Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочая программа курса Я-исследователь НОО ЗПР 7.1, 7.2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.09.09 10:05:25 +05'00'

Рабочая программа курса «Я - исследователь»
для обучающихся на уровне начального общего образования
1- 4 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, на основе программы
автора
А.И.Савенкова « Развитие исследовательских способностей школьников».
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные
цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование
исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы,
поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие
главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности
является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых
для учащихся знаний и способов деятельности.
Цель курса: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской
деятельности.
Задачи курса:
1. Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной
деятельности;
2. Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
3. Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
4. Развивать познавательные потребности и способности
Особенностью данной рабочей программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение,
экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа,
защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление,
выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в
конкурсах исследовательских работ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
1 этап – 1 класс.
Задачи обогащения исследовательского опыта включают в себя:
- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющих представлений;
- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя;
- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять
предметные модели;
Для решения задач используется следующие методы и способы деятельности
В 1 классе проводятся самостоятельные занятия с включением заданий, направленных на
овладение общелогическими умениями (сравнение, классификация, обобщение). Поэтому на уроках
ребята получат представление о свойствах и признаках предмета, о сравнении и классификации,
причине и следствии.
С первых занятий ребята будут знакомиться с теоретическими понятиями: исследование,
открытие, исследователь, исследовательские умения, опыт, наблюдение и наблюдательность,
эксперимент, гипотеза, схемы, результат, защита, доклад. В 1 классе будут практиковаться
исследовательские задания: экспресс-исследование, игра – исследование, мини-исследование, минипроект исследовательского характера, наблюдение, методика проведения исследовательской работы
1

с учётом возрастной категории. Работа проходит под руководством учителя. Тема предлагается пока
общая. Объём работы небольшой.
2 этап – 2 класс.
Этап ориентирован:
- на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
-на развитие определять тему исследователя; анализировать; сравнивать; формулировать
выводы, оформлять результаты исследования;
- на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности экскурсии,
индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, сообщения, ролевые игры,
эксперименты.
Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением
выполненных операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением
деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной
деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть
гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального
исследовательского опыта детей.
Во 2 классе для организации исследовательской деятельности будут применяться те же
исследовательские задания: экспресс-исследование, мини-исследование, мини-проект. Работа
проходит в основном под руководством учителя. Тема предлагается как коллективная, так и
самостоятельная. Объём работы немного увеличивается. Результатами работ могут быть и
сочинения-исследования, считающей как творческой работой. Со 2 класса с детьми организуются
тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы.
3 этап – 3 и 4 класс.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского
опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности,
её средствах и способах, осознание логики исследований и развитие исследовательских умений.
По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в
увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на
постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развёрнутости и
осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
В 3 классе на первых занятиях дети рассказывают о результатах наблюдений, опытов, которые
они проводили в летнее время. На занятиях ребята расширяют свой кругозор в области
окружающего мира, русского языка и математики. На этих занятиях проводятся тренинги,
расширяется опыт детей по проведению наблюдений и экспериментов. Продолжается работа с
текстами.
На протяжении всего этапа так же обеспечивается обогащение исследовательского опыта
школьников на основе индивидуальных достижений.
В 4 классе работа по развитию исследовательских умений детей проводится в основном в
форме индивидуальной работы с детьми. При этом данная работа состоит из следующих этапов:
 1 этап. Выбор темы предстоящего исследования.
 2 этап. Формулировка проблем, которые необходимо решить в рамках предстоящего
исследования. Для этого проводятся специальные тренировочные занятия и упражнения. На этом же
этапе строится работа над формированием у детей умения выдвигать гипотезы.
 3 этап. Постановка целей и задач исследования, определение предмета и объекта
исследования.
 4 этап. Организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. В плане
работы над темой исследования выделяю следующее:
- планирование работы по исследованию;
- работа с различными источниками информации;
- проведение наблюдений, формулировка соответствующих выводов;
- проведение опытов, экспериментов, формулировка выводов;
- проведение анкет и обработка данных.
2

