Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочая программа курса Практический курс языкознания ООО 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.09.16 13:48:12 +05'00'

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическое языкознание»
для обучающихся на уровне основного общего образования
9 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Практическое языкознание» на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г №
287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г, рег. номер
— 64101) (далее — ФГОС ООО), Примерной программы воспитания, с учётом требований к
результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
Программа курса «Практическое языкознание» составлена для обучающихся 9 класса,
ориентирована на успешную итоговую аттестацию по русскому языку. Курс очень актуален
для выпускников: дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в
соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2024 г. КИМы ОГЭ по русскому языку
имеют свою специфику в формулировке и содержании заданий и требуют от учащихся
определенных технологий их выполнения. Программа полностью ориентирована на формат
КИМов ОГЭ с учетом всех последних изменений. Курс расширяет и систематизирует
теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки,
позволяет восполнить пробелы в знаниях. Программа позволит совершенствовать навыки
составления своего текста, будет способствовать развитию памяти, речи учащихся,
совершенствовать языковую грамотность, развивать мыслительные операции. В данной
программе большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В
современных существующих программах не содержится законченной, логически
обоснованной системы работы по обучению создания сжатых текстов, не определен круг
специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к
сжатым изложениям школьников. Все это требует системы работы с учащимися по
подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ. Данный курс позволяет подробно рассмотреть
все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность
попрактиковаться в написании сжатого изложения, что недостаточно предусмотрено
программой по русскому языку для общеобразовательных школ в 5-9 классах.
Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности
«Практическое языкознание»
Программа курса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в 9 классе. Рабочая
программа имеет цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к
выполнению заданий КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Задачами данного курса
является формирование навыков, обеспечивающих
прохождение устного собеседования и сдачи ОГЭ по русскому языку, практическая и
психологическая подготовка обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации,
оказание помощи в повторении, расширении и систематизации знаний девятиклассников по
грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена
в новой форме, тренировка в разных видах языкового анализа, а также апробация КИМов по
предмету.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- читать осмысленно, выразительно, бегло, зрительно и на слух воспринимать чужой текст,
понимать информацию небольшого текста публицистического и художественного стилей,
понимать его смысл;
- владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции;
- научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;

- через систему практических заданий и тренингов объективно оценивать свои знания по
предмету и прилагать усилия для их восполнения и применения;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать
формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует
стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный
курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к
государственной (итоговой) аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся
должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского
языка, основами культуры устной и письменной речи.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Освоение содержания курса «Практическое языкознание» обеспечивает достижение
обучающихся следующих результатов:
• личностных:
- сформированность потребности и способности к образованию, в том числе самообразованию;
сознательное отношение к образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
- осознание необходимости постоянно совершенствовать свою речь, свою речевую культуру.
- осознание эстетической ценности слова, воспитание эстетического отношения к миру;
понимание этики и эстетики;
- осознание социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения, оценка социальных ролей персонажей литературных произведений,
формирование внутренней позиции личности по вопросам гражданского, патриотического,
духовно-нравственного, эстетического, физического, трудового, экологического воспитания.
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели учебной и творческой деятельности, составлять
планы, учебные алгоритмы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; анализировать свои образовательные приращения, выбирать
способы корректировки достигнутых результатов; в ситуациях общения выбирать успешные
речевые стратегии.
-владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания.
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;
- умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.
• предметных:
- сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его
развития, функциях языка;
- освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность,
речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы
литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи;
синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного
русского языка;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;

- владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение
основными нормами современного литературного языка;
Выпускник на базовом уровне научится:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте, использовать языковые
средства адекватно цели и ситуации речевого общения;
- опознавать в предъявленных текстах формы русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго);
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты
определённой функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование,
рассуждение) и определённых жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчёты,
сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа высказывания и в
соответствии с типом текста определять тему, проблему и основную мысль текста;
- определять лексические и грамматические средства связи предложений в тексте в
соответствии с видами связи выделять основные признаки определённого стиля речи;
- опознавать в тексте и называть изобразительно-выразительные средства языка;
- определять их тип (лексические, синтаксические, фонетические);
- определять признаки и структурные элементы текста;
- опознавать типы текстов
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
- опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля
речи;
- опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм;
- осуществлять речевой самоконтроль.
Формы учёта рабочей программы воспитания
в рабочей программе по практическому языкознанию
Рабочая программа воспитания реализуется в том числе и через использование
воспитательного потенциала уроков данного курса. Эта работа осуществляется в следующих
формах и видах деятельности:
 выразительное вдумчивое чтение и развитие навыков осознанной работы с текстом при
подготовке к государственной итоговой аттестации;
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений, событий через:
— обращение внимания на нравственные аспекты научных открытий, которые изучаются в
данный момент на уроке; на ярких деятелей культуры, ученых, политиков, связанных с
изучаемыми в данный момент темами и текстами, на тот вклад, который они внесли в развитие
нашей страны и мира, на достойные подражания примеры их жизни, на мотивы их поступков;
— использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные,
нравственные, этические вопросы, инициирование ее обсуждения, высказывание
обучающимися своего мнения по ее поводу, выработка своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для
формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и
социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе, объектов для выполнения.
 инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего

личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам, произведениям
искусства.
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.
 применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих
познавательную мотивацию обучающихся.
 применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию
навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися.
 выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих
воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью
и задачами воспитания:
- методы контроля и самоконтроля,
- методы самовоспитания,
- методы поощрения,
- методы формирования сознания,
- методы убеждения.
 Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в форме
организации групповых и индивидуальных исследований (мини-исследований), включение
в урок различных исследовательских заданий и задач, что дает возможность обучающимся
приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных гипотез, уважительного отношения к чужим идеям, публичного
выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
 Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между
учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
Формы проведения занятий:
- лекция
- беседа
- исследование
- практикум
- игра
Содержание курса
Особенностью данного курса является модульный подход к подготовке ОГЭ.
Элективный курс состоит из четырёх модулей:
1. Подготовка к устной части экзамена (итоговое собеседование по
русскому языку).
2. «Учимся писать сжатое изложение» (задание 1 ОГЭ).
3. «Учимся выполнять тестовые задания» (задания 2-12).
4. «Учимся писать сочинение – рассуждение» (задание 13.1, 13.2, 13.3).
Введение. Значение курса, его задачи (3 часа).
Структура ГИА в формате ОГЭ. Виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом.
Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки
выполнения заданий.
Модуль 1
Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (4 часа)
1. Чтение текста вслух в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному
оформлению текста. Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с
соблюдением фактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов
цитирования.
3. Монологическое высказывание
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного
выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10
фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.
4. Диалог
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и
соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и
аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами,
использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого
этикета.
Задания
собеседования
Выразительное
чтение текста

Пересказ текста с
включением
приведённого
высказывания

Пересказ текста с
включением
приведённого
высказывания

Монологическое
высказывание

Знать

Уметь

Владеть

Правила
пунктуационного
оформления текста;
Орфоэпические
нормы русского
языка

Выразительно читать
текст в соответствии с
правилами
пунктуационного
оформления текста и
орфоэпическими
нормами
Выразительно читать
текст в темпе,
соответствующем
коммуникативной
задаче.
Определять основные
микротемы текста;
выделять ключевые
слова; выбирать
оптимальный способ
цитирования при
пересказе текста

Орфоэпическими
нормами русского
языка, интонацией
как инструментом
идентификации
синтаксических
конструкций
Техникой чтения в
соответствии с
поставленной
коммуникативной
задачей
Основными
способами
запоминания текста;
владеть различными
способами
цитирования (прямая
речь, косвенная речь,
вводное слово)
Основными
способами
запоминания
текста; владеть
различными
способами
цитирования
(прямая речь,
косвенная речь,
вводное слово)
Техникой речи в
соответствии с
коммуникативной
задачей:
орфоэпическими,
лексическими,
синтаксическими
нормами, нормами

Нормы чтения в
соответствии с
поставленной
коммуникативной
задачей
Способы введения в
пересказ цитаты с
учетом
коммуникативной
задачи и логического
строения текста
Способы введения в
пересказ цитаты с
учетом
коммуникативной
задачи и логического
строения текста

Определять основные
микротемы текста;
выделять ключевые
слова; выбирать
оптимальный способ
цитирования при
пересказе текста

Типы речи,
композицию текстов,
соответствующих
различным типам
речи

Строить текст в
соответствии с
коммуникативной
задачей и
выбранным типом
речи

Диалог

Условия речевой
ситуации, нормы
современного
русского
литературного языка;
этикетные формулы

Отвечать на вопросы
в соответствии с
речевой ситуацией и
коммуникативной
задачей

построения текста.
Владеть культурой
общения

Модуль 2
«Учимся писать сжатое изложение»
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе (Часть 1) – это написание сжатого изложения
по прослушанному тексту публицистического стиля. Такая форма требует не просто
мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия
содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное,
существенное, отсекать второстепенное.
Таким
образом,
сжатое
изложение
побуждает
выпускника
выполнить
информационную обработку текста. Сжатое изложение – это форма обработки
информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых
жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично (кратко) излагать содержание текста;
-умение находить и уместно использовать в разных стилях речи языковые средства
обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что
любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то
содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно
научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему,
проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его
признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами
необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью
общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее
остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля
речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в
предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия
(упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на
конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
Подготовка к написанию сжатого изложения (6 часов)

