МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.09.16 13:52:59 +05'00'
Рабочая программа учебного курса
«Решение задач по математике повышенной сложности»
для обучающихся на уровне основного общего образования
Общая характеристика учебного курса
«Решение задач по математике повышенной сложности»
Программа «Решение задач по математике повышенной сложности» для обучающихся 5 9 класса составлена на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 31.05.2021 г.
3. Основной образовательной программы МАОУ «Приданниковская СОШ»
Направленность программы – социально педагогическая.
Математика в современном обществе занимает ведущее место в развитии науки и
экономики, информатики, физики, химии и в других отраслях современного общества.
Алгебра и геометрия являются одними из опорных предметов основной школы: они
обеспечивают изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам
естественно-научного цикла, в частности к физики, химии и информатики. Развитие
логического мышления учащихся при обучении алгебры и геометрии способствует
усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки
алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки
школьников.
Программа курса внеурочной деятельности социально-педагогической направленности
для учащихся 9 класс «Для тех, кому трудно» (решение усложненных задач по
математике) поддерживает изучение основного курса математики 7- 9 классов и
способствует как лучшему усвоению базового курса алгебры и геометрии, так и их
углубленному ее изучению.
Данная программа своим содержанием сможет привлечь внимание как учащихся,
которым трудно даётся математика так и учащихся, которые хотели бы расширить свои
знания и умения при решении более сложных заданий по отдельным темам и разделам
алгебры и геометрии.
Надо отметить, что навыки в умении решать нестандартные задания по алгебре и
геометрии необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для
успешной сдачи экзаменов и повысить интерес к изучению математических дисциплин.
Материал программы будет способствовать не только выработке умений и
закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к
дисциплинам естественно-научного цикла.
Концепция программы основывается на принципах овладения приемами решения
сложных математических задач оригинальными нестандартными способами. Материал
программы насыщен интересными
для данной группы обучающихся заданиями,
требующими логических рассуждений и оригинальных решений. На занятиях
обучающиеся решают математические задачи
прикладного характера (банковские,
экономические, бытовые)
Адресат программы
Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности
по математике рассчитана на учащихся 9 класса.
Учебная нагрузка предполагает занятия 1 раз в неделю, соответствует возрасту (15
лет) и учитывает психологические и возрастные особенности обучающихся.
На занятие отводится 1 час в неделю, продолжительность занятия 40 минут.
Количество часов для изучения программы – 34
Цели программы:
- восполнить некоторые содержательные пробелы основного курса алгебры и геометрии,
придающие ему необходимую целостность;
- показать нестандартные приёмы решения задач;
- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения
им с точки зрения дальнейшей перспективы и выбора будущей профессии,
- формировать качества мышления, необходимые человеку для жизни в современном
обществе.
Задачи программы:
- научить учащихся решать задания, из перечня задач входящих в экзаменационные
варианты повышенной сложности ОГЭ
- овладеть рядом технических и интеллектуальных математических умений на уровне
свободного их использования;
- приобрести определённую математическую культуру;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Условия реализации программы:
материально-техническое и дидактическое обеспечения;
хорошо освещенный и просторный кабинет;
оборудование (компьютер, документ камера, проектор, экран);
наглядные пособия;
дидактические материалы;
соответствующее требованиям расписание занятии.
Психолого - педагогические условия:
умелое использование педагогом наиболее эффективных форм при подаче
сложного математического материала
творческое отношение к образовательному процессу
оценивание деятельности и качества обучения
создание каждому обучающемуся комфортной эмоциональной среды - «ситуации
успеха», атмосферы доверия и поддержки.
сотрудничество педагога, обучающихся и родителей.
Планируемые результаты
Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 9 класса с
решением усложненных задач по математике дает возможность учащимся достичь
следующих результатов развития:
Личностные образовательные результаты :
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
сформированность ответственного отношения к учению;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
интеграция личности учащихся в мировую культуру;
сформированность целостного мировоззрения, соответсвующего современному
развитию науки и общества
сформированность
коммуникативных
компетентностей
в
общении
и
сотрудничестве
умение ясно и чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи
критичность мышления, умение отличать гипотезу от факта
инициативность, находчивость
умение контролировать свои результаты и процесс обучения
решать задачи нестандартными способами.
Метапредметные:
умение планировать шаги решения, выбирать рациональный путь
навыки самоконтроля
навыки самооценки
умение строить логические умозаключения
умение применять знако - символьную систему, создавать математические модели
реальных процессов, в том числе экономических
умение организовать сотрудничество при совместной деятельности
умение находить различные источники информации, принимать нестандартные
решения решение, выдвигать гипотезы
умение использовать чертежи, схемы, таблицы для представления информации и
аргументации
Предметные:
умение работать с математическим текстом
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений
повышенной сложности
умение пользоваться математическими формулами для решения сложных заданий
умение решать уравнения повышенной сложности
овладение системой функциональных понятий и строить графики повышенной
сложности
овладение способами представления статистической информации
умение применять изученное для решения нестандартных заданий повышенной
сложности
умение решать задачи повышенной сложности с физическим и экономическим
содержанием.
