информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Обучающиеся
смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускник научится:
6
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять
главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумывать
заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать
тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание предметного плана
текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять порядок частей
(инструкций), содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые
компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части
графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его
основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и
критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить
перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и
избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе
текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать
душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускники получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать поиск информации, приобретут первичный опыт
критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из
других источников и имеющимся жизненным опытом;
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации;
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к
другому;
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить
заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста на
основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте,
со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его
форму, а в целом – мастерство его исполнения;
7
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в
них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о
полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки
противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия
противоречий или конфликтной ситуации.
Содержание учебного курса
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Работа с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах,
инструкциях информацией. Чтение текста с целью удовлетворения познавательного
интереса, освоения и использования информации. Представление информации в
наглядно-символической форме. Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы,
диаграммы, схемы.
Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной
задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в
тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.
Использование полученной из разного вида текстов информации для установления
несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования
утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определение
главной темы, общей цели или назначения текста. Выбор из текста или придумывание
заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Формулировка
тезиса, выражающего общий смысл текста. Составление примерного плана текста по
заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций),
содержащихся в тексте. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых
компонентов. Установление соответствия между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом. Объяснение назначения карты, рисунка, пояснение части
графика или таблицы. Нахождение в тексте требуемой информации: беглое чтение,
определение его основных элементов, сопоставление формы выражения информации в
запросе и в самом тексте, установление тождественности или синонимичности,
нахождение необходимой единицы информации в тексте.
Решение учебнопознавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического
понимания текста Определение назначения разных видов текстов. Постановка цели
чтения, направленной на поиск полезной в данный момент информации. Различение темы
и подтемы специального текста. Выделение главной и избыточной информации.
Прогнозирование последовательности изложения идей текста. Сопоставление разных
точек зрения и разных источников информации по заданной теме. Выполнение
смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей. Формулирование на основе
текста системы аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции. Понимание
душевного состояния персонажей текста, сопереживание им.
Самостоятельная организация поиска информации. Критическое отношение к
получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом. Анализ изменения своего эмоционального состояния в
процессе чтения, получение и переработка полученной информации и ее осмысление.
8
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления. Проверка правописания. Использование в тексте таблиц, изображений.
Преобразование текста с использованием новых форм представления информации.
Формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах). Переход от одного представления данных к другому.
Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключенной
в тексте
информации разного характера.
Нахождение в тексте доводов в подтверждение
выдвинутых тезисов. Формулировка выводов из предъявленных посылок. Формулировка
заключения о намерении автора или главной мысли текста.
Выявление имплицитной (скрытой, присутствующей неявно) информации текста на
основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со
знаниями из других источников. Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из
своих представлений о мире. Нахождение доводов в защиту своей точки зрения. Отзыв
на форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в целом –
мастерства его исполнения. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность имеющейся информации.
Нахождение недостоверности
получаемой информации. Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих
пробелов. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление
содержащейся в них противоречивой, конфликтной информации.
Использование
полученного опыта восприятия информационных объектов для обогащения чувственного
опыта. Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
Критическое отношение к рекламной информации. Нахождение способов проверки
противоречивой информации. Определение достоверности информации в случае наличия
противоречий или конфликтной ситуации.
5 класс
Текст: поиск информации. Что такое текст? Что значит работать с текстом? Поиск
информации в литературном тексте. Поиск информации в литературном тексте: Анализ
текста Поиск информации в научно-популярном тексте Поиск информации в научнопопулярном тексте: Анализ текста Как мы читаем? Цели чтения: познавательная. Анализ
текста. Цель освоения и использования текстовой информации: .Анализ текста . Цель
освоения и использования текстовой информации. Работа с информацией в инструкциях.
Работа с информацией в инструкциях: Анализ текста. Внимание к слову. Слова в
контексте. Заголовок текста.