 5 этап. Отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления,
подготовка презентации.
 6 этап. Выступление в классе.
 7 этап. Школьная конференция учебно - исследовательских работ младших школьников.
С учётом особенностей данного этапа как во внеурочной деятельности выделяют следующие
методы и способы деятельности школьников: мини-исследования,
мини-проект и работы,
требующие увеличения времени на исследование, обобщение и систематизацию материала,
коллективное и индивидуальное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение,
анкетирование, интервьюирование, эксперимент.
Тема может выполняться как коллективно, так и самостоятельно. Это будет зависеть от темы и
цели исследования. Мини-исследования, мини-проекты выполняются в основном самостоятельно
учащимися.
На подготовительном этапе достаточно придерживаться следующего порядка проведения
исследовательской деятельности:
1. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.
2. Постановка цели и задач исследования.
3. Планирование исследования и выбор методов
4. Поиск информации, проведение опытов, опросов.
5. Формирование выводов.
6. Представление результатов, анализ своей деятельности, самооценка.
На основном этапе следующий порядок действий, позволяющий выполнить
исследовательскую работу:
1. Актуализация проблемы
2. Определение сферы исследования.
3. Выбор темы исследования.
4. Выработка гипотезы.
5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования).
6. Определить последовательность проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации.
8. Анализ и обобщение полученных материалов.
9. Подготовка отчёта.
10. Доклад (защита перед сверстниками).
Элементы исследовательской деятельности рекомендуется использовать на уроках:
окружающий мир, литературное чтение, математика, русский язык, «Технология».
По мере развития уровня самостоятельности на каждом этапе исследования необходимо давать
определённую свободу в работе, т.к. только собственные интересы, предпочтения и цели,
реализуемые в ходе исследования, будут двигать ученика к творческой, авторской позиции.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Преподавание курса « Я-исследователь» проводится во второй половине дня. Важность
этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы
формирования познавательной деятельности,
рекомендованного для внеурочной деятельности
новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, на
пришкольном участке, в библиотеках. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий,
заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований. Предусматривает поиск
необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в
изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете.
Программа курса «Я - исследователь» рассчитана в 1 классе – 33 часа, во 2 - 4 классе – 34
часа. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты,
конкурсы). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по реализации
учебно-исследовательских проектов.

3

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов
физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Я - исследователь»
содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста
сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности;
обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса является формирование целостной
картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование
представления о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к
нему.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Курс
внеурочной
деятельности
способствует
формированию
экологической
и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить
наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск
информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в
интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по
формированию умения проектировать свою деятельность являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения
и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию
умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
- Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания
из различных областей
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы
- Умение устанавливать причинно-следственные связи
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
- Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию
умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
• выделять объект исследования;
• разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
• выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
• пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
• вести наблюдения окружающего мира;
4

•

планировать и организовывать исследовательскую деятельность.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
К 4-ому классу учащиеся должны научиться:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с целью исследования;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности;
- осуществлять поиск необходимой информации, используя учебник, ресурсы библиотеки, сети
Интернет;
- сопоставлять информацию, представленную в разных источниках, сравнивать; обобщать;
- строить логическую цепочку рассуждений на основе анализа информационных различных
источников;
- установление причинно-следственной связи изменений;
-сравнивать и классифицировать объекты по самостоятельно выбранной или заданной
классификации;
- обобщать наблюдения, формулировать выводы;
- систематизировать информацию, уметь публично представить.
К 4-ому
классу учащиеся должны иметь представление следующих понятий
исследовательского характера:
- исследователь, эксперимент, гипотеза, противоречие, проблема, цель исследования, объект и
предмет исследования, защита, представление, причина и следствие.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
1класс
Содержание тем
Занятие 1.
Тема: Что такое проекты.
Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности
через знакомство с работами учащихся начальных классов.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация
исследовательских работ учащихся начальных классов.
Понятия: проект, проблема, информация
Занятие 2.
Тема: Что такое проблема.
Цель: ознакомить с понятием «проблема», формировать умение видеть проблему, развивать
умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки
зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Занятие 3.
Тема: Как мы познаем мир.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и
экспериментами.
Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за
осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Занятия 4-5.
Тема: Школа почемучек.
Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого
мышления, развитие умения прогнозировать.
Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения,
предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
5

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Занятия 6-7.
Тема: Удивительный вопрос.
Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово».
Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Занятия 8-9.
Тема: Источники информации.
Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми,
экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями.
Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Занятия 10-11.
Тема: Любимое число. Игры с числами.
Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать умения применять
полученные знания в практической деятельности, презентовать свою работу.
История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.
Практическая работа «Тайны чисел».
Понятия: число, нумерация чисел.
Занятия 12-14.
Тема: Проект «Алфавит».
Организация выставки книг в алфавитном порядке.
Азбука в картинках.
Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с
практическим
применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.
История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая
работа «Живая азбука в картинках».
Понятия: буква, алфавит
Занятия 15-16.
Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки.
Цель: прививать любовь к традициям русского народа, формировать умение работать в группе
и оценивать результат своего труда.
История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние
подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Понятия: традиция, сувенир.
Занятия 17-19.
Тема: Проект «Игры наших, дедушек и бабушек». Игры нашей семьи.
Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей
семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных
детей.
Понятия: игра, товарищ, друг.
Занятия 20-23.
Тема: Проект «Мои домашние питомцы».
Цепь: обобщение знаний о домашних животных, о роли животных в жизни человека,
воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в
практической деятельности полученные знания.
Выбор темы школьного проекта.
Практическая работа «Мои домашние питомцы».
Понятия: домашние животные, породы кошек и собак, уход за домашними животными.
.Занятия 24-25.
Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».
6

Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления,
привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.
Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в
жизни человека.
Практическая работа «Математика вокруг нас. Симметрия».
Понятия: симметрия.
Занятие 26-29
Тема: Проект «Сказки».
Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных
сказок о животных. Сочиняем сказку.
Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей
учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в
практической деятельности.
Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр.
Спектакль. Инсценировка.
Практическая работа «Сказочная страница». (Театрализация сказки)
Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой. Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя
лучшая работа.
Занятие 30-31
Тема: Проект «Наш класс – дружная семья».
Цель: воспитание дружеских отношений в классном коллективе.
Оформление альбома, в котором отражены важные события, происходившие в классе за год.
Подготовка к празднику «Прощание с первым классом».
Практическая работа «Мой класс и моя школа».
Занятие 32
Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Презентация работ учащихся.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».
Занятие 33
Тема: Моя лучшая работа.
Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Презентация работ учащихся.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».
2-й класс
Содержание тем
Занятие 1. Научные исследования и наша жизнь. Что можно исследовать? - 1 ч.
Задания для развития исследовательских способностей.
Занятие 2-3. Тема, предмет, объект исследования – 2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности
выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими
могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Занятие 4-5. Цели и задачи исследования – 2ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Занятие 6-7. Методы исследования. Как провести эксперимент? - 2ч.
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать
новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
Знать:- понятия - эксперимент и экспериментирование
7

Уметь: планировать эксперимент, находить новое с помощью эксперимента.
Занятие 8-9. Организация исследования (практическое занятие) – 2ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными
доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что
исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего
исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения
доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать вопросы,
составлять план работы, находить информацию.
Занятие 10 Как подготовить сообщение о результатах исследования. - 1 ч.
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”,
“Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Составление плана подготовки к защите проекта.
Занятие 11 Подготовка к защите - 1 ч.
Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить
главное и второстепенное.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по
заданному алгоритму” и др.
Занятие 12-13 Проект «Красная книга, или возьмём под защиту» -2 ч.
Цель: обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе, сформулировать
важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережение.
Занятие 14-15. Проект «Письмо Деду Морозу». Подарок к Новому году.- 2ч.
Цель: познакомить с понятием письмо, правилами его написания, формировать умение работать
в группе и оценивать результат своего труда.
Занятие 16-17. Проект «Все профессии важны» - 2 ч.
Цель: обогатить знания о разнообразии профессий, воспитывать уважительное отношение к
людям разных профессий.
Занятие 18-19. Коллекционирование - 2ч.
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто
такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
Знать:- понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция
Уметь:- выбирать тему для коллекционирования, собирать материал.
Занятие 20. Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» -1ч.
Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».
Занятие 21-22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч.
Выступления учащихся о своих коллекциях.
Занятие 23-24 Проект «Любимый детский журнал» - 2 ч.
Цель: находить нужную информацию в разных источниках, в том числе и в журналах. Уметь
представить самые интересные рубрики понравившегося журнала.
Занятие 25-26. Проект « Города России» - 2 ч.
Цель: поисковая деятельность по теме «Города России»
Занятие 27-28. Проект «Страны мира» - 2 ч.
Цель: поисковая деятельность по теме «Страны мира»
Занятие 29-30. Экскурсия к памятнику славы, в сельский музей
«9 мая – День победы» - 2 ч.
Занятие 31-32. Выставка книг «Мой любимый писатель сказочник»- 2 ч.
Цель: оформить выставку любимых прочитанных произведений. Создать справочник
«Зарубежные писатели детям»
8