В результате изучения обшеразвивающей программы социально-педагогической
направленности по математике для учащихся 9 класса ученик должен уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач повышенной
сложности; осуществлять преобразования в выражениях повышенной сложности
выполнять действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с
алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений повышенной
сложности;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся
к ним, системы двух линейных уравнений и системы повышенной сложности;
решать текстовые задачи повышенной сложности алгебраическим методом,
интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из
формулировки задачи;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии при решении задач с
экономическим содержанием;
определять свойства функции в том числе «кусочных» по ее графику; применять
графические представления при решении уравнений, систем, неравенств повышенной
сложности;
описывать свойства изученных функций, строить графики повышенной
сложности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
для выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих
зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в
справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с
использованием аппарата алгебры, в том числе нестандартных;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими
формулами, при исследовании сложных нестандартных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
решение задач с экономическим содержанием.
При изучении данной программы в 9 классе ученик получит дополнительную
возможность для успешной сдачи экзамена и выбора дальнейшего продолжения
образования на базовом или углублённом уровнях в 10-11 классах
Контроль изучения
Самостоятельные работы с последующей выборочной проверкой, тесты (в том числе
аналогичные ОГЭ).
Проверочные работы проводятся по окончании изучения каждой темы без оценки.
Тесты и самостоятельные работы проводятся в течение изучения темы для контроля
усвоения всех основных понятий и отработки решения различных типов заданий.
После каждой проверочной работы учитель и обучающиеся совместно анализируют
математические ошибки и способы их исправления, «круглый стол»- обсуждение
проблем.
Оценочные и методические материалы
Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе.
М. Просвещение. 2018.
Открытый банк заданий для подготовки ОГЭ и ЕГЭ, ФИПИ (http://mathege.ru,
http://mathgia.ru);
Типовые тестовые задания Математика ОГЭ под редакцией И.В.Ященко
Б.Г.Зив, В.А.Гольдич «Дидактические материалы алгебра» 9 класс
Л.Д.Лаппо,М.А.Попов математика «Эксперт в ОГЭ»
Тематическое планирование
№
Раздел
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Кол-во часов
Формы контроля
всего теория практика
Выражения и их преобразование
2
1
1
Вводный
( сложные случаи)
контроль
Преобразование
выражений,
1
1
Тест№1
содержащих степени.
(тест №1)
Уравнения разных степеней
2
1
1
Текущий
( сложные случаи)
контроль
Решение
систем
уравнений
3
1
2
Проверочная
повышенной сложности
работа
Решение дробных неравенств,
системы неравенств (сложные
случаи).
Уравнения и неравенства разных
степеней. Метод интервалов
( сложные случаи)
3
1
2
Текущий
контроль
3
1
2
Проверочная
работа
1
Текущий
контроль
Проверочная
работа
Функции. О.О.Ф. и О.О.В. (особые
1
случаи)
Построение графиков с модулями.
2
Сложные
случаи.
Кусочные
функции и их графики.
Решение
текстовых
задач
2
повышенной сложности.
Решение задач по геометрии
3
повышенной сложности.
Решение задач с экономическим
3
содержанием с использованием
формул
геометрической
прогрессии (тест № 2)
Вероятность и статистика (задачи
2
пов. сложности)
Тренировочные
варианты
3
экзаменационной работы из сайтов
ОГЭ.
Решение уравнений и неравенств,
4
содержащих модули.
Обобщающий урок. Тест № 3
1
ИТОГО 34
1
1
2
1
2
1
2
1
1
3
1
3
11
1
23
Проверочная
работа
Проверочная
работа
тест №2
Текущий
контроль
Проверочная
работа
Проверочная
работа
Тест№3
Поурочное планирование
№ п/п Тема занятия
1-2
3
4-5
6-8
9-11
12-13
14
15-16
17-18
19-21
22-24
25-26
27-29
30-33
34
Выражения и их преобразование
(сложные случаи)
Кол- Планируема
ЭОРы
во
я
дата
часо проведения
в
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a144960
Преобразование
выражений, 1
содержащих степени.
(тест №1)
Уравнения разных степеней
2
(сложные случаи)
Библиотека ЦОК
Решение
систем
уравнений 3
повышенной сложности
Библиотека ЦОК
Решение дробных неравенств, 3
системы неравенств (сложные
случаи).
Уравнения и неравенства разных 2
степеней. Метод интервалов
( сложные случаи)
Библиотека ЦОК
Функции. О.О.Ф.
(особые случаи)
Библиотека ЦОК
и
О.О.В. 1
https://m.edsoo.ru/8a144960
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a144960
https://m.edsoo.ru/8a144960
https://m.edsoo.ru/8a144960
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a144960
https://m.edsoo.ru/8a144960
Построение
графиков
с 2
модулями. Сложные случаи.
Кусочные функции и их графики
Решение
текстовых
задач 2
повышенной сложности.
Библиотека ЦОК
Решение задач по геометрии 3
повышенной сложности.
Библиотека ЦОК
Решение задач с экономическим 3
содержанием с использованием
формул
геометрической
прогрессии. (тест № 2)
Библиотека ЦОК
Вероятность
и
статистика 2
(задачи повышенной сложности)
Библиотека ЦОК
Тренировочные
варианты 3
экзаменационной работы из
сайтов ОГЭ
Решение
уравнений
и 4
неравенств, содержащих модули.
Библиотека ЦОК
Обобщающий урок. Тест №3
1
Библиотека ЦОК
Итого:
34
https://m.edsoo.ru/8a144960
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a144960
https://m.edsoo.ru/8a144960
https://m.edsoo.ru/8a144960
https://m.edsoo.ru/8a144960
https://m.edsoo.ru/8a144960
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a144960
https://m.edsoo.ru/8a144960