Текст: преобразование и интерпретация. Что такое эпиграф? Тексты с
использованием таблиц схем,
диаграмм. Интерпретация информации, полученной из разного вида текстов. Тема
текста.
Главная мысль текста. Деление текста на смысловые части. Микротема. Деление
текста на смысловые части. Микротема: Анализ текста Информация в наглядносимволической форме Логограф. Анализ текста. План текста. Простой план: Анализ
текста. Сложный план: Анализ текста.
6 класс
Текст: поиск информации. Поиск информации для решения поставленной цели.
Работа со словарями. Назначение разных типов текста. Типы текстов. Связь темы текста и
основной мысли с названием. Анализ текста. Стили речи. Речевая ситуация. Стили речи.
Анализ текстов. Стили речи. Анализ текстов. Разговорный стиль. Тексты книжных стилей:
Анализ текста. Связь типа текста и его назначения. Сопоставление текстов и внетекстовых
9
компонентов. Текст: преобразование и интерпретация. Интерпретация научного текста.
Составление примерного плана текста по заголовку. Формулировка тезиса, выражающего
общий смысл текста. Значение карт, рисунков, таблиц для текстов разных стилей. Беглое
чтение, определение его основных элементов. Нахождение в тексте требуемой
информации. Главная и избыточная информация в Работа с текстом. Оценка информации.
Нахождение аргументов, подтверждающих вывод (ответ на поставленный вопрос).
Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на вопрос. Формулировка
аргументов, подтверждающих точку зрения. Критическое понимание текста. Понимание
душевного состояния героя.
7 класс.
Текст: преобразование и интерпретация. Специальные тексты. Конспект. Тезис.
Выписки. Различение темы и подтемы специального текст. Текст: поиск информации.
Выделение главной и избыточной информации. Прогнозирование последовательности
изложения идей текста. Разные источники информации по заданной теме.
Самостоятельная организация поиска информации. Текст: оценка информации. Разные
точки зрения. Разные точки зрения: Создание текста-схемы. Информация из разных
источников и жизненный опыт. Анализ разных источников информации. Информация из
разных источников и жизненный опыт: Интерпретация и Анализ Смысловое свертывание
выделенных фактов и мыслей. Сопоставление информации. Система аргументов для
обоснования определенной позиции. Формулирование на основе текста системы
аргументов (доводов). Понимание душевного состояния персонажей текста,
сопереживание им. Собственная точка зрения.
8 класс
Текст: преобразование и интерпретация Создание и интерпретация текста. Заголовок
текста. Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий
опыт. Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий
опыт: Анализ текста. Анализ разных
источников информации. Анализ разных
источников информации: Интерпретация и анализ текста. Текст: поиск информации.
Поиск информации. Поиск информации: Интерпретация и анализ текста. Формулировка
тезисов, выражающих общий смысл текста. Поиск внетекстовых компонентов.
Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.) Формулировка
аргументов, подтверждающих точку зрения. Структурирование текста, используя
нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления. Текст: оценка информации. Сравнение и
противопоставление заключенной в тексте информации разного характера. Нахождение
в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Формулировка выводов из
предъявленных посылок. Формулировка заключения о намерении автора или главной
мысли текста. Имплицитная информация (скрытая, присутствующая неявно). Ее
выявление. Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Оформление и представление собственного текста.
9 класс.
Текст: преобразование и интерпретация. Отзыв на содержание текста: отзыв, анализ
текста, аннотация, рецензия. Аргументация своей точки зрения. Диспут. Защита точки
зрения. Единство формы и содержания (анализ формы текста). Сочинение, эссе. Текст:
поиск информации. Точки зрения. Как найти верную? Способы проверки противоречивой
информации. Достоверная информация. Текст: оценка информации. Оценочные суждения
и своя точка зрения. Критическое отношение к рекламной информации. Преобразование и
интерпретация информации.
