МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.09.09 09:55:11 +05'00'
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первый раз в 5 класс»
5 класс
1.Пояснительная записка
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте
образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально
организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного
плана.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также
основной образовательной программой начального общего образования. Программа
учитывает возрастные, обще учебные и психологические особенности младшего подростка.
Программа «Первый раз в 5 класс» направлена на благополучную адаптацию детей к
средней школе. Программа является авторско-составительской.
Программа основана на следующих нормативных документах:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции;
- СанПиН 2.4.2. №2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте
России 03.03.2011 года, рег. №19993) в действующей редакции на 2014г.;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования».
Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)
-Локальные акты.
Актуальность программы «Первый раз в 5 класс» определена тем, что одной из
важнейших задач психологической помощи учащимся в период перехода из начального
звена в среднее является приспособление ребенка к новой системе социальных условий,
новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам.
Переход из начального звена в среднее предъявляет повышенные требования к
интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности
учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В
этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Усвоение новых
знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивают сложившиеся ранее у
детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию творческого
мышления в доступных учащимися этого возраста формах. Новая внутренняя позиция
учащихся в этот период заключается в направленности на самостоятельный познавательный
поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, включая контрольные и
оценочные, инициативу в организации учебного сотрудничества.
Насколько легко и быстро младшие подростки смогут приспособится к условиям
средней школы, зависит не только от их интеллектуальной готовности к обучению, но и от
того, чтобы у них были сформированы умения и навыки, напрямую влияющие на
успешность адаптации: умение осознавать требования учителя и соответствовать им; умение
устанавливать межличностные отношения с педагогами; умение принимать и соблюдать
правила жизни класса и школы; навыки общения и достойного поведения с
1
одноклассниками; навыки уверенного поведения; навыки совместной (коллективной)
деятельности; навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем; навыки
самоподдержки; навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Данная программа направлена на формирование этих навыков и на создание
благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Цель программы: Оказание психологической поддержки учащимся 5 класса в период
адаптации к новым условиям обучения в средней школе.
В соответствии с целью сформулированы задачи:
1. формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение
уровня школьной тревожности;
2. формирование устойчивой учебной мотивации детей;
3. создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и
выработку системы единых обоснованных требований;
4. повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных
навыков;
5. освоение детьми школьных правил;
6. выработка норм и правил жизни класса;
7. формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;
8. развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления
межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими
сотрудниками школы.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательной деятельности
и организуется по направлениям развития личности: социальное, обще интеллектуальное,
общекультурное.
Программа представляет собой систематический курс с занятиями в группе 1 раз в две,
три недели в течение учебного года. Общий объём программы составляет 18 занятий (17.5 ч).
Длительность одного занятия для учащихся 40-45 минут. Заключительное занятие
рассчитано на 20 мин. Занятия проводятся в кабинете психолога, в форме психологических
мини-тренингов. Численность группы не должна превышать 15 человек. При необходимости
учащиеся могут быть поделены на микрогруппы по 5-7 человек. В занятия могут быть
внесены изменения и дополнения в зависимости от настроя и работы группы.
Программа предназначена для проведения в 5-х классах, т.е. целевой аудиторией
проведения данной программы являются учащиеся 5 класса в возрасте 11-12 лет. Программа
учитывает возрастные особенности данной группы учащихся.
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный
и дифференцированный подход к детям. Основное содержание групповой работы
составляют ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды);
дискуссии ( обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия); арт-терапия
(задания могут быть предметно-тематические и образно-тематические: изображение в
рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, а также
изображающие эмоциональные состояния и чувства); игры и упражнения на снятие
тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть
тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка; метафорические истории и
притчи.
2.Планируемые результаты
-Снижение уровня школьной тревожности;
-Повышение групповой сплоченности;
- Позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием
степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка);
- Повышение уверенности в себе и своих возможностях;
-Формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
При реализации данной программы для успешной адаптации учащихся в период
перехода из начального звена в среднее у пятиклассников приобретаются соответствующие
ценности, овладение универсально учебными действиями, что дает учащимся возможность
самостоятельно и успешно усвоить новые знания, умения и компетентность, включая
организацию усвоения, то есть умения учиться. На основании этого, учащиеся достигают
воспитательных результатов и эффектов и получают возможность для формирования:
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций
партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в
поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Личностные универсально учебные действия:
-Адекватное отношение к своим успехам и неудачам, развитие навыка уверенного
поведения.
-Представление о себе как о человеке с большими возможностями развития.
-Принятие норм и правил поведения на новом этапе школьной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принятие и сохранение поставленной перед собой задачи;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации.
- адекватное восприятие предложения, замечания и оценки учителей, товарищей, родителей
и других людей;
- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок, использование предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата.
