Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

УО Я, ты, он, она - вместе целая страна ООО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.09.09 13:19:16 +05'00'

Программа курса внеурочной деятельности
Я, ты, он, она - вместе целая страна
для обучающихся на уровне основного общего образования
5 класс
Программа внеурочной деятельности «Я, ты он, она – вместе целая страна» разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений
курсов внеурочной деятельности.
Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём
пространстве школьного образования. Программа направлена на формирование
мировоззрения младших подростков и является инструментом реализации рабочей
программы воспитания образовательной организации. Актуальность программы «Орлята
России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной
политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях
(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в
социально значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС
начального общего образования, так и в рабочей программе воспитания, в которой
указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться
в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и
педагогов в программе «Я, ты, он, она –вместе целая страна» способствует восстановлению
богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему
развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Целью программы является приобщение обучающихся к российским традиционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка,
его возрастных и психологических особенностей.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
1. усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций
(социально значимых знаний);
2. формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
3. приобретение
соответствующего
этим
нормам,
ценностям,
традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений,
применения полученных знаний;
4. развитие у обучающихся таких качеств, как: инициативность, самостоятельность,
самопознание, ответственность, умение работать в коллективе;
5. Обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся Концептуальные
основы программы
Воспитание - социальная деятельность, направленная на передачу общественных
ценностей. Обучающиеся присваивают ценности в событийных общностях, приобретают
социокультурный опыт, у них формируется моральная рефлексия, нравственное самосознание
и нравственная культура.
Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые
ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность - качественная
характеристика любого объединения людей. Событие - взаимосвязь жизней, их внутреннее
единство при внешней противопоставленности. В событии впервые зарождаются
1

специфически человеческие способности, «функциональные органы» субъективности и
важнейший из них - рефлексивное сознание. Именно оно позволяет действительно «встать в
отношение» к своей жизнедеятельности.
Программа рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы
работы, как беседы, творческие работы, экскурсии, встречи, тренинги, игры, групповая
работа, интервью.
Программа активной социализации для обучающихся 5-го класса «Я, ты он, она –
вместе целая страна» является логическим продолжением Программы развития социальной
активности учащихся начальных классов «Орлята России».
Содержание курса внеурочной деятельности «Я, ты он, она – вместе целая страна»
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых
отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации.
Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях,
нормах и правилах поведения в обществе; формирование ценностного отношения к
окружающему миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в
соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
1. Событие «Моя школа — мои возможности» Направлено на развитие представлений
ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные
способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе
сверстников и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба,
сотрудничество, коллективизм и командная работ.
2. Событие «Моя семья — моя опора» Направлено на сохранение семейных ценностей
и традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном
институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие,
взаимопомощь и взаимоуважение.
3. Событие «Мой выбор — моя ответственность» Направлено на развитие умения
ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат
такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность,
права и свободы человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные
идеалы.
4. Событие «Мои знания — моя сила». Способствует приобщению детей к миру
научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие
строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
5. Событие «Моя страна — моя история» Направлено на развитие патриотических
чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие
способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я, ты он, она
– вместе целая страна»
Преподавание курса внеурочной деятельности «Я, ты он, она – вместе целая страна» в
5-м классе должно быть направлено на достижение учащимися следующих образовательных
результатов.
Личностные результаты:
1) Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности
морально-этических принципов в деятельности исследователя; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
2) Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; понимание роли различных
2

социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
3) Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и
современному состоянию российских гуманитарных наук.
4) Освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках 5 социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях
неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и
связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не
известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие.
5) Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
6) Осознание последствий и непринятие вредных привычек и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других без
осуждения; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Метапредметные результаты:
1) Познавательные:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках.
2) Коммуникативные:
3

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы,
определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.
3) Регулятивные:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации,
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
4

установленных ошибок, возникших трудностей;
различать; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других без осуждения.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Я-ТЫ-ОН-ОНАВМЕСТЕ
ЦЕЛАЯ СТРАНА»
Наименование
раздела, темы

Количество часов
Всего
Контрольные
работы

Практические
работы

«Моя школа —
мои возможности»
«Какие мы?»
«Маршруты нашей
школы»
«Подготовка
к
делу «Школьные
старты»
«КТД «Школьные
старты»
«Мы — команда»
«Моя семья — моя
опора»
«История
моей
семьи»
«Все начинается с
семьи»
«Вместе
мы
можем»
«Правила
счастливой семьи»
«Мой выбор —
моя
ответственность»
«Моя гражданская
позиция: почему
важно выбирать»
«Свобода
и
ответственность»
«Цифровой
этикет»
«Цифровой этикет:
буллинг и общение

6

0

0

1
2

0
0

0
0

1

0

0

1

0

0

1
5

0
0

0
0

2

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

8

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

5

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Институт
изучения
детства,
семьи
и
воспитания
https://институтвоспитан
ия.рф
/programmyvospitaniya/oo
y/programmaaktivnoysotsializatsii/

Институт
изучения
детства,
семьи
и
воспитания
https://институтвоспитан
ия.рф
/programmyvospitaniya/oo
y/programmaaktivnoysotsializatsii/

Институт
изучения
детства,
семьи
и
воспитания
https://институтвоспитан
ия.рф
/programmyvospitaniya/oo
y/programmaaktivnoysotsializatsii/

в Сети»
«Финансовая
безопасность»
«Планируем
бюджет»
«5
правил
финансовой
грамотности»
«Мы выбираем»
«Мои знания —
моя сила»
«Что я знаю о
науках»
«Чудеса науки»
«Фестиваль
науки» Подготовка
«Фестиваль науки»
«Правильные
привычки:
здоровое питание»
«Правильные
привычки: режим
дня»
«Правильные
привычки: правила
безопасности»
«В здоровом теле здоровый дух»
Событие
«Моя
страна — моя
Россия
«Аллея памяти»
«Живет герой на
улице родной»
«Зарница»
«Через года, через
века помните…»
Всего

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1
9

0
0

0
0

1

0

0

1
1

0
0

0
0

1
2

0
0

0
0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

6

0

0

1
2

0
0

0
0

1
2

0
0

0
0

34

0

0

6

Институт
изучения
детства,
семьи
и
воспитания
https://институтвоспитан
ия.рф
/programmyvospitaniya/oo
y/programmaaktivnoysotsializatsii/

Институт
изучения
детства,
семьи
и
воспитания
https://институтвоспитан
ия.рф
/programmyvospitaniya/oo
y/programmaaktivnoysotsializatsii/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».