Формы учёта рабочей программы воспитания
в рабочей программе по Читательской грамотности
10
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через использование
воспитательного потенциала уроков читательской грамотности. Эта работа
осуществляется в следующих формах:
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
— обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в
данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с
изучаемыми в данный момент темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей
страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе, объектов для выполнения.
Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым
событиям, явлениям, лицам, произведениям
искусства.
Включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
Применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью
и задачами воспитания:
методы контроля и самоконтроля,
методы самовоспитания,
методы поощрения,
методы формирования сознания,
методы убеждения.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
организации групповых и индивидуальных исследований (мини-исследований), включение
в урок различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся
приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного
выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Формы проведения занятий
Игра
Практикум
11
Исследование
Конференция
Круглый стол
Тематическое планирование
5 класс
№п/п Наименование Количество Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
разделов и тем часов
программы
1
Текст:
поиск
16
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
информации
http://center-imc.ru/wpcontent/uploads/2020/02/10120.pdf
2
Текст:
18
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
преобразование
https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/
и
https://myshop.ru/shop/product/4539226.htm
интерпретация
34
6 класс
№п/п Наименование Количество Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
разделов и тем часов
программы
1
Текст:
поиск
15
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
информации
http://center-imc.ru/wpcontent/uploads/2020/02/10120.pdf
2
Текст:
8
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
преобразование
https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/
и
https://myshop.ru/shop/product/4539226.htm
интерпретация
3
Текст: оценка
11
https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
информации
34
Тематическое планирование. 7 класс * МАОУ «Приданниковская СОШ» 2024-2025 уч.г.
№п/п Наименование
разделов и тем
программы
1
Текст:
поиск
информации
2
3
Текст:
преобразование
и
интерпретация
Текст: оценка
информации
Количество
часов
5
5
Электронные
ресурсы
(цифровые)
образовательные
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
http://center-imc.ru/wpcontent/uploads/2020/02/10120.pdf
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/
https://myshop.ru/shop/product/4539226.htm
7
https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
17
12
7 класс
№п/п Наименование
разделов и тем
программы
1
Текст:
поиск
информации
2
3
Текст:
преобразование
и
интерпретация
Текст: оценка
информации
Количество
часов
9
9
Электронные
ресурсы
(цифровые)
образовательные
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
http://center-imc.ru/wpcontent/uploads/2020/02/10120.pdf
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/
https://myshop.ru/shop/product/4539226.htm
16
https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
34
Тематическое планирование. 8 класс * МАОУ «Приданниковская СОШ» 2024-2025 уч.г.
№п/п Наименование Количество Электронные (цифровые) образовательные
разделов и тем
часов
ресурсы
программы
1
Текст:
поиск
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
5
информации
http://center-imc.ru/wpcontent/uploads/2020/02/10120.pdf
2
Текст:
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5
преобразование
https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/
и
https://myshop.ru/shop/product/4539226.htm
интерпретация
3
Текст: оценка
https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
7
информации
17
8 класс
№п/п Наименование Количество Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
разделов и тем
часов
программы
1
Текст:
поиск
13
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
информации
http://center-imc.ru/wpcontent/uploads/2020/02/10120.pdf
2
Текст:
9
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
преобразование
https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/
и
https://myshop.ru/shop/product/4539226.htm
интерпретация
3
Текст: оценка
12
https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
информации
34
9 класс
13
№п/п Наименование Количество Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
разделов и тем
часов
программы
1
Текст:
поиск
4
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
информации
http://center-imc.ru/wpcontent/uploads/2020/02/10120.pdf
2
Текст:
20
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
преобразование
https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/
и
https://myshop.ru/shop/product/4539226.htm
интерпретация
3
Текст: оценка
10
https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
информации
34
Поурочное планирование
5 класс
№п/
п
Тема урока
20
21
22
23
Текст: поиск информации. Что такое текст?
Что значит работать с текстом?
Поиск информации в литературном тексте.
Поиск информации в литературном тексте: Анализ текста
Поиск информации в научно-популярном тексте.