Занятие 33-34. Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа. – 2ч.
Подготовка детских работ к публичной защите. Анализ своей проектной деятельности.
3-й класс
Содержание тем
Занятие 1. Проект! Проект! Научные исследования и наша жизнь. (1 час).
Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение
коммуникативных умений учащихся. Практика: анкетирование учащихся, опрос.
Занятие 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследований. (2 часа).
Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской
деятельности. Определение содержания.
Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение
содержания для исследования по теме: «Богатства, отданные людям».
Занятие 4. Как выбрать друга по общему интересу (групповые исследования)(1 час)
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Занятие5-6 . Какими могут быть проекты. (2 часа)
Знакомство с видами проектов. Работа в группе.
Занятие7-8.Формулирование цели, задач исследования, гипотез. (2 часа).
Постановка цели исследования по выбранной теме, определение задач для достижения цели,
выдвижение гипотез.
Занятие9-10. Планирование работы. (2 часа)
Этапы работы.
Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по
исследованию «Родная улица моя».
Занятие11-12. Знакомство с методами и предметами исследования. Как провести эксперимент?
(2 часа).
Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт.
Выдвижение и обсуждение гипотез. Эксперимент. Мыслительные операции, необходимые для
учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Определить
предмет исследования в своей работе.
Занятие13-14. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.(2 часа)
Составление анкет, опросников. Анкетирование. Знакомство с правилами интервью.
Занятие15-16. Анализ прочитанной литературы (2 часа).
Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники,
энциклопедии. Электронные пособия.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка
использованных электронных источников.
Занятие17. Исследование объектов. (1 час).
Практика: письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы,
таблицы, схемы, графики. Исследование по выбранной теме.
Занятие18-19. Проект «Разнообразие природы родного края» ( 2часа)
Занятие 20-21. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное (2 часа)
Эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?»
Занятие 22-25. Оформление работы. Подготовка доклада (4 часа).
Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно
подготовить устный доклад.
Практика: доклады по теме: «Разнообразие природы родного края». Проверка оформления
работ.
Занятие 26-27. Как сделать сообщение о результатах работы (2 часа).
Знакомство с Microsoft Power Point
Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача,
презентация.
Занятие 28-29. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.(2 часа)
Практика: работа в программе Microsoft Power Point . .
Занятие 30-31. Проект «Тайна имени» (2 часа)
9

Занятие 32-33. Проект «Музей путешествий» (2 часа)
Занятие 34. Мини-конференция. Анализ исследовательской

10

деятельности.

(1

час)

4 класс.
Содержание тем
Занятие 1 Знания, умения, навыки, необходимые в исследовательской работе. (1 час)
Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами»
Занятие 2-3 Культура мышления (2часа)
Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ»
Занятие 4-5 Умение выделять проблемы. Ассоциации и аналогии (2часа) Задания на развитие
умения выявлять проблему.
Занятие 6 Обсуждение и выбор тем исследований. Актуализация проблемы. (1 час)
Подбор интересующей темы из большого разнообразия предложенных тем, обоснование
выбора.
Занятие 7 Формулирование цели, задач исследования, выдвижение гипотез. (1 час)
Занятие 8-9 Работа в библиотеке с каталогами. Подбор литературы по теме. (2 часа)
Экскурсия в библиотеку. Работа с каталогом. Подбор литературы по выбранной теме.
Занятие 10-11Ознакомление с литературой. Анализ материала по выбранной теме.(2 часа)
Практическая работа. Работа с литературными источниками.
Занятие 12-13 Наблюдение и экспериментирование.
(2 часа)
Практическая работа. Эксперименты с микроскопом и лупой.
Занятие 14-15 Техника экспериментирования
(2 часа)
Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем»
Занятие 16-17 Наблюдение,
наблюдательность.
Совершенствование
техники
экспериментирования. (2 часа)
Игры на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.
Занятие 18-19 Правильное мышление и логика (2 часа)
Логические задачи и задания.
Занятие 20-22 Обработка и анализ всех полученных данных (3 часа)
Занятие 24-26 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. (3 часа)
Выполнение презентации к проекту.
Занятие 27 Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.
(1час)
Составление плана выступления.
Занятие 28 Интернет. (1 час)
Занятие 29-30 Защита исследования. (2 часа)
Занятие 31-32 Подготовка к выступлению и защита работы на учебно-исследовательской
конференции (2 часа)
Занятие 33-34 Анализ исследовательской деятельности. Подведём итоги. (2 часа)

11

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
В результате изучения курса «Я - исследователь» обучающиеся на ступени начального общего
образования:
• получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о
природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами
практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на
мир;
• обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
• приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и
культуры;
• получат возможность осознать свое место в мире;
• познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать
умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые
причинно-следственные связи в окружающем мире;
• получат возможность приобрести базовые умения работы со средствами ИКТ, поиска
информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать
сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Выпускник получит возможность научиться:
• узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать
достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на
карте России - Москву, свой регион и его главный город;
• различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с
датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
общество сверстников, этнос);
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая
компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую
сферу человеческой жизни;
12

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий
с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве
Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях. Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
адекватно использовать
коммуникативные средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
•
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
•
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
13

•
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия;
•
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
•
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других
людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

