Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочая программа курса Лаборатория юного химика биолога НОО ЗПР 7.1, 7.2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Дата: 2024.09.09 10:01:12 +05'00'

Программа курса внеурочной деятельности
«Лаборатория юного химика/биолога»
для обучающихся на уровне начального общего образования
1 - 4 классы

Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена тем, что интеллектуальное развитие – непрерывный процесс,
совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях,и что оно наиболее интенсивно происходит
в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно
ценные операции для развития интеллекта. Организация внеурочной деятельности в рамках проектного
направления, как достаточно сложной формы деятельности, продолжение предметных линий и
использованием эффективных форм проведения занятий, позволит успешно решать проблемы развития
интеллекта обучающихся.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического
мышления, стимулирует обучающихся к самостоятельному применению и пополнению своих знаний через
содержание курса, стимулирует самостоятельность и способность к самореализации. В результате у
учеников формируется устойчивый интерес к решению проблемных задач, совершенствуются умения
применять полученные знания не только в учебных ситуациях, но и в повседневной деятельности, за
пределами школы. А это на сегодняшний день очень актуально в связи с осуществлением деятельностного
подхода к процессу обучения.
Новизной данного курса является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который
создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений,
компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их
возрасту и индивидуальным особенностям:
- реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно
добывать и систематизировать новые знания;
- воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного
общества;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного
развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и
воспитания и путей их достижения;
Педагогическая целесообразность данной дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей
программы заключается в возможности успешного решения вопросов, связанных с развитием у
обучающихся универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования, социализацией,
нравственно-эстетическим воспитанием детей и подростков, с их профессиональным самоопределением.
Цель программы:
формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,
приобретение необходимых практических умений и
навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли
химии как интегрирующей науки.
 расширение знаний учащихся о применении веществ в быту и мерах безопасного обращения с
ними;
 создание условий для самооценки подготовленности учащихся;
 формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании
современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей
действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого
химические знания;
 приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности:
 решения проблем, принятия решении, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных
1

навыков, навыков измерений, сотрудничества, в повседневной жизни.
 овладение умениями наблюдать химические явления в повседневной жизни;
 развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения
химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими
жизненными потребностями;
 воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и
элементу общечеловеческой культуры;
 применение полученных знаний и умений для безопасного использованиявеществ и материалов в
быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи программы:
учебные:
 формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучнойкартины мира;
 формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий,
химического языка, доступных обобщений и понятий о принципах химического производства;
развивающие:
 развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование,
формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в
трудовой деятельности;
 развитие практических умений учащихся: наблюдательности, внимательности, сообразительности;
 развитие умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать
правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
 развитие умений работы в микрогруппах;
воспитательные:
 формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
 воспитание экологической культуры учащихся, потребности вести здоровыйобраз жизни;
 выработка понимания общественной потребности в развитии химии;
 формирование потребности в расширении кругозора учащихся;
 формирование отношения к химии как к возможной области будущейпрактической деятельности.
Отличительные особенности
Данная программа имеет ряд особенностей:
- в сравнительно короткое время каждого занятия учащиеся должны овладетьопределёнными
практическими навыками;
- успешное усвоение программы зависит от обеспечения наглядными пособиямии оборудованием
для осуществления лабораторных и практических работ;
- овладение практическими навыками и предполагает активную самостоятельную работу учащихся,
что позволяет повысить учебную мотивацию;
- теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятиеявляется логическим
продолжением предыдущего;
Экологический аспект программы даёт возможность формирования у обучающихся нравственных и
мировоззренческих установок. Курс готовит воспитанников к творческой и исследовательской
деятельности. Практическая направленность заключается в том, что содержание курса обеспечивает
приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в
разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Адресат: программа предназначена для обучающихся в возрасте 8 -10 лет.
Срок реализации – 3 года.
Форма обучения – очная.
Тип программы: общеразвивающая
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, количество учебных занятий в год –
17 часов. Продолжительность занятий в группах устанавливается в соответствии с санитарными нормами и
правилами. Продолжительность учебного занятия при реализации дополнительной общеразвивающей
программы рассчитана в академических часах (академический час – 40 мин) с учетом возрастных
особенностей подготовки занимающихся и не превышает1часа в неделю.
Форма организации учебного процесса: групповая и индивидуально-групповая.
2

