МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.09.16 13:45:52 +05'00'
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Анализ слова и предложения»
для обучающихся на уровне основного общего образования
7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа «Анализ слова и предложения» для обучающихся 7 классов на
уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г., № 64101) (далее — ФГОС ООО), Концепции
преподавания русского языка в Российской Федерации, Примерной программы воспитания, а
также с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
Основной образовательной программы основного общего образования.
Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности
«Анализ слова и предложения»
Программа практического курса «Анализ слова и предложения» ориентирована на
обучающихся 7 класса, непосредственно связана с федеральной образовательной программой
по русскому языку, в соответстввии с учебным планом рассчитана на 34 учебных часа (34
учебных недель, 1 час в неделю).
Актуальность введения в школе этого курса по русскому языку определяется, с одной
стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой
стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Известно, то
курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении.
Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и
причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и
НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий
не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом
определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания
частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих
признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление
причастных и деепричастных оборотов. Кроме того, необходимо учитывать, что темы курса 56 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно,
начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их
изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость
постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки
умений и навыков, чему будет способствовать и программа внеурочной деятельности.
В 7 классе учащиеся заканчивают изучать курс орфографии. Но орфографические навыки
у многих недостаточно сформированы. Перед учителем стоит задача по совершенствованию
орфографических навыков и изучению новых орфограмм и пунктуационных правил. Как
показывает практика, уроков русского языка часто не бывает достаточно для выполнения этой
задачи, так как происходит процесс интерференции (наложения) одного правила на другое.
Часы практикума дают возможность закрепить полученные знания в большем объёме,
совершенствовать языковую грамотность, развивать мыслительные операции.
Цели программы: повышение качества знаний по предмету, активное стимулирование
самоценной образовательной деятельности учащихся, поэтапная подготовка обучающихся к
ОГЭ.
Задачи курса:
- научить учащихся свободному владению терминологией;
- развивать навык самостоятельного приобретения знаний;
-применение полученных на уроках знаний по морфологии, орфографии, пунктуации;
-активизация внимания учащихся к собственной письменной речи;
- восполнить пробелы предыдущей подготовки обучающихся;
- развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;
- прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по
предмету, выходящие за рамки школьного курса;
- продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
- развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей
(орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими);
- дать ученику проявить себя и добиться успеха;
- внедрение ИКТ в обучение.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии
(морфологический,
фонетический,
традиционный,
лексико-синтаксический,
словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими
принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала. Реализация
программы внеурочной деятельности «Анализ слова и предложения» предусматривает
использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой
образовательного процесса. Данная программа представляет собой определенную систему
содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы
индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и
единства образовательной и воспитательной среды. Цели обучения реализуются в ходе
активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с
учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и
практической формы работы с учениками.
Формы организации внеурочной деятельности:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала,
работа с текстами разных типов, лекции с опорой на схемы, таблицы, презентации;
- самостоятельная работа;
- практические занятия
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Программа включает в себя:
- теоретический материал; вопросы и задания практического характера;
- вопросы и задания творческого характера..
Методы, приемы и формы занятий :
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- исследование;
- наблюдение;
- практикумы;
- семинары;
- деловая игра;
- тестирование;
- зачёты.
Виды деятельности учащихся:
- сопоставление и анализ,
- конспектирование, тезирование;
- работа со словарями;
-составление схем, таблиц, алгоритмов;
- контрольное списывание;
- сжатие исходного текста;
- редактирование текста;
- составление текста по образцу;
- составление обрамлений к рассказу;
- восстановление частей текста;
- составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
- анализ текста художественного и публицистического стилей;
- работа с научной и публицистической литературой;
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так
как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по
орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной,
групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении
культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников.. При этом
максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их,
индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее
изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен
уровень сложности используемых текстов.
Место проведения: школа. Время проведения: вторая половина учебного дня.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
„Анализ слова и предложения»
Содержание курса «Анализ слова и предложения» направлено на достижение
обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты:
– понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
– осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
– достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
– способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому
самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе
получения школьного образования и самообразования.