14

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
1 КЛАСС
№ п/п

Наименование тем

I. Введение (1 час)
1
| Что такое проект
II. Учимся делать проекты (7 часов)
2
Что такое проблема
3
Как мы познаем мир
4-5
Школа «почемучек»
6-7
Удивительный вопрос
8-9
Источники информации
III. Мы исследователи (23 часа)
10-11 Любимое число
12-14 Алфавит
15-16 Почему мы любим, встречать Новый год
17-19 Игры наших дедушек и бабушек
20-23 Мои домашние питомцы
24-25 Симметрия вокруг нас
26-29 Сказки
30-31 Наш класс – дружная семья
IV. Заключение ( 2 часа)
32
Что мы узнали и чему научились за год.
33
Моя лучшая работа

Количество Дата проведечасов
ния
1
1
1
2
2
2
2
3
2
3
4
2
4
2
1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
2 КЛАСС
№

Тема

Научные исследования и наша жизнь. Что можно исследовать?
Тема, предмет, объект исследования.
Цели и задачи исследования.
Методы исследования. Как провести эксперимент?
Организация исследования. (практическое занятие.)
Как подготовить сообщение о результатах исследования.
Подготовка к защите.
Проект «Красная книга, или возьмём под защиту»
Проект «Письмо Деду Морозу». Подарок к Новому году.Проект «Все профессии важны»
Коллекционирование.
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»
Сообщение о своих коллекциях.
Проект «Любимый детский журнал»
Проект « Города России»
Проект «Страны мира»
Экскурсия к памятнику славы, в сельский музей
«9 мая – День победы»
31-32 Выставка книг «Мой любимый писатель сказочник»
33-34 Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.
Итого 34 часа
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10
11
12-13
14-15
16-17
18-19
20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30

15

Кол-во
часов
1
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2

Дата
проведения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
3 КЛАСС
№
1
2-3
4
5-6
7-8
9-10
11
12
1314
1516
1718
1920
21
22
23
2425
2627
2829
3031
3234
Итого

Тема
Проект! Проект! Научные исследования и наша жизнь.
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем
исследований.
Как выбрать друга по общему интересу (групповые
исследования)
Какими могут быть проекты?
Формулирование цели, задач исследования, гипотез.
Планирование работы
Знакомство с методами и предметами исследования.
Как провести эксперимент?
Обучение анкетированию, социальному опросу,
интервьюированию.
Анализ прочитанной литературы

Кол-во
часов
1
2
1
2
2
2
1
1
2
2

Исследование объектов.

2

Проект «Разнообразие природы родного края»

2

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное
Как сделать сообщение о результатах работы.
Оформление работы
Проект «Тайна имени»

1
1
1
2

Работа в компьютерном классе.
Оформление презентации.
Проект «Музей путешествий»

2

Мини-конференция. Защита исследовательских работ

2

Анализ исследовательской деятельности.
Моя лучшая работа.
34 часа

3

2

16

Дата
проведения

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
4 КЛАСС
№

Тема

Знания, умения, навыки, необходимые в исследовательской
работе.
2-3 Культура мышления
4-5 Умение выделять проблемы.
Ассоциации и аналогии
6
Обсуждение и выбор тем исследований. Актуализация
проблемы.
7
Формулирование цели, задач исследования, выдвижение
гипотез.
8-9 Работа в библиотеке с каталогами. Подбор литературы по теме.
10-11 Ознакомление с литературой. Анализ материала по выбранной
теме.
1

12-13 Наблюдение и экспериментирование.
14-15 Техника экспериментирования
16-17 Наблюдение, наблюдательность. Совершенствование техники
экспериментирования.
18-19 Правильное мышление и логика
20-22 Обработка и анализ всех полученных данных
24-26 Работа в компьютерном классе.
Оформление презентации.
27
Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к
защите.
28
Интернет.
29-30 Защита исследования.
31-32 Подготовка к выступлению и защита работы на учебноисследовательской конференции
33-34 Анализ исследовательской деятельности.
Подведём итоги.
Итого 34 часа

17

Кол-во
часов
1
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
3
3
1
1
2
2
2

Дата
проведения

ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
Итоговый и промежуточный контроль включает:
а) выполнение домашних творческих заданий к занятиям;
б) проведение исследования и оформление его в виде исследовательской работы;
в) публичная защита подготовленного доклада в классе.
Формы контроля и оценки результатов:
 выполнение творческих заданий
 защита исследовательской работы в классе
 проведение мини-исследований, мини-проектов исследовательского характера
 участие в школьной научно-практической конференции
Оценивание успешности учащихся в выполнении проекта или исследования.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании, необходимо понимать, что
самой значимой оценкой для него, является общественное признание состоятельности (успешности,
результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для
учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у учащихся.
Можно оценивать:
 Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом
 Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли
 Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН
 Количество новой информации использованной для выполнения проекта
 Степень осмысления использованной информации
 Оригинальность идеи, способа решения проблемы
 Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета,
обеспечение объектами наглядности
 Владение рефлексией
 Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации
Педагог сам может моделировать параметры оценивания проектной деятельности учащихся.
Наличие тех или иных параметров будет зависеть от того, какие компетенции формирует учитель на
данном этапе.