Форма контроля: практические работы.
Основные методы и приёмы обучения: конструирование, моделирование, исследование.
Деятельность обучающихся базируется на следующих принципах:
- научность, связь теории и практики; - принцип учёта возрастных особенностей учащихся;
- принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
- учёт индивидуальных особенностей учащихся;
- принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской)
деятельности;
- непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения
полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса.
Форма и методы работы. Занятия проводятся путем использования методов рассказа, беседы и
обсуждения.
Форма и сроки оценивания. Программа курса внеурочной деятельности предусматривает
использование современных оценочных средств. Одним из методов оценки личностных результатов
обучающихся является проектная деятельность, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые
методы работы, рефлексивную и поисковую деятельность, публичное выступление. Данная работа
позволяет учащимся в практической ситуации демонстрировать полученные знания. Объектом оценки
метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных,
познавательных универсальных действий, направленных на анализ познавательной деятельности и
управление ею. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать
познавательные и практические задачи с использованием средств учебного предмета.
Форма оценивания:
- выступление,
- презентация,
- защита проекта
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
обучающийся научится:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и
объяснимости на основе достижений науки;
- выстраивать нравственное поведение при взаимодействии с природой и реальностью;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию, осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траекторииобразования на базе ориентировки в мире профессий
и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
- формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и
младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
- основам экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и
необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Регулятивные УУД обучающийся научится:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбиратьиз предложенных
и искать самостоятельно средства достижения цепи;
3

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы,
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,исправлять ошибки
самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.
- ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагатьнесколько способов ее
достижения.
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале.
- планировать ресурсы для достижения цели.
- называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать
пути их преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;выявлять причины и
следствия простых явлений.
- осуществлять сравнение, классификацию;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсовбиблиотек и
устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать понятия;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и тд.);
- соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;формулировать
собственное мнение и позицию, аргументируя их;
- координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве привыработке общего;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; самостоятельно строить жизненные планы во
временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их
достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболееэффективный способ;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённойсложности в различных сферах
самостоятельной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки
альтернативных способов разрешения конфликтов;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе
уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного
восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и
эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

4

Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые химические эксперименты;
- описывать и различать изученные вещества, применяемые в повседневной жизни;
--классифицировать изученные объекты и явления;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную издругих источников;
- безопасно обращаться веществами, применяемыми в повседневной жизни.
2. В ценностно - ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной
деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
- проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и
лабораторным оборудованием.
Содержание (51 час)
Тема 1. Введение. «Химия – наука о веществах и их превращениях» - 2 часа
Химия или магия? Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра. Техника
безопасности в кабинете химии.
Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных
работ. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми
веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной
работы.
Демонстрация. Удивительные опыты.
Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.
Тема 2. «Вещества вокруг тебя, оглянись!» – 30 часов
Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.
Вода – многое ли мы о ней знаем? Вода и её свойства. Что необычного в воде? Вода пресная и морская.
Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.
Питьевая сода. Свойства и применение.
Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека.
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла.
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких
моющих средств.
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность косметические препараты?
Можно ли самому изготовить духи?
Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей домашней
аптечке?
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. «Зелёнка» или
раствор бриллиантового зелёного. Перекись водорода и гидроперит. Свойства перекиси водорода.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении аспирина.
Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. Глюкоза, ее свойства и
применение.
Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем? Растительные и животные масла.
Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.
Лабораторная работа 2. Свойства веществ. Разделение смеси красителей.
Лабораторная работа 3. Свойства воды.
Практическая работа 1. Очистка воды.
Лабораторная работа 4. Свойства уксусной кислоты.
5

