Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа курса Проба пера ООО ЗПР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Дата: 2024.09.09 11:24:02 +05'00'

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проба пера»
для обучающихся на уровне основного общего образования
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проба пера» предназначена для
обучающихся 8 класса, разработана на основе ФГОС ООО, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей. Программа курса
составлена на основе методических рекомендаций Львовой С.И., Власенкова А.И. по
интегрированному курсу « Русская словесность», Беспаловой Т.В. и рассчитана на 34
часа в год.
Общая характеристика курса
Данная программа практического курса соотносится с программами по русскому
языку и литературе, но русский язык в ней изучается в аспекте употребления языка, а
литература как явление искусства слова. Курс «Проба пера» ориентирован на словесное
творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины,
повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в
разговоре и письменно.
Нет ничего могущественнее слова. Научить школьников правильно использовать
этот замечательный дар, данный человеку во владение, привить интерес к познавательной
деятельности,
развить
любознательность
и
стремление
к
речевому
самосовершенствованию – важная и необходимая задача, стоящая перед учителем.
Цели изучения учебного курса
Цель - создание необходимой речевой среды для творческой самореализации и
социализации обучающихся.
Задачи:

развитие и формирование языковой личности;

формирование чувства языка и способности тонко понимать художественный текст
как явление искусства слова;

развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку:
любви и интереса к родному слову, осознания его красоты и эстетической ценности,
гордости и уважения к русской национальной культуре;

воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать
свою устную и письменную речь, делая её правильной и точной;

воспитание культуры чтения, выработка умения ценить художественную
литературу как важнейшую часть общечеловеческой культуры;

воспитание потребности в речевом самосовершенствовании;

развитие творческих способностей школьников по созданию устных и письменных
текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации
общения;

развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой и поисковыми редакторами в интернете;

развивать представления о прекрасном в языке и речи;

приобщать учащихся к самостоятельной творческой работе;

. подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме
(выработать навыки работы с текстами, научить учащихся простым способам написания
сочинений, научить оценивать свою работу по предложенным критериям).
1

Место курса в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Проба пера» изучается в 8 классе один час в
неделю, общий объем для класса составляет 34 часа в год.
Формы проведения занятия:











индивидуальная работа
групповые занятия
исследования текста
экскурсия
мастер-класс
выставка
эвристическая беседа
выразительное чтение
речевые упражнения
самостоятельная творческая работа (индивидуальная и групповая)
Формы учёта программы воспитания в программе курса

Рабочая программа воспитания по формированию системы позитивных ценностей
реализуется в том числе и через использование воспитательного потенциала занятий по
курсу в следующих направлениях деятельности:

Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками, принципы
учебной дисциплины и самоорганизации.

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
— обращение внимания на нравственные аспекты, которые изучаются в данный момент
на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, связанных с изучаемыми в данный момент
темами, на тот вклад, который они внесли в развитие нашей страны и мира, на достойные
подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе, объектов для выполнения.

Инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего
личностного отношения к изучаемым
событиям, явлениям, лицам, произведениям
искусства.

Применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.

Выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью
и задачами воспитания:
- методы контроля и самоконтроля,
- методы самовоспитания,
- методы поощрения,
- методы формирования сознания,
- методы убеждения.
2


Инициирование и поддержка творческой деятельности школьников в форме
организации различных конкурсов, что дает возможность обучающимся приобрести навыки
самостоятельного решения проблемы, оформления собственных мыслей, уважительного
отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания
своей точки зрения.

Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Планируемые результаты
Личностные результаты
 осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному слову;
 умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к
совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Предметные результаты:
 представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке
Российской Федерации, средстве межнационального общения;
 понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в
процессе самообразования;
 формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах
публицистики и художественной литературы;

3

проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определённым функциональным стилям;
 извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных
видах деятельности.
Содержательные особенности программы
В программе выделяются три смысловых блока:
1) “Путь к слову”;
2) “От слова к тексту”;
3) “От текста – к творчеству”.
Блок “Путь к слову” подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и
обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры,
формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. Изучаются
слова по тематическим направлениям, например: “Слово о Родине” (“...природе, “...о человеке”,
“...о совести”). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших
текстов. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точных слов,
соответствующих стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом. Через
слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя всё прекрасное, что даёт
нам жизнь
Блок “От слова к тексту” даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах
школьных сочинений, как письмо, отзыв, эссе, аннотация. Обучающиеся вникают и в
содержание теста, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем
утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется
коммуникативная компетенция учащихся. На этом этапе ведётся работа с текстами,
способствующими
духовно-нравственному
развитию
учащихся,
соответствующими
возрастным особенностям школьников, вместе с тем содержащими что-то новое в
интеллектуальном и эмоциональном плане и при возможности актуальными на момент
использования.
Рабо та над
текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих
чувствах, переживаниях, ощущениях; они пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а
не иначе. Без выражения собственного состояния, настроения невозможно научить детей понастоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека самое
интересное, в конечном счёте, - это он сам. Текст для разбора должен быть связан с пережитым
интересом и живым впечатлением. Текст позволяет развивать как речь учащихся, так и их
логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству.
Блок “От готового текста – к собственному тексту” направлен на повышение
творческого потенциала школьников, обогащение их активного словарного запаса. На этих
занятиях дети учатся логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является
большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие
собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо
явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается
внутренний мир школьника, по ним можно проследить развитие ученика, формирование его
мировоззрения, отношения к жизни.
Результат всей проводимой работы – коллективный проект: создание сборника творческих
работ учащихся “Мастерская слова”.


Содержание программы курса
I. Путь к слову
Вводное занятие. О задачах курса и планах работы на учебный год. Словесность
как словесное творчество.
Практическая часть: проведение диагностики словарного запаса учащихся.
4

Слово о слове.
Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о лексическом
значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и учёные о
богатстве и выразительности русского слова.
Практическая часть: тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение), конкурс
чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».
Слово о словарях
Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль
энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш
помощник.
Практическая часть: экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со
словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в
разных словарях.
Роль слова в тексте
Слово в текстах художественной литературы. Понятия: литературный язык, анализ
литературных образцов.
Практическая часть: нахождение художественно-изобразительных средств в
произведениях А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Ф. Тютчева и др.
II. От слова к тексту
В глубь текста.
Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема,
абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи предложений в тексте.
Средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи (контекстуальные
синонимы).
Морфологические
средства
создания
выразительности
текста
(существительные, прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная связь.
Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
Практическая часть: определение темы, идеи, смысла заглавия, с помощью
учителя - смысла целого или крупных частей прочитанного произведения. Определение
микротем, установление последовательности событий, описываемых явлений в тексте,
понимание смыслового содержания при объединении самостоятельно прочитанных
частей произведения, выбор из текста произведения наиболее интересных и значимых
отрывков для последующего анализа и объяснения. Коллективное и парное составление
плана произведения или текста. Ответы на вопросы обобщающего характера.
Подбор иллюстраций к отдельным частям произведения. Игра «Пазлы».
Типология текстов.
Типы речи. Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение).
Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинениерассуждение.
Практическая часть: типологический анализ предложенных текстов, «сжимание»
текста, редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных ошибок
в сочинении.
Стили текста. Основные черты. Стилистика как наука, позволяющая выразить
мысль по-разному, различными языковыми средствами. Определение стилей
(разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный) и их
особенности. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические,
лексические,
морфологические,
синтаксические,
стилистические.
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, творческие
задания, развивающие оригинальность мышления.
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, «перевод»
русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные стилевые
пласты.
Жанр текста
5