Текст как единица языка. Тема, главная мысль, идея, проблема текста и способы их
установления, формулирования. Микротема. Микротемы исходного текста. Соотношение
микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Композиция, логическая, грамматическая
структура текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения (
сжатия, компрессии) текста: грамматические, логические, синтаксические (исключение,
обобщение, упрощение). Синтаксическое богатство русского языка. Написание изложения с
использованием аудиозаписи.
Модуль 3
Учимся выполнять тестовые задания с кратким ответом
Вторая часть экзаменационной работы включает задания 2-12 с выбором ответа (ответов)
и задания с кратким открытым ответом. В данной части содержатся разноплановые задания:
задания, связанные с умением анализировать изобразительно-выразительные средства текста,
задания по словообразованию, грамматике, синтаксису, пунктуации. 11 заданий части 2
проверяют глубину и точность понимания обучающимися содержания исходного текста,
комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции
девятиклассников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые
явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения
орфографическими и речевыми нормами.
Выполнение заданий 2-12. Подготовка (16 часов).
2. Синтаксический анализ предложений. Грамматическая основа предложения. Количество
грамматических основ в предложении. Способы выражения главных членов предложения.
Виды сказуемых.
3. Синтаксический анализ предложений. Основные типы простых, односоставных,
осложнённых
и сложных предложений. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.
Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. Сложные
предложения с разными видами связи.
4. Пунктуационный анализ предложений.
Знаки препинания в простых и осложнённых предложениях. Знаки препинания в сложных
предложениях. Знаки препинания при прямой речи. Практикум на установление
соответствия между пунктуационными правилами и примерами.
5. Пунктуационный анализ предложений. Практикум в расстановке знаков препинания.
6. Орфографический анализ слов. «Капканы ОГЭ»: выявление знаний орфографических правил
и основ языкознания.
7. Орфографический анализ слов. Практикум на вставку пропущенных букв. Повторение
наиболее трудных случаев правописания слов.
8. Основные грамматические (морфологические) нормы современного русского литературного
языка.
9. Грамматическая синонимия словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании
(согласование, управление, примыкание).
10. Смысловой анализ текста. Тема. Основная мысль. Микротемы. Анализ напечатанного
текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация,
необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос
11. Основные выразительные средства лексики и фразеологии (эпитеты, метафоры,
олицетворения, сравнения, гиперболы и др.). Отработка умения квалифицировать средства
речевой выразительности.
12. Лексический анализ слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы.
Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы.
Паронимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова.