Метапредметные результаты:
1. Владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свёрнутости;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;-- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами.
2. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,
литературы и т. д.).
3. 3. коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в
спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного
и межкультурного общения.
Предметные результаты:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Познавательные УУД:
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы.
- умение правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и
традиционным принципами написания;
-умение правильно расставлять знаки препинания
Личностные УУД:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской
гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее
истории и культуре;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и
целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
Регулятивные УУД:
- волевая саморегуляция;
- оценка;
- коррекция.
Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми - детьми и взрослыми;
- умение выражать свои мысли;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
Основные требования к учащимся
морфология:
- знать определение причастия и деепричастия, наречия;
- отличать причастие от глагола и прилагательного, деепричастие от наречия и глагола;
орфография:
-знать изученные в 5-7 классе орфографические правила;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику при выборе
правильного написания.
синтаксис и пунктуация:
- находить причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия, выделять их
запятыми.
- устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на
письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы
предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
-комплексный анализ текста:
- уметь определять тему и основную мысль текста;
- уметь определять стиль речи и тип речи;
- находить в тексте эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и использовать их в
своей устной и письменной речи.
Ожидаемый результат:
- повышение интереса к изучению русского языка;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся через
осознанное применение правила;
- доведённое до автоматизма правильное письмо у учащихся, имеющих языковое чутьё;
- сформированное умение определять тип и стиль речи, тему и основную мысль текста.
Особое внимание уделяется закреплению наиболее сложных тем русского языка за
курс 7 класса: «Причастие. Причастный оборот», «Деепричастие. Деепричастный
оборот»,."Правописание наречий и наречных выражений."
Большая роль отводится комплексному анализу текста.
Содержание учебного курса
Введение. Из истории письма. Принципы русской орфографии (морфологический,
фонетический, традиционный, дифференцирующий). Основные типы орфограмм.
Повторение изученного в 5-6 кл. Безударная гласная в корне слова. Непроверяемые
гласные и согласные в корне слова. Непроизносимые и плохо слышимые согласные. Двойные
согласные Чередование гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова.
Приставки на з и с, приставки пре- и при-. Гласные Ы и после приставок. Окончания имен
существительных, прилагательных, числительных. Окончания глаголов (спряжение).
Суффиксы глаголов. Суффиксы существительных и прилагательных. Гласные и, а, у после
шипящих и ц. О и Ё после шипящих. Употребление Ъ и Ь знаков Одна и две Н в
существительных и прилагательных. НЕ с разными частями речи. НЕ и НИ для передачи
отрицания. НЕ и НИ для усиления утверждения. Дефис в сложных словах и в словах с
корнем пол. Соединительные гласные в сложных словах.
Нормы в причастиях Падежные окончания причастий. Образование причастий.
Действительные и страдательные причастия. Правописание причастий. Н и НН в
отглагольных прилагательных и причастиях НЕ с полными и краткими причастиями.
Обособление причастных оборотов. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.
Нормы в деепричастиях. Образование и правописание деепричастий. Деепричастия
совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот. Обособление деепричастий и
деепричастных оборотов. Пунктуация в предложениях с деепричастным оборотом.
Нормы в наречиях. Образование и правописание наречий. О и Е на конце наречий после
шипящих. Отличие наречий от кратких прилагательных. Дефис в наречиях. Мягкий знак на
конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий.
Нормы в предлогах. Правописание предлогов. Производные предлоги. Отличие производных
предлогов от существительных с предлогами.
Служебные части речи. Союз. Синтаксические и пунктуационные нормы. Коварные
знаки препинания.Частицы. Правописание частиц. Дефис в частицах.
Комплексный анализ текста. Постижение «секретов» прочитанного текста: определение
темы, идеи, типа речи, стиля, жанра, анализ композиции, связи предложений в тексте,
лексических средств, синтаксических конструкций, орфографический анализ. Подробное и
сжатое изложение повествовательного текста. Сочинение-рассуждение на моральноэтическую тему по прослушанному тексту, на лингвистическую тему.
Тематическое планирование
№ Тема занятия
п/п
Введение. Из истории письма.