Жанры: 1) художественного стиля (эпические, лирические, лиро-эпические) рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.;
2) публицистического стиля - статья, репортаж, очерк;
Практическая часть: творческие задания
III. От готового текста – к собственному тексту
Модель создания речевого высказывания
Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская
детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с
мастерами ораторского искусства, составление плана выступления.
Практическая часть: создание текста для конкурса юных ораторов о том, что
волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов
Творческое изложение
Сжатое изложение текстов публицистического характера.
Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание внешности,
дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.
Обучение написанию сочинения-миниатюры
Сбор материала к сочинению, его систематизация.
Практическая часть: написание сочинения – миниатюры на предложенные темы
(например: «Моё отношение к осени» и др.).
Сочинение-анализ поэтического текста
Практическая часть: комплексный анализ поэтического текста. Анализ
стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А.Фета (по выбору).
Сочинение-анализ эпизода
Комплексный анализ прозаического текста.
Практическая часть: анализ рассказа (по выбору).
Нетрадиционные жанры сочинений
Письмо. Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения
письма. Общественная значимость письма в современном обществе.
Практическая часть: письмо реальному адресату.
Дневниковые записи. Основные правила ведения, три разновидности использования
дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме
дневника).
Практическая часть: составление дневника литературного персонажа.
Отзыв как жанр. Смысловые и структурные особенности жанра отзыва.
Практическая часть: отзыв на прочитанное произведение.
Аннотация. Формирование представления о структуре аннотации. Осознание
учащимися её актуальности и ценности в общественной жизни.
Практическая часть: составление аннотации к художественному произведению
(например, по повести В. Железникова «Чучело» или по повести Г. Троепольского
«Белый Бим Чёрное ухо»).
Эссе как жанр сочинений. Формирование у учащихся представления об эссе как
публицистическом жанре, его особенностях.
Практическая часть: эссе «О времени и о себе» Что значит быть патриотом?
Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?»
Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»
Выступления учащихся – защита проектов.
Практическая часть: коллективный проект: создание сборника творческих работ
учащихся «Мастерская слова».
Тематическое планирование

6

№
п/п

Разделы
программы

Количество
часов

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Презентация «Путешествие в страну
добра и красоты»
https://docviewer.yandex.ru
Презентация «Текст как речевое
произведение».
https://docviewer.yandex.ru/view/0/sou
rce?url=yaКомплекс презентаций для
подготовки к ОГЭ по русскому
языку http://ya.ru/clck/jsredir

1

Путь к слову

7

6

2

От слова
к тексту

4

3

3

От готового
текста – к
собственном
у тексту

23

22

Поурочное планирование
№
п/п
1

2
3.
4.
5.

6
7

8

9.

10.

11.

Тема урока
“Путь к слову” – путь к мысли и творчеству
Вводный урок. Задачи курса и планы на учебный год. «Развиваем дар
слова». Словесность как словесное творчество. «Слово – одежда всех
фактов, всех мыслей». Д.С.Лихачев о слове и филологии (выдержки из
статьи 44 «Писем о добром и прекрасном». Работа с текстом статьи.
Роль слова в текстах художественной литературы. Учитель словесности в
рассказе В. Астафьева «Жив» (школьное сочинение). Мастерская слова.
Слово о слове. Писатели, поэты, учёные о богатстве и выразительности
русского слова. Эссе о слове и о языке.
Слово о природе. Осенние пейзажи в произведениях писателей-классиков.
(Пушкина, и др.) Пробы пера. Осенняя экскурсия и эссе об осени.
Язык художественной
литературы. Художественно-изобразительные
средства в тексте Н. Рыленова «Рыжебородый Сентябрь» (смешанный тип
речи). Подробный пересказ. Сохранение языковых средств, создающих
выразительность текста.
Диагностика словарного запаса учащихся. Тренировка в определении
понятий доброта, дружба,, жизнь, любовь, совесть и др. Слово в словарях.
Экскурсия в школьную библиотеку. «Словари – наши помощники». Тесты,
кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях.
“От слова к тексту”
Вглубь текста. Повторение теоретических сведений на углубленной и
практической основе. Типология текстов. Стили текста и их основные
черты. Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.
Жанры художественного и публицистического стиля.
Лингвистический анализ текста. (И.Медведева «Поговорим о бабушках»).
Анализ строения и языковых средств, создающих выразительность текста.
Пересказ.
Устные изложения с элементами описания внешности человека, его
характера по тексту из Ю.Алексина «Они были идеальными». Письмо как
жанр сочинения. Письмо, адресованное мальчишкам довоенной поры.
Текстоведческий анализ письма Д.С.Лихачёва о памяти. Подготовка к
сочинению-рассуждению.
7