18

Оценивание проектной деятельности
ФИО учащегося ___________________________________
№
1.

Разделы
Устный ответ:
- Логичность изложения материала
- Эмоциональная подача материала

2.

Письменное оформление работы
- Соблюдение этапов проекта
- Последовательность изложения материала
- Грамотное использование терминов
Качественное оформление проектной работы (теоретической части,
презентации, продукта)
Итог:

3.
4.

Балы (1-10)

Возможен другой вариант:
Оценивание проектной деятельности
Критерии оценивания
Актуальность темы
Наличие: цели, задач, выводов
Четкий ход исследования
Грамотная речь во время защиты проекта
Оформление, презентация проекта (яркость, красочность, наличие рисунков,
графиков, стихов и т.д.)
Работа в группе (активное участие всех членов группы)
Итоговая отметка

Балы 1-10

Для первоклассников (преимущественно групповые проекты) можно использовать оценку
«Части тела».
Педагог задает вопрос учащимся: «Кем вы были в проекте?»
На доске висят фигурки:
Сердечко – вдохновитель, генератор идей, лидер группы.
Глазки- учащиеся, которые собирали информацию в книгах, Интернете, наблюдали и т.д.
Ручки (ладошки) – ребята, которые оформляли проект, создавали продукт, рисовали, чертили,
лепили, клеили и т.д.
Губки – учащиеся активно участвующие в обсуждении, произносящие речь во время защиты
проекта.
Ушки – ребята, которые участвовали в устных опросах, подбирали музыку, формировали из
множества версий единое мнение и т.д.
По желанию детей и педагога этот список можно продолжить.
Ребята, участвующие в проектной деятельности, вписывают свои имена рядом с выбранной ими
фигуркой и объясняют, почему именно эту «часть тела» они выбрали.
Способами определения результативности программы являются:
диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического
наблюдения.

19

Сформированность исследовательских умений учащихся начальных классов определяют
по следующим критериям
(Л.И.Божович, А.Г. Иодко, Е.В.Кочановская, Г.В.Макотрова,
А.К.Маркова, А.Н.Поддьяков, А.И. Савенков):
Критерии

Исследовательские умения

Познавательны
й
Степень
самостоятельн
ости
Деятельностны
й

- знание видов и структуры исследования;
- знание правил оформления и защиты исследовательских работ
по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие
взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от
руководителя к организатору, помощнику, консультанту
- самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования;
- намечает шаги работы по данной теме;
- применяет разные методы исследования, умение находить желаемую
информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзейровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у
учителя, работать со справочной литературой, компьютером; наблюдение и
т.д.)
-умение разрабатывать и оформлять проект;
- умение презентовать и защищать исследовательскую работу
Проявление
- Проявление в исследовательской деятельности детей учитывалось в
креативности
подходах к выбору темы, определению задач исследования,
- в продуктивности при нахождении решений проблем;
- по оригинальности подходов к выбору путей исследования,
- созданию нового продукта,
- оформлению и представлению результатов,
- умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.
Мотивированн - стремление узнать новое;
ость
- совершать определенные действия для поиска интересующих знаний;
исследовательс - участвовать в учебном исследовании;
кой
- проявляет познавательную активность в процессе решения учебных
деятельности
проблем;
- интерес к новым темам и способам работы.

20

Уровень сформированности умений исследовательской деятельности учащихся младших
классов:
Уровень сформированности
умений
Исходный уровень

Начальный уровень

Продуктивный уровень

Креативный уровень

Характеристика уровня
Низкий уровень проявления интереса к ведению
исследовательской работы, отсутствие знаний об
исследовательской
деятельности,
умений
исследовательской деятельности. Возможна реализация
исследовательских действий по аналогии. Ученик редко
проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном
исследовании, не высказывает идей, предложений,
предположений по работе. Только под руководством
учителя.
характеризуется появлением внешних мотивов к ведению
исследования, возможностью с помощью учителя
находить проблему и предлагать различные варианты её
решения. На начальном этапе дети способны выполнять
элементарные кратковременные исследования по
аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение
основами знаний по организации своей исследовательской
работы,
некоторыми
простыми
исследовательскими
умениями. Проявление креативности можно расценивать
как невысокое
Устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению
исследовательской
работы,
есть
желание
вести
самостоятельно
(индивидуально
или
с
группой)
исследование. Учащийся имеет определенные знания об
исследовательской
деятельности,
владеет
многими
умениями осуществления учебного исследования (может
определить тему, цель и задачи исследования с помощью
педагога или самостоятельно, работать с источниками
информации); демонстрирует возможность оригинального
подхода к решению проблемы, представлению результата
своей деятельности.
Проявляется постоянный интерес к ведению различного
рода исследований, возможность самостоятельно и
творчески подходить к выбору темы исследования,
умение ставить цель, задачи, продуктивно находить
способы решения поставленных задач; высокая доля
самостоятельности в реализации работы на всех этапах
исследования; умение оригинально представить результат
деятельности

