МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.10.30 17:32:24 +05'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «От слова к тексту»
для обучающихся 10-11 классов
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты обучения:
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
• навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
• принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни
Метапредметные результаты обучения:
• Владение навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета
; • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
• Способность формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
• Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с другими членами коллектива;
• Способность организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками; работать в группе —устанавливать рабочие отношения, эффективно
сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей
; • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения:
• интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов
речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• способность к диалогическому и полилогическому общению, способность создавать
устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного
русского литературного языка и речевого этикета
; • способность к созданию и редактированию письменных текстов разных стилей и жанров
с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• умение анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения
и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления; • опознавать различные выразительные средства
языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки,
доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
Методы и формы обучения.
Занятия элективного курса предполагают организацию занятий обучающимися
различными видами познавательной деятельности: репродуктивной (воспринимают
знания, тренируются в их применении ), продуктивной (учатся творчески мыслить и решать
практические задачи овладения языком участвуют в исследовательской и проектной
деятельности, конкурсных и олимпиадных работах разного уровня и формата).
Методы обучения реализуются в следующих формах работы:
• Словесные (наблюдение ): элементы лекционного изложения, объяснение, беседа
• Аналитические: сравнение текстов, сопоставление и анализ как фрагментов однотипных
текстов так и целостный лингвостилистический разбор текста
• Наглядные: эксперимент на языковом материале, наблюдение языковых явлений в
речевом общении
• Практические: упражнения, практикумы, лабораторные работы
• Исследовательские: самостоятельная работа, исследование проблемы в рамках проекта
• Творческие: создание текстов
Формы контроля достижений учащихся.
Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий
в конце каждого занятия. Кроме того, сдаются на проверку лабораторные работы, отчеты
по экспериментальной деятельности (при наличии таковой)
Курс внеурочной деятельности рассчитан на два учебных года : 10 класс 34 часа; 11
класс-34 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 10 класс (34 часа)
Введение (2 ч.)
Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной
(итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому
языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия.
Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. (1 ч.)
Литературный язык. Нормы речи. Словари русского языка.
Орфоэпические нормы (1 ч.)
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы (3 ч.)
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое многообразие лексики
русского языка. Деление лексики русского языка на группы в зависимости от смысловых
связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная
лексика, лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и
новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (3 ч.)
Грамматические нормы: словообразовательные, морфологические, синтаксические.
Словообразовательные нормы (2 ч.)
Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок.
Морфологические нормы (9 ч.)
Морфологические нормы русского языка. Правила и нормы образования форм слов разных
частей речи. Части речи. Грамматическое значение, морфологичесике признаки и
синтаксическя роль. Варианты падежных окончаний. Грамматические и речевые ошибки
на морфологическом уровне, их предупреждение. Средства связи предложений в тексте.
Синтаксические нормы (13 ч.)
Словосочетание. Виды словосочетаний. Нормы согласования, управления, примыкания.
Построение словосочетаний.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая основа
предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их
выражения. Простое и сложное предложения.
Построение предложений с однородными членами. Построение сложносочинённых и
сложноподчиненных предложений. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования
прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их
предупреждение.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 11 класс (34 часа)
Орфографические нормы (4 ч.) Принципы русской орфографии. Правописание корней.
Безударные гласные корня. Правописание приставок. Гласные и, ы после приставок.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний и суффиксов
глаголов и глагольных форм. Правописание суффиксов. Слитные, раздельные и дефисные
написания. Н – нн в различных частях речи. Слитное и раздельное написание не с
различными частями речи. Правописание служебных слов.
Пунктуационные нормы (4 ч.)
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи
пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с
однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки
препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном
предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном
предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами
связи.
Текст (7 ч.)
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логикосмысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка
письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи. (5 ч.)
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение
ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили речи (6 ч.)
Функциональные стили, их характеристика. Признаки стилей речи Предупреждение
ошибок при определении стиля текста..
Изобразительно-выразительные средства языка. (4 ч.)
Речь. Языковые средства выразительности. Тропы, их характеристика. Стилистические
фигуры.
Коммуникативная компетенция (4 ч.)
Информационная обработка текста. Употребление языковых средств.
Жанровое многообразие сочинений. Структура письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила
использования аргументов. Источники аргументации.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические
ошибки, их характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их
предупреждение.
Точность и выразительность речи. Соблюдение орфографических, пунктуационных,
языковых, речевых, этических, фактологических норм.
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
Учебно-тематическое планирование
ТЕМАТИКА КУРСА
КОЛИЧЕСТВО
ТЕОРИЯ
ЧАСОВ
10 класс
Введение. Нормативно2
1
правовое обеспечение ЕГЭ
Литературный язык.
1
1
Языковые нормы.
Орфоэпические нормы
1
русского языка
Лексические нормы
3
1
Грамматические нормы
3
1
Словообразовательные
2
1
нормы
Морфологические нормы.