1
Принципы русской орфографии. Основные типы
2
орфограмм.
3
Практическая работа по проверке грамотности.
4
5
6
7
8
9
Илл
отг
10
11
«ча
дид
12
Результаты-требования к знаниям и умениям обучающихся по теме
Знать, понимать задачи курса; краткие сведения из истории письма
Умение извлекать информацию из лекции-презентации, конспектировать.
Выявление степени сформированности орфографической грамотности,
умение осуществлять самоконтроль по результату, коррекция знаний и
умений.
Повторение изученных орфограмм в 5-6 классах. Владеть орфографическими навыками; уметь выполнять
лингвистические задачи.
Грамматические и пунктуационные нормы
Уметь находить в текстах одиночные причастия и причастные обороты,
предложений с причастным оборотом.
отличать их о глаголов и прилагательных
Построение предложений с причастными Уметь строить предложения с причастными оборотами, заменять
оборотами.
Замена
сложноподчиненных сложноподчинённые предложения простыми с причастными оборотами.
предложений
простыми
с
причастными Нахождение и исправление ошибок.
оборотами.
Рассуждение на грамматическую тему о роли
Знать особенности построения сочинения-рассуждения и речевые клише
причастий в речи.
для его оформления.
Знать правила, уметь аргументировать выбор написания.
Орфограммы в действительных и страдательных
причастиях настоящего времени.
Знать нормы образования действительных и страдательных причастий,
Словообразовательные нормы при образовании
выбор и правописание суффиксов.
причастий.
Орфограммы в причастиях. НН в причастиях и
Знать правила написания –н-,-нн- в причастиях, правильно писать.
отглагольных прилагательных.
Уметь различать отглагольные прилагательные и причастия, правильно
определять выбор.
Закрепление и пополнение знаний при решении логических и
Повторение и контроль знаний по теме
нестандартных заданий, самооценка, коррекция и восполнение
«Причастие» с использованием интерактивных
выявленных пробелов.
дидактических материалов.
Образование деепричастий и их морфемный
Знать способы образования деепричастий, уметь образовывать
состав.
деепричастия сохраняя вид,
соблюдать орфоэпические и
грамматические нормы.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
Грамматические и пунктуационные нормы
предложений с деепричастным оборотом.
14
Текст как речевое произведение. Работа с
текстом на нравственную и экологическую
тему: чтение, составление плана, разбор
предложений
с
причастными
и
деепричастными оборотами.
15 Рассуждение на грамматическую тему о роли
деепричастий в речи.
16 Сочинение по картине Маковского К.Е. «Дети,
бегущие от грозы» с использованием причастий и
деепричастий.
17 Словообразовательные нормы наречий.
18
Написание О-А на конце наречий.
Уметь находить и выделять запятыми деепричастные обороты в 1
предложении. Уметь находить и исправлять грамматические ошибки
в предложениях с деепричастными оборотами .
Уметь анализировать текст, его особенности, строение, средства
1
выразительности, анализировать предложения, создавать собственное
рассуждение на основе прочитанного текста на морально-этическую
тему.
Уметь создавать собственное рассуждение на грамматическую тему и
аргументировать примерами.
Уметь создавать текст-описания картины с использованием причастий,
правильно расставлять знаки препинания при причастных оборотах.
Знать способы образования степеней сравнения, уметь безошибочно
образовывать сравнительную и превосходную степени сравнения.
Уметь определять верное написание наречий, опираясь на изученные
н правила.
Умение работать со словарем.
19 Правописание наречий с предлогами.
с
Знать случаи употребления дефиса в наречиях и уметь применять
20 Нормы правописания наречий:
слитно,
правило на письме
итн через дефис, раздельно.
Уметь анализировать текст, его особенности, строение, средства
Ана
21 Работа с текстом на патриотическую тему:
выразительности, анализировать предложения, создавать собственное
Со чтение, составление плана, языковой анализ
рассуждение на основе прочитанного текста.
анал и написание изложения по тексту
«Они были идеальными».
Закрепление и пополнение знаний при решении логических и
22 Повторение и контроль знаний поп по теме
нестандартных
заданий, самооценка, коррекция и восполнение
«На «Наречие» с использованием интерактивных
выявленных пробелов.