Лабораторная работа 5. Свойства питьевой соды.
Лабораторная работа 6. Свойства чая.
Лабораторная работа 7. Свойства мыла.
Лабораторная работа 8. Сравнение моющих свойств мыла и СМС.
Лабораторная работа 9. Изготовим духи сами.
Лабораторная работа 10. Необычные свойства таких обычных зелёнки и йода.
Лабораторная работа 11 Получение кислорода из перекиси водорода.
Лабораторная работа 12. Свойства аспирина.
Лабораторная работа 13. Свойства крахмала. Лабораторная работа 14. Свойства глюкозы.
Лабораторная работа 15. Свойства растительного и сливочного масел.
Тема 3. «Увлекательная химия для экспериментаторов» -13 часов.
Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты. Состав акварельных красок. Правила обращения
с ними.
История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей. Состав школьного мела.
Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Лабораторная работа 16. «Секретные чернила».
Лабораторная работа 17. «Получение акварельных красок».
Лабораторная работа 18. «Мыльные опыты».
Лабораторная работа 19. «Как выбрать школьный мел».
Лабораторная работа 20. «Изготовление школьных мелков».
Лабораторная работа 21. «Определение среды раствора с помощью индикаторов».
Лабораторная работа 22. «Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН
раствора».
Тема 4. «Что мы узнали о химии?» – 6 часов
Подготовка и защита мини-проектов.

6

Тематическое планирование
№

Раздел, тема занятия

Кол-во
часов

Форм проведения

2 класс
Тема 1. «Химия – наука о веществах и их превращениях» (2 часа)
1.
Вводный инструктаж по ТБ. Химия – наука
1
Беседа. Работа в группах
о веществах
2.
Лабораторное оборудование
1
Лабораторный практикум
Тема 2. «Вещества вокруг тебя, оглянись!» (15 часов)
3-4 Чистые вещества и смеси
2
Беседа.Практическая работа
5-6 Вода
2
Беседа.Практическая работа
7-8 Очистка воды
2
Беседа.Практическая работа
9-10 Уксусная кислота
2
Беседа.Практическая работа
11-12 Пищевая сода
2
Беседа.Практическая работа
13-14 Чай
2
Беседа.Практическая работа
15-16 Мыло
2
Беседа.Практическая работа
17
СМС
1
Беседа.Практическая работа
3 класс
18
СМС
1
Беседа.Практическая работа
19-20 Косметические средства
2
Беседа.Практическая работа
21-22 Аптечный йод и зеленка
2
Беседа.Практическая работа
23-24 Перекись водорода
2
Беседа.Практическая работа
25-26 Аспирин
2
Беседа.Практическая работа
27-28 Крахмал
2
Беседа.Практическая работа
29-30 Глюкоза
2
Беседа.Практическая работа
31-32 Жиры и масла
2
Беседа.Практическая работа
Тема 3. «Увлекательная химия для экспериментаторов» (13 часов)
33
Понятие о симпатических чернилах
1
Работа в группах
34. Секретные чернила
1
Лабораторный практикум
4 класс
35. Состав акварельных красок
Творческое задание
36. Мыльные пузыри
1
Лабораторный практикум
37. Понятие о мыльных пузырях
1
Работа в группах
38. Изучение влияния внешних факторов на мыльные 1
Творческое задание
пузыри
39. Обычный и необычный школьный мел
1
Работа в группах
40. Изготовление школьных мелков
1
Лабораторный практикум
41. Изготовление школьных мелков
1
Лабораторный практикум
42. Понятие об индикаторах
1
Беседа
43. Понятие об индикаторах
1
Творческое задание
44. Изготовление растительных индикаторов
1
Лабораторный практикум
45. Изготовление растительных индикаторов
1
Лабораторный практикум
Тема 4. «Что мы узнали о химии?» (6 часов)
46-47 Подготовка мини-проектов
2
Создание презентаций,
докладов
48-49 Подготовка мини-проектов
2
Создание презентаций,
докладов
50. Конференция «Увлекательная химия»
1
Презентация работ
51. Конференция «Увлекательная химия»
1
Презентация работ
Итого:
51
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
7