21

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п

1

2
3

4
5

6
7
8
9
10
11
12
13

Наименование объектов и средств материально-технического
обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения
младших школьников.- Самара: Издательство Учебная
литература»: издательский дом «Федоров», 2010
Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших
школьников.- М.: Просвещение, 2011
Исследовательская деятельность младших школьников:
программа. Занятия. Работы учащихся/ авт.-сост. Е.В. Кривобок,
О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010
Проектная деятельность в начальной школе/ авт.-сост. М.К.
Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2010
Метод проектов в начальной школе: система реализации./авт.сост. Н.В. Засоркина и др.- Волгоград: Учитель, 2010
2. Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и
таблиц.
Экспозиционный экран.
Ноутбук
Мультимедийный проектор.
Документ - камера
Нетбуки для обучающихся
3. Оборудование кабинета
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов,
пособий, учебного оборудования и пр.

Количество
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
К
К
Д
Д

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность.
Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2010.
3. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель,
2010
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара:
Учебная литература, 2010
5. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2009.
6. Потанина В. Я. Введение проектной деятельности в начальной школе. - М.: Академия. 2009 7. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли: пособие для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009
8. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Народное образование.
9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное
образование – 2000-№7

22

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
(09.03.11)
2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
3. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_
(09.03.11)
4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/
(09.03.11)
6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего
образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsuexpert.ru/node/2696 (09.03.11)
7. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.
Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://ww
w.nachalka.com/proekty (09.03.11)

23

Приложение № 1.
СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовка учащихся к исследовательской деятельности
( введение в методологию научного исследования)

Выбор проблемы
( от общего к частному)

Исследование проблемы
(анализ специальной литературы, опросы, консультации)

Разработка собственного варианта решения проблемы
(составление плана, определение цели и задач работы, выбор средств и
методов исследования)

Практическая работа и анализ полученных результатов
(работа в архивах, встречи с участниками, опытная и экспериментальная
работа и т.д.)

Подготовка к защите исследовательской работы
(оформление исследования согласно установленным требованиям,
рецензирование работы)

Презентация и защита исследовательской работы
(научный доклад, демонстрация наглядного материала, ответы на
вопросы)

(

Рефлексия

24

Приложение № 2.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2 класс
«Любимые игры нашего
класса»
«Что может быть опасным в
доме?»
«Что сегодня читают дети?»
«Памятник слову»
«Хорошее настроение»
«Мой класс»
«О чём может рассказать
листик?»
«Шумы и звуки, которые меня
окружают»
«Я попытаюсь защитить …»
«Почему осень называется поразному?»
«Из чего может состоять аромат
осени?»
«Символы, спасающие жизнь»
«Какой Я?»
«Что я люблю и что я не
люблю»
«Когда я улыбаюсь»
«Что есть и пить при кашле?»

3 класс
«Загадайка»
«Полезна или опасна
жвачка?»
«Как правильно подготовить
презентацию своей работы?»
«Может ли путь от школы
домой представлять
опасность?»
«Традиции моей семьи»
«Как жили люди в старину?»
«Книга о цифрах»
«Какие растения лечат?»
«Велосипед. Всё о нём.»
«Что читали мои родители,
бабушки и дедушки?»
«Подходы к отходам»
«Витамины»
«Игры наших родителей,
бабушек и дедушек»
«Осень у разных поэтов»
«Какие звуки раздражают
больше всего?»
«О собаках»
«Цветовая мозаика моей
комнаты»
«Книга жалоб»
«Бабушкин сундучок»
«Букет осенних примет»

25

4 класс
«Моя родословная»
«Фамильный герб»
«Компьютер- это опасно или
нет?
«История старинных вещей»
«Почему так названы улицы
нашего села?»
«Комнатные растения»
«Сообщения SMS»
«Профессии моих предков»
«Зелёная аптека на
школьной клумбе»
«Моё село»
«Вежливые слова»
«Что нужно делать, чтобы
жить дольше?»