Поиск информации в научно-популярном тексте: Анализ текста.
Как мы читаем? Цели чтения:
Познавательная.
Познавательная цель текста: Анализ текста.
Цель освоения и использования текстовой информации.
Цель освоения и использования текстовой информации: .Анализ текста.
Работа с информацией в инструкциях.
Внимание к слову.
Слова в контексте.
Заголовок текста.
Практикум по разделу «Текст: поиск информации»
Текст: преобразование и интерпретация. Что такое эпиграф?
Тексты с использованием таблиц схем,
диаграмм.
Интерпретация информации, полученной из разного вида текстов
Интерпретация информации, полученной из разного вида текстов.
Практикум.
Тема текста.
Главная мысль текста.
Умение определять тему и основную мысль текста. Практикум.
Деление текста на смысловые части.
24
25
Микротема
Деление текста на смысловые части. Микротема. Практикум.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
14
Количес
тво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Информация в наглядно-символической форме.
Логограф.
Составление логографа к тексту.
Схема как форма наглядно-символического представления текста.
Простой план.
Составление простого плана текстов различных типов и стилей.
Что такое сложный план теста?
Сложный план.
Сложный план. Практикум
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
6 класс
№п
/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Тема урока
Текст: поиск информации.
Поиск информации для решения
поставленной цели. Работа со словарями.
Работа со словарями: Анализ текста.
Типы текстов.
Назначение разных типов текста.
Связь темы текста и основной мысли с названием. Анализ текста.
Стили речи. Речевая ситуация.
Стили речи. Анализ текстов.
Разговорный стиль.
Разговорный стиль. Анализ текста.
Тексты книжных стилей: Анализ текста.
Тексты книжных стилей Анализ текста.
Тексты книжных стилей. Анализ научного текста.
Связь типа текста и его назначения.
Сопоставление текстов и внетекстовых компонентов.
Практическая работа по теме «Текст: поиск информации»
Текст: преобразование и интерпретация. Интерпретация научного текста.
Интерпретация научного текста.
Составление примерного плана текста по заголовку.
Составление примерного плана текста по заголовку: Анализ текста.
Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста.
Значение карт, рисунков, таблиц для текстов разных стилей.
Беглое чтение, определение его основных элементов.
Нахождение в тексте требуемой информации.
Текст: оценка информации. Главная и избыточная информация в
тексте.
Главная и избыточная информация в тексте. Анализ текста.
Работа с текстом. Оценка информации.
Оценка информации: Анализ текста.
Нахождение аргументов, подтверждающих вывод (ответ на поставленный
вопрос).
Нахождение аргументов, подтверждающих вывод (ответ на поставленный
вопрос): Анализ текста.
15
Количес
тво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
31
32
33
34
Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на вопрос.
Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на вопрос:
Анализ художественного текста.
Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения.
Критическое понимание текста.
Понимание душевного состояния героя.
Итого
1
1
1
1
1
34
7 класс
№п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Тема урока
Текст: преобразование и интерпретация. Специальные тексты.
Конспект.
Конспект. Практикум.
Тезис.
Тезис. Практикум.
Выписка.
Выписка. Практикум
Различение темы и подтемы специального текст.
Различение темы и подтемы специального текста. Работа с текстом.
Текст: поиск информации. Выделение главной и избыточной
информации.
Выделение главной и избыточной информации. Работа с текстом.
Прогнозирование последовательности изложения идей текста.
Прогнозирование последовательности изложения идей текста. Работа с
текстом.
Разные источники информации по заданной теме.
Разные источники информации по заданной теме: Интерпретация и
анализ текста.
Разные источники информации по заданной теме: Интерпретация и
анализ текста.
Самостоятельная организация поиска информации.
Повторение по разделам «Текст: преобразование и интерпретация. Поиск
информации»
Текст: оценка информации. Разные точки зрения.
Разные точки зрения: Создание текста-схемы.