ва дидактических материалов.
23Н
Н
и
НН
в
прилагательных
и
Знать правила написания –н-,-нн- в наречиях, уметь объяснить выбор
нар наречиях.
написания.
24 Не с разными частями речи.
Знать правила написания не с существительными, прилагательными,
с п
полными и краткими причастиями, уметь применять правило на
письме.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
реч
на п
н
Буквы е –ё –о после шипящих в разных частяхЗнат Знать правила написания букв е –ё –о после шипящих в разных частях
речи.
реч речи, уметь применять правило на письме.
1
26 Мягкий знак на конце слов после шипящих вЗнат Знать правила написания ь после шипящих в разных частях речи,
разн разных частях речи.
у
уметь применять правило на письме.
1
27 Предлог. Морфология и орфография.
1
28
1
29
30
31
32
33
Уме Уметь применять правило слитного и раздельного написания
прозводных предлогов и отличать их от омонимичных частей речи.
Союзы и их отличия от омонимичных частей
Уметь отличать союзы также, тоже, чтобы от сходных с ними
речи.
сочетаний, применять правило слитного написания этих союзов.
Синтаксический анализ осложненных
Уметь производить синтаксический анализ предложений, составлять
и сложных предложений .
характеристику предложениям.
Различение частицы не и приставки не-.
Уметь различать частицу не и приставку не-.
Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни.
Уметь различать частицу ни , приставку ни-, союз ни-ни.
НЕ и НИ для передачи отрицания. НЕ и НИ для
усиления утверждения
Повторение и контроль знаний по теме
Зак Закрепление и пополнение знаний при решении логических и
«Служебные части речи» с использованием
нестандартных заданий, самооценка, коррекция и восполнение
интерактивных дидактических материалов. елов выявленных пробелов.
.
34 Промежуточная аттестация по курсу.
сво
Самодиагностика уровня знаний, коррекция и умение активизировать
свою деятельность
1
1
1
1
1
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
1. Архарова Д.И. ЕГЭ по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Школьная
лингвистическая теория.
2. Черногрудова Е.П. Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл.: к учебнику
М.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». - М.: Экзамен,2012.
3. Сенина Н.А. Русский язык. 7 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Таблицы.
Схемы.Алгоритмы. - Легион, Ростов-на-Дону, 2011.
4. Капинос В.И. И др. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом.
5-9 классы -М.: Просвещение, 1991.
5. Серёгина Л.М. Коварные знаки препинания. - «Учитель», 2007.
6. Качество обучения. Русский язык. Интерактивные дидактические материалы.7 классМ.»Планета», 2011.
Список литературы для учащихся:
1.Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом или 50 занятий с репетитором.»
Русский язык.7 класс. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2018.
2. Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева,
А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Русский язык, 2005.
3. Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: 7 кл.: к учебнику М.Т. Баранова и др.
«Русский язык . 7 класс.- М.»Экзамен», 2009.
4. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку:
учебное пособие. – Самара: ООО «Офорт», 2006.
5. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс.
6. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. - СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2006.
Мультимедийные пособия:
1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и
абитуриентов
2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и
абитуриентов
3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
.Интернет-ресурсы:
Электронные пособия по русскому языку для школьников
1. http://learning-russian.gramota.ru
2. http://rusolimp.kopeisk.ru/
3. http://www.uchportal.ru/load/35-1-0-10865
6. https://rus-oge.sdamgia.ru/
7. https://resh.edu.ru/
8. https://neznaika.info/
9. https://rus7-vpr.sdamgia.ru/
Справочная литература для учащихся:
1) Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М.: Просвещение, 1990 (41 изд.);
2) Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь русского
языка. М.,1991;
3) М.С.Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского
языка. М., 1998 ( 3 изд) ( под редакцией Ф.П.Филина);
6) М.Т. Баранов. Школьный словарь образования слов русского языка.- 4 изд.- М.: 2006; 7)
З.А.Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка.- 2 изд.- М.: Просвещение,
1998;
8) А.Н.Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- 2 изд., перераб.
М. Просвещение, 1991.