Литература для педагогов
1. Аликберова Л.Ю., Н.С. Рукк. Полезная химия. – М.: Дрофа, 2005.
2. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. Практические работы с исследованием лекарственных препаратов и
средств бытовой химии. Химия в школе, 2002, № 9, с. 73–76.
3. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. - М.: Дрофа, 2005
4. Дворкин, Л.И. Строительные минеральные вяжущие материалы. - М.: Инфра-Инженерия, 2011. - 544 c.
5. Денисова В.Н. Дом без химии. - М.: Рипол Классик, 2014 г.- 256 с.
6. Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. Химия внутри нас. - Ростов-наДону: Феникс, 2004
7. Ледовская Е.М. Металлы в организме человека. Химия в школе, 2005, № 3, с. 44–47.
8. Макарова Н.А. Валеология и органическая химия. - М.: "ЭверестХимия"1997
9. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981
10. Мир химии. СПб, М.: М-Экспресс, 1995
11. Новошинскией И.И., Новошинская Н.С. Химия 2. - М.: Русское слово, 2008г.
12. Новошинскией И.И., Новошинская Н.С., Химия 3,4. - М.: Русское слово, 2008г.
13. Оборотень с указкой. Бытовая химия: Лена Миро, Алексей Олин. - СанктПетербург, Амфора, 2010 г.254 с.
14. Органическая химия и человек. А.И. Артеменко. – М.: Просвещение, 2000
15. Попов, В. А. Многоликая химия кн. для учащихся / В. А. Попов, А. С. Семенов, Г. Д. Харлампович - М.:
Просвещение, -1992. -159 с
16. Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровья человека. Химия (ИД «Первое сентября»), 2009, №12, 15,
19 17. Скурихин И.М., Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика. – М.: Высш. шк. 1991. -288 с:
17. Модули электронных образовательных ресурсов «Химия» (http://fcior.edu.ru).
18. Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для
школьников, изучающи х естествознание, химию, экологию. – Авт.-сост.: Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г.
Муравьев – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб: Крисмас+, 2016. 105 с.
19. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: учебное пособие с комп лектом
карт-инструкций/ Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. –2-е изд., испр. – СПб.: Крисмас+, 2014. – 176 с.
20. Алексинский В. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 2018.
21. Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение,2016.-191с.
22. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л.: Химия, 2018.
23. Конарев Б.А. Любознательным о химии. – М.: Химия, 2015.
24. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.
«ДРОФА», М., 2014
25. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Книга по химии для домашнего чтения. «ХИМИЯ» М.,2015
26. Комплект оборудования центра «Точка роста».
Для ученика:
1. Аликберова Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории. – М.: Дрофа, 2008.
2. Артамонова И.Г., Сагайдачная В.В. практические работы с исследованием лекарственных препаратов и
средств бытовой химии. // Химия в школе.- 2002.-№ 9. с. 73-80
3. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных. – Ярославль: Академия К: академия холдинг,
2000. 3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992.
4. Запольских Г.Ю. Элективный курс "Химия в быту". // Химия в школе. -2005.-№ 5.- с. 25-26
5. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий. М.: АРКТИ,
2000.
6. Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
7. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.
8. Мультимедийный учебник «Химия».

1.
2.
3.
4.

Оснащение учебного процесса. Лабораторная посуда, приборы и оборудование.
Комплект мерной посуды.
Комплект изделий из керамики и фарфора
Набор посуды и принадлежностей для проведения демонстрационныхопытов.
Спиртовка демонстрационная.
8

Модели, коллекции.
1. Коллекция «Волокна»
2. Коллекция «Нефть и продукты ее переработки»
3. Коллекция «Топливо»
4. Коллекция «Пластмассы
5. Образцы бытовых веществ с инструкциями по их применению.
Печатные и электронные пособия.
1. Периодическая система элементов Д.И. Менделеева
2. Таблица растворимости веществ
3. Правила техники безопасности при проведении химического эксперимента.
Технические средства обучения.
1 . Мультимедийный компьютер с пакетомпрограмм.
2 . Мультимедиапроектор.
3 . Экран на штативе или подвесной.
4 . Средства телекоммуникации (электронная почта, выход в Интернет).
Учебная мебель.
Учебные столы и стулья, согласно СанПиН.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».