Часов

1

1
1
1
1

1
1

1

1

1

1

12.
13.
14

15.
16
17.
18.
19
20.
21.
22.

23
24
25.
26
27
28

29

30
31
32

33

“От готового текста – к собственному тексту”
Обучение сжатому изложению. Приемы сжатия текста
Написание сжатого изложения по тексту Ю. Яковлева «Солнце с белыми
лучами».
Композиция сочинения-рассуждения.
Сочинение-рассуждение в жанре эссе на тему «Слово как источник
счастья». Анализ образцов ученических сочинений – победителей
литературных конкурсов.
Приемы создания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Моделирование вступления, основной части, заключения. Речевые клише.
Обучение сочинению-рассуждению по высказыванию из текста по теме
«Память о предках» (по Ю.Ляликовой, Н.Сениной, 2022 г. - стр 143).
Правила написания эссе. Анализ образцов победителей и призёров
литературных конкурсов (о родном крае) .
Проблемы текстов. Создание текста рассуждения для конкурса юных
ораторов о том, что волнует, особенно интересует.
Жанр сказки. Изложение публицистического текста на экологическую
тему (проблему) «Старая сказка на новый лад».
Жанр художественной публицистики. Проблемный очерк «Голубая ель».
Сочинение-рассуждение на экологическую проблему.
Обучение сочинению-рассуждению на основе прочитанного текста П.
Васильева «Уродина» и по сформулированному определению: «Как вы
понимаете значение слова красота».(Сенина Н.А., стр. 162).
Порассуждаем о сострадании и доброте на основе прочитанных текстов.
Работа с материалами по теме «Природа». Рассуждения по прочитанным
текстам.
Работа с материалами по теме «Драгоценные книги». Рассуждения с
применением примеров-аргументов.
Отзыв и аннотация как жанры сочинения. Отзыв по повести
Г.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо».
Сочинение аннотации к художественному произведению. Повесть
Железнякова «Чучело».
Урок-рассуждение «Гуси-лебеди роняют перышки, чтобы сказка на земле
жила» (по мотивам рассказа Е.Носова «Белый гусь», миниатюры Леонарда
да Винчи «Лебедь» и др. Письменный проект-описание памятника верной
и гордой птице.)
«В памяти моей такая скрыта мощь…». Проблема памяти в литературе.
Рассказ Н.Евдокимова «Степка, мой сын». Отзывы о прочитанных книгах о
войне.
Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку. Ознакомление
с демоверсией.
Выразительное чтение и пересказ текста об Алексее Маресьеве. (КИМ,
вариант 7)
Монологическое высказывание. Описание фотографии. Темы «Семейный
альбом», «Семейные реликвии» (КИМ , варианты 6,10 по сб. Егораевой
Г.Т.). Шаблон к описанию фотографии. Диалоги экзаменатора с
собеседником по темам.
Монологические высказывания. Повествование на основе жизненного
опыта (Путешествие, которое мне запомнилось).
Рассуждение по
поставленному вопросу (Нужно ли беречь родной язык?) Диалоги
экзаменатора с собеседником по темам.
8

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

34

Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…» Защита проекта.
Сборник работ учащихся «Творческая мастерская».
Эссе «О времени и о себе». Рассуждение «Что значит быть патриотом?».
Всего:

9

1

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».