Познавательные универсальные учебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
форме,
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий,
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса результатов
деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Весь курс «Первый раз в пятый класс» включает в себя 18 занятий (всего 17.5 часов)
Программа курса внеурочной деятельности состоит из этапов:
1 Этап. Формирование групповой сплоченности, навыков поведения в новых
школьных ситуациях, умение ориентироваться в пространстве, создание
в классе
доброжелательной атмосферы. Психологическая помощь- оказание поддержки в новых
ситуациях и в осмыслении опыта сотрудничества.
2 этап. Работа с основными проблемами пятиклассников. Принятие правил школы и
класса, установление норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и
другими сотрудниками школы. Осознание новых правил происходит двумя путями:
1.формирование восприятия рамок «хорошо — плохо», чтобы учащиеся не относились к
правилам как к категорическому требованию. 2. Доведение до сознания детей значимость
правил, формирование отношения к ним как к ценности. Так же важнейшей задачей этого
этапа является сознание учащимися требований преподавателей. Психологическая помощь:
установление межличностных отношений с педагогами и формирование у учащихся
конструктивного отношения к неудачам, ошибкам; анализ уже достигнутых успехов.
3 этап. Формирование понимания у учащихся критериев оценки устной или
письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношения
педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей,
освоение способов работы, способствующих достижению высоких результатов.
Психологическая помощь: формирование адекватной самооценки и правильного отношения
к результатам деятельности. А также формирование овладения навыками релаксации в
работе со школьными страхами.
4 этап. Формирование навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в
учебной деятельности, продолжение работы над развитием коммуникативных умений в
конфликтных школьных ситуациях. Психологическая помощь: снижение школьной
тревожности.
5 этап. Осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подведение
итогов групповой работы.
Формы организации: беседа, ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций,
предлагаемых как этюды); релаксационные методы; дискуссии (обсуждение вопросов,
связанных с основной темой занятия); рисуночная арт-терапия (задания могут быть
предметно-тематические и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных
понятий в виде созданных воображением ребенка образов, а также изображающие
эмоциональные состояния и чувства);
моделирование образцов поведения (игры и
упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют
преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка); Метафорические
истории и притчи.
Виды деятельности учащихся: - работать в паре и группе: анализировать, обсуждать
свои поступки, делать выводы;
-оценивать свои поступки и рассказывать о них;
-доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах;
-планировать свои действия в учебной и жизненной ситуации;
-слушать;
-соблюдать правила игры и дисциплины;
-контролировать себя в общении со сверстниками и взрослыми;
-учиться осознавать свои трудности и стремится их преодолевать;
- обсуждать предложенные ситуации;
-участвовать в диалоге и вести диалог;
- использовать доброжелательный тон в общении.
-выслушивать точки зрения товарищей;
- оценивать свое поведение и поведение окружающих;
- осознавать требования учителя и соответствовать им;
- принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
- осознавать свое Я
-предотвращать конфликты решать их мирным путем;
-поддерживать себя в различных ситуациях;
-адекватно оценивать собственные возможности и способности.
Структура занятия включает в себя:
1. Ритуал приветствия выполняет функцию установления эмоционально-позитивного
контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и
завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу
группового доверия и принятия.
2. Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу,
повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
3. Обсуждение предыдущего занятия проводится после (иногда вместо) разминки и
способствует закреплению пройденного материала.
4. Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и
приемы, направленные на решение основных задач занятия. Предпочтение отдается
многофункциональным техникам, таким как моделирование образцов поведения,
позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар детей.
5.Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и
предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе
заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней
детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
4.Тематическое планирование.
Наименование разделов и тем
Создание группы
Здравствуй, пятый класс!
Находим друзей
Кто я и чем я отличаюсь от других
Узнай свою школу
Что поможет мне учиться?
Легко ли быть учеником?
Чего я боюсь?
Как избавиться от страха.
Трудно ли быть настоящим учителем?
Конфликт или взаимодействие?
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
13
14
15
16
17
18
Ставим цели.
Кто я, какой я?
Я могу.
Только вперед.
Трудные ситуации.
Я и мои колючки
Принятие себя.
1
1
1
1
1
1
0.5
ИТОГО:17.5 часов
Литература
1.
А.В. Микляева; П.В.Румянцева «Школьная тревожность» диагностика, коррекция,
развитие. Спб. Речь 2004
2.
«Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10) Система работы с
детьми, родителями, педагогами. Автор составитель С.А.Коробкина.
3.
О.Мухина; Г.Родионова; Е.Скворцова «Приручи свой гнев»
4.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной
работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
5. «Психологический комфорт в школе: как его достичь» Авторы составители
Е.П.Картушина, Т.В.Романенко.
6. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. –
М.: Генезис, 2003.