Приложение № 3.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОИ РАБОТЫ
Структура
Титульный лист

Оглавление
Введение

Основная часть
(не более 10-15 стр.)
Выводы
Список литературы
Приложения

Требования к содержанию
Содержит:
- наименование учебного заведения, где выполнена работа;
- Ф.И.О. автора;
- тему учебно-исследовательской работы;
- Ф.И.О. научного руководителя;
-город и год.
Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на
которых размещается материал.
Содержит:
- актуальность;
-объект исследования;
- предмет исследования;
- цель исследования;
- гипотезу;
- задачи;
- методы исследования;
-практическую значимость;
- апробацию;
- базу исследования.
Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой
теме.
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из
нескольких
пунктов,
подводящих
итог
выполненной
учебноисследовательской работе.
Должен содержать перечень источников, использованных при написании
учебно-исследовательской работы.
Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе.

26

Приложение №4
РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ
№
1
2
3
4

Этапы работы
Общее ознакомление
Внимательное чтение по главам и
разделам
Выборочное чтение
Составление плана
прочитанного
материала

Содержание этапов
Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр
литературного источника
Выделение наиболее важного текста
Перечитывание наиболее важного текста
В пунктах плана отражается наиболее существенная
мысль
Полные и точные (цитата + ее библиографическое
описание)

5

Выписки из прочитанного

6

Сравнение
и
сопоставление Отмечается общее и отличительное в решении
прочитанного с другими источниками проблемы

7

Критическая оценка прочитанного и
Обращается внимание на объективность суждений
запись замечаний

27

Приложение №5.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
«Коммуникативные способности учащихся»
Форма: анкета
В каждом утверждении выбери один из предложенных ответов.
1. Мне нравится:
а) организовывать людей;
б) исполнять указания;
в) наблюдать за другими.
2. Я люблю:
а) играть в команде;
б) играть в игры, где можно проявить себя;
в) играть в игры, где каждый играет за себя.
3. Я предпочитаю:
а) петь в хоре;
б) петь дуэтом;
в) петь один (одна);
4. Мне нравится:
а) обсуждать с друзьями, как можно улучшить мир;
б) размышлять о том, как улучшить мир;
в) стараюсь не думать об улучшении мира.
5. Чаще всего:
а) я переживаю за ответы своих одноклассников;
б) стремлюсь к тому, чтобы мой ответ на уроке был самым лучшим;
в) мне все равно, какими будут мои ответы.
Спасибо за участие в опросе.
Анализ исследования:
Каждый ответ «а» - 2 балла, «б» - 1 балл, «в» - 0 баллов. По количеству набранных баллов
педагог может сделать следующие выводы:
 Более 7 баллов – ребенок является лидером среди других детей;
 6 – 4 балла – активный участник проектной деятельности;
 Менее 3 баллов – в основном наблюдатель.

28

«Творческая активность обучающихся»
Форма: анкета
Выбери тот ответ, который определяет твое поведение в предложенных ситуациях.
1.Если бы я строил для себя дом:
а) то построил бы его по собственному проекту;
б) построил бы дом, который видел на картинке;
в) построил бы его по предложенному проекту.
2.Среди задач я выбираю:
а) интересную;
б) трудную;
в) простую.
3.Мне хочется, чтобы на уроках:
а) было много нового;
б) все работали;
в) было весело
4.Из телевизионных передач я выбираю:
а) познавательные,
б) интеллектуальные,
в) юмористические.
5.Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:
а) неизведанный маршрут;
б) маршрут, который мне посоветовали;
в) удобный маршрут.
Спасибо за участие в опросе.
Анализ исследования:
Каждый ответ «а» - 2 балла, «б» - 1 балл, «в» - 0 баллов. По количеству набранных баллов
педагог может сделать следующие выводы:
 Более 7 баллов – ребенок обладает творческими способностями на высоком уровне;
 6 – 4 балла – у ребенка проявляются творческие способности, но он часто сомневается в
правильности их применения;
Менее 3 баллов – ребенок чаще всего выполняет работу по шаблону.

29

«Творческие способности обучающихся»
Форма: анкета
Выбери в каждом утверждении тот ответ, с которым ты согласен(на) больше..
1. Мне больше нравится:
а) сочинять книги
б) читать книги;
в) слушать пересказ книг;
2. Я люблю:
а) выступать в роли актёра;
б) выступать в роли критика;
в) выступать в роли зрителя;
3.Я предпочитаю:
а) придумать новые способы выполнения работ;
б) работать по образцу;
в) отложить работу;
4. Я бы хотела:
а) отправиться в экспедицию,
б) путешествовать на корабле,
в) отдыхать на пляже.
Спасибо за участие в опросе.
Анализ исследования:
Каждый ответ «а» - 2 балла, «б» - 1 балл, «в» - 0 баллов. По количеству набранных баллов
педагог может сделать следующие выводы:
 Более 6 баллов – ребенок обладает творческими способностями на высоком уровне;
 5 – 3 балла – у ребенка проявляются творческие способности, но он часто сомневается в
правильности их применения;
 Менее 2 баллов – ребенок чаще всего выполняет работу по шаблону.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».