Информация из разных источников и жизненный опыт.
Анализ разных источников информации.
Информация из разных источников и жизненный опыт: Интерпретация и
анализ текста.
Информация из разных источников и жизненный опыт: Интерпретация и
анализ текста.
Сопоставление информации.
Смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей.
Смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей. Работа с текстом.
Система аргументов для обоснования определенной позиции.
Система аргументов для обоснования определенной позиции. Анализ
текста.
Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов).
16
Количес
тво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов).
Анализ текста.
Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им.
Собственная точка зрения.
Обобщение и систематизация изученного материала.
Итого
31
32
33
34
1
1
1
1
34
7 класс * МАОУ «Приданниковская СОШ» 2024-2025 уч.г.
7 класс
№п/п Тема урока
Количество
Виды,
контроля
часов
Всег
о
Конт
роль
ные
рабо
ты
Прак
тиче
ские
рабо
ты
формы
1
Текст: преобразование и интерпретация.
Специальные тексты.
1
0
0
Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»
2
Конспект.
1
0
0
Практическая
работа
3
Тезис.
1
0
0
Тестирование
4
Выписка.
1
0
0
Устный опрос
5
Различение темы и подтемы специального
текст.
1
0
0
Устный опрос
6
Текст: поиск информации. Выделение
главной и избыточной информации.
1
0
0
Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»
7
Выделение
главной
и
избыточной
информации. Работа с текстом.
1
0
1
Практическая
работа
8
Прогнозирование
последовательности
изложения идей текста.
1
0
0
Устный опрос
9
Разные
источники
заданной теме.
1
0
0
Тестирование
информации
17
по
10
Самостоятельная
информации.
организация
поиска
1
0
0
Устный опрос
11
Контрольная работа по разделам «Текст:
преобразование и интерпретация. Поиск
информации»
1
1
0
Контрольная
работа
12
Текст: оценка информации. Разные точки
зрения. Создание текста-схемы.
1
0
0
Устный опрос
13
Информация из разных источников и
жизненный опыт. Интерпретация и анализ
текста. Сопоставление информации.
1
0
0
Устный опрос
14
Смысловое
свертывание
выделенных
фактов и мыслей. Работа с текстом.
1
0
0
Устный опрос
15
Система аргументов для обоснования
определенной позиции. Формулирование
на основе текста системы аргументов
(доводов).
1
0
0
Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»
16
Понимание
душевного
состояния
персонажей текста, сопереживание им.
Собственная точка зрения.
1
0
0
Устный опрос
17
Итоговая контрольная работа
1
1
0
Контрольная
работа
17
2
1
18
8 класс * МАОУ «Приданниковская СОШ» 2024-2025 уч.г.
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема урока
Текст: преобразование и интерпретация. Создание и интерпретация текста.
Заголовок текста.
Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт.
Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт: Анализ текста.
Анализ разных источников информации.
Текст: поиск информации.
Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста.
Поиск внетекстовых компонентов.Составление внетекстовых компонентов
(таблица, график, схема и т.д.)
Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения.
Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления.
Текст: оценка информации. Сравнение и противопоставление заключенной
в тексте информации разного характера.
Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.
Формулировка выводов из предъявленных посылок.
Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли текста.
Имплицитная информация (скрытая, присутствующая неявно). Ее
выявление.
Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Итоговая контрольная работа
19
8 класс
№п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Тема урока
Количе
ство
часов
Текст: преобразование и интерпретация. Создание и интерпретация
1
текста.
Заголовок текста.
1
Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на
1
предыдущий опыт.
Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на
1
предыдущий опыт: Анализ текста.
Анализ разных источников информации.
1
Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ
1
текста.
Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ
1
текста.
Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ
1
текста.
Анализ разных источников информации: Интерпретация и анализ
1
текста.
Текст: поиск информации. Поиск информации.
1
Поиск информации: Интерпретация и анализ текста.
1
1
Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста.
Формулировка тезисов, выражающих общий смысл текста: Анализ
1
текста.