Модуль 4
Учимся писать сочинение – рассуждение (3 часа)
Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание (Часть 3). Задание проверяет
коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное
высказывание в соответствии с типом речи - рассуждение. При этом не случайно особое
внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя
прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо обучающимся в
дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Задание к части 3 (дать письменный развернутый аргументированный ответ) включает в
себя 3 части.
Часть 13.1 формирует у учащихся умение писать сочинение- рассуждение с опорой на
лингвистический материал. Тема сформулирована в виде цитаты автора.
В части 13.2 учащиеся должны научиться раскрывать смысл конкретного предложения,
взятого из текста также в виде авторской цитаты. При написании сочинения-рассуждения из
части 13.1 или 13.2 доказательства (аргументы) обязательно должны опираться на
исходный, анализируемый текст.
Сочинение-рассуждение в части 13.3 – это сочинение, раскрывающее различные типы
проблем: философские, социальные, нравственные и др. При написании сочинения данной
части учащиеся должны самостоятельно сформулировать указанное в задании понятие «Что
такое добро?», «Что такое самовоспитание?», «Что такое человечность?» «Что такое
дружба?», прокомментировать данное определение и написать сочинение-рассуждение о
данном понятии. При аргументации данного тезиса один пример-аргумент должен быть взят
из авторского текста, второй – из жизненного опыта учащихся.
Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику,
вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания
вообще.
Подлинная
рациональность,
включающая
способность
аргументации,
доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной
сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как
ответственность за свои взгляды и позиции.
Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования
следующих умений:
-понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания),
- проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств
выражения мысли, в том числе и знаков препинания;
- проецировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической или
нравственно-этической проблеме;
-способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств,
своей позиции;
- умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации;
-умение композиционно оформлять текст;
- умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка
и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность,
ясность, чистоту и др.
Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения,
составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи –
развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.
5. Заключение. Итоговый контроль (3 часа).
Диагностическая работа. Анализ ошибок.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение
трудных случаев правописания) и практическая часть (выполнение различных упражнений,
помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности;
закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Тематическое планирование
9 класс
№ п/п Тема занятия
Введение. Значение курса и его задачи (под девизом: «По уши в
ОГЭ»).
1
Введение. Значение курса, его задачи. Знакомство с демоверсией
устного собеседования по русскому языку и критериями его
оценивания.
2
Особенности ОГЭ-2024 по русскому языку: цели, содержание,
структура экзаменационной работы, учебные пособия и ЭОРы.
Демоверсия.
3
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Заполнение
бланков экзаменационной работы.
Подготовка к устному собеседованию по русскому языку
4
Задание 1. Чтение небольшого текста вслух в соответствии с
интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению
текста. Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
5
Задание 2. Пересказ текста с привлечением дополнительной
информации (с включением цитаты). Применение способов
цитирования.
6
Задание 3. Монологическое высказывание разных типов речи.
Практическая работа по построению монолога (не менее 10 фраз)
по выбранной теме с учетом условий речевой ситуации и опорой на
план. Индивидуальные устные собеседования тренировочного
характера (пробные задания).
7
Задание 4. Диалог (интервью). Практическая работа. Диалог по
заданной теме.
Текст. Сжатое изложение (задание 1 ОГЭ)
8
Текст. Тема. Главная мысль текста. Проблема текста.
Сжатое изложение. Что такое микротема. Абзацное членение.
9.
Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия. Отработка
приема ИСКЛЮЧЕНИЕ.
10
Приемы сжатия. Отработка приема ОБОБЩЕНИЕ.
11
Приемы сжатия. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
12
Написание сжатого изложения с использованием аудиозаписи.
Выбор приёма компрессии исходного текста.
13
Анализ ошибок
Практика ОГЭ. Подготовка к решению заданий 2-12 ОГЭ
14
Задание 2. Синтаксический анализ предложений. Грамматическая
основа предложения.
15
Задание 3.Синтаксический анализ предложений. Характеристика
предложений.
16
Задание 4. Пунктуационный анализ предложений. Упражнения на
выявление соответствия между пунктуационным правилом и
примером.
17
Задание 5. Пунктуационный анализ предложений. Практическая
работа в расстановке знаков препинания. Практикум.
18
Задание 6 – «капканы ОГЭ». Орфограммы корня, окончаний
разных частей речи, выбор Н и НН, мягкого знака после шипящих в
разных частях речи. Орфографический анализ. Практикум.
19
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С,

Кол-во часов

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

20
21
22
23
24

25
26

27
28

29

30
31

32

33
34

иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после
приставок.
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и
отглагольных прилагательных, наречий.
Слитные и раздельные написания слов (предлогов, частиц
омонимичных частей речи),.
Задание 7. Упражнения на вставку букв.
Задание 8. Основные грамматические (морфологические) нормы
современного русского литературного языка.
Задание 9. Синтаксический анализ словосочетания.
Грамматическая синонимия словосочетаний. Способы связи слов в
словосочетании (согласование, управление, примыкание).
Задание 10. Смысловой анализ текста.
Задание 11. Основные выразительные средства лексики и
фразеологии (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения,
гиперболы и др.).
Анализ средств выразительности. Тропы. Фигуры речи.
Задание 12. Лексический анализ слова, предложения, текста. Сферы
употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный
словарный запас. Стилистическая окраска слов.
Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов,
крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы.
Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова.
Сочинение (альтернативное задание 131., 13.2., 13.3)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(13.1). Структура
сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценивания.
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения по
пониманию смысла предложения, взятого из авторского текста.
Написание сочинения-рассуждения (13.2).
Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на
заданную проблему с умением приводить аргументы из текста и из
собственного опыта. Написание сочинения-рассуждения (13.3).
Диагностическая работа в форме ОГЭ.
Работа над ошибками.

1
1
1
1
1

1
1

1
1

1

1
1

1

1
1

Программно-методическое обеспечение
1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2024
году основного государственного экзамена по русскому языку.
2. ОГЭ – 24. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.
Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2024 .
3. ОГЭ – 24. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. авт. Г.Т.Егораева – Москва:
Издательство «Экзамен», 2024год.
4. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
5. http://www.proshkolu.ru – методические материалы к урокам, презентации.
6. http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по орфографии и пунктуации в режиме онлайн
7. http://капканы-егэ.рф – справочные материалы для подготовки к ОГЭ.
8.http://www.gramma.ru/
9. https://mogu-pisat.ru/
10.https://saharina.ru/
11. https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/9-klass/
12.https://rustutors.ru/

Словари и справочники
1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения.
– М., 1988.
3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические
формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.
– М., 1991.
6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».