Поиск внетекстовых компонентов.
1
1
Поиск внетекстовых компонентов: Анализ текста.
Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.)
1
Составление внетекстовых компонентов (таблица, график, схема и т.д.):
1
Интерпретация и анализ текста.
Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов.
1
Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения.
1
Формулировка
аргументов,
подтверждающих
точку
зрения:
1
Интерпретация и анализ текста.
Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки,
1
ссылки, оглавления.
Практикум по темам «Текст: преобразование, интерпретация , поиск
1
информации».
Текст: оценка информации. Сравнение и противопоставление
1
заключенной в тексте информации разного характера.
Сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации
1
разного характера: Интерпретация и анализ текста.
Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.
1
Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов
1
Анализ текста.
Формулировка выводов из предъявленных посылок.
1
Формулировка выводов из предъявленных посылок. Анализ текста.
1
Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли
1
текста.
20
30
31
32
33
34
Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли
текста: Анализ текста.
Имплицитная информация (скрытая, присутствующая неявно). Ее
выявление.
Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры
текста).
Анализ подтекста (использованных языковых средств и структуры
текста): Анализ текста.
Обобщение и систематизация изученного материала.
Итого
1
1
1
1
1
34
9 класс
№п/
п
Тема урока
Количес
тво
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
Текст: преобразование и интерпретация. Отзыв на содержание текста:
(Отзыв)
Отзыв на содержание текста: Анализ текста.
Отзыв на содержание текста: Анализ текста.
Отзыв на содержание текста: Анализ текста.
Отзыв на содержание текста: Анализ текста.
Отзыв на содержание текста: Анализ текста.
Отзыв на содержание текста: (Рецензия).
Отзыв на содержание текста: Анализ текста.
9
Отзыв на содержание текста: Анализ текста.
1
10
Аргументация своей точки зрения.
1
11
Аргументация своей точки зрения. Практикум.
1
12
Аргументация своей точки зрения. Практикум.
1
13
Диспут. Защита точки зрения.
1
14
Диспут. Защита точки зрения.
1
15
Единство формы и содержания (анализ формы текста).
1
16
Единство формы и содержания: Анализ текста.
1
17
Единство формы и содержания: Анализ текста.
1
18
1
19
Сочинение, эссе.
Сочинение, эссе. Интерпретация и анализ текста.
20
Практикум по разделу «Текст: преобразование, интерпретация»
1
21
Текст: поиск информации. Точки зрения. Как найти верную?
1
22
Точки зрения. Как найти верную? Анализ текста.
1
23
Способы проверки противоречивой информации.
1
24
1
25
Достоверная информация.
Текст: оценка информации. Оценочные суждения и своя точка зрения.
26
Оценочные суждения и своя точка зрения. Анализ текста.
1
1
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
Оценочные суждения и своя точка зрения. Анализ текста.
1
28
Критическое отношение к рекламной информации.
1
29
Преобразование и интерпретация информации.
1
30
Преобразование и интерпретация информации Анализ текста.
1
31
Преобразование и интерпретация информации Анализ текста.
1
32
Преобразование и интерпретация информации Анализ текста.
1
33
Преобразование и интерпретация информации Анализ текста.
1
34
Обобщение и систематизация изученного материала.
1
Итого:
34
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Пособие для учащихся.
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М:
Просвещение, 2020
Пособия для учителя
1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое
сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н.
Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.:
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»,
2018.
2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык.
Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение,
2018
4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. –
М.: Просвещение, 2019
5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная
программа. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность
выпускников школ.\\Социологические исследования
6. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский
язык издательский дом “Первое сентября”
7. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению //
Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001
г.). В 2- х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2016.
8. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические
подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017
9. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения//
Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и
развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
10. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения».
Тольятти, 2018.
22
11.
Поварнин
C.
B.
Как
читать
книги.
http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
12. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и
письма// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых:
книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
23