9
2
Синтаксические нормы и
13
2
пунктуация
Всего в 10 классе
34
9
11класс
Орфографические нормы
7
3
Пунктуационные нормы
4
1
Текст
3
1
Функционально-смысловые 5
1
типы речи
Функциональные стили
6
1
речи
Изобразительно3
1
выразительные средства
языка
Коммуникативная
5
2
компетенция.
Всего в 11 классе
34
7
Итого
68
16
ПРАКТИКА
1
1
2
2
1
7
11
25
4
3
2
4
5
2
3
27
52
№п/п
1
1
2.
2
3
3
4
4
5
6
7
5
8
9
10
6
11
12
7
13
14
15
16
17
18
19
20
21
8
22
23
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «От слова к тексту » 10-11 классы (68 часов)
Тема занятия
10 класс -34 часа
Введение
Нормативные и методические документы по подготовке и
проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по
русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку.
Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор.
Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых
заданий и сочинения
Языковые нормы
Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари
русского языка.
Орфоэпические нормы
Основные правила орфоэпии. Орфография. Ударение.
Лексические нормы
Лексическое и грамматическое значение слова. Лексическое
многообразие лексики русского языка.
Деление лексики русского языка на группы в зависимости от
смысловых связей между словами. Омонимы, синонимы, антонимы,
паронимы; общеупотребительная лексика, лексика ограниченного
употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их
предупреждение.
Грамматические нормы
Грамматические нормы.
Грамматические нормы. Словообразовательные, морфологические,
синтаксические.
Грамматические ошибки и их предупреждение.
Словообразовательные нормы
Словообразовательные нормы. Способы словообразования.
Ошибочное словообразование.
Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.
Морфологические нормы
Морфологические нормы.
Правила и нормы образования форм слов разных частей речи.
Морфология и орфография. Морфологические нормы русского
языка. Варианты падежных окончаний
Самостоятельные части речи. Грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия. Звукоподражательные слова.
Морфология. Средства связи предложений в тексте.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.
Синтаксические нормы.
Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая
сочетаемость слов.
Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая
(предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как
главные члены предложения, способы их выражения
Количество
часов
2
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1.
1
2
3
4
5
6
7
2
8
9
10
11
3.
12
13
14
15
4.
16
17
18
Простые и сложные предложения.
Односоставные предложения. Неполные предложения.
Интонационная норма.
Нормы согласования
Нормы управления.
Нормы примыкания.
Синтаксическая синонимия.
Знаки препинания в простом предложении. Преобразование прямой
речи в косвенную.
Предложения со словами и конструкциями, грамматически не
связанными с членами предложения
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях
Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях
11 класс -34 часа
Орфографические нормы
Принципы русской орфографии. Трудные случаи русской
орфографии: правописание корней и приставок.
Правописание корней. Безударные гласные корня.
Гласные и, ы после приставок.
Правописание падежных окончаний. Правописание личных
окончаний и суффиксов глаголов и глагольных
–Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание
суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-);
Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Правописание служебных слов.
Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и
сочетаний слов.
Пунктуационные нормы
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм.
Трудные случаи пунктуации.
Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм.
Трудные случаи пунктуации.
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения.
Пунктуация в сложных предложениях: Сложное предложение с
разными видами связи.
Текст
Структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная
целостность текста.
Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ
текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста.
Средства связи предложений в тексте.
Основная и дополнительная информация микротекста.
Информационная обработка письменных текстов различных стилей
и жанров.
Функциональные стили речи
Функциональные стили речи, их основные особенности: назначение
каждого из стилей, сфера использования
Разговорный стиль речи. Его особенности.
Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки,
назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса
и построения текста.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
1
1
1
1
6
1
1
1
19
20
21
5.
22
23
24
25
26
6.
27
28
29
7
30
31
32
33
34
Публицистический стиль, его особенности. Средства
эмоциональной выразительности. Жанры публицистического стиля.
Научный стиль, его особенности.
Художественный стиль речи. Предупреждение ошибок при
определении стиля текста.
Функционально-смысловые типы речи
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные
Повествование
Описание
Рассуждение
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Изобразительно-выразительные средства языка
Речь. Изобразительно-выразительные средства языка.
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Тропы, их характеристика. Умение находить их в тексте.
Стилистические фигуры, их роль в тексте.
Коммуникативная компетенция
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы.
Требования к письменной работе выпускника (критерии
содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)
Исходные тексты, их жанровое многообразие. Структура
письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем
исходного текста. Виды проблем. Комментарий к
сформулированной проблеме исходного текста. Авторская позиция.
Отражение авторской позиции в тексте.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы
аргументации. Правила использования аргументов. Источники
аргументации. Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения. Логические ошибки, их
характеристика и предупреждение.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении
письменной работы, их предупреждение. Точность и
выразительность речи. Соблюдение орфографических,
пунктуационных, языковых, речевых, этических, фактологических
норм.
Требования к точности и выразительности речи экзаменационной
работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые
ошибки
1
1
1
5
1
1
1
1
1
3
1
1
1
5
1
1
1
1
1
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО
«ТИД «Русское слово – РС», 2008.
3. Егораева Г.Т., Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. –
М.: Издательство «Экзамен», 2011.
4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс - М.: ТП Сфера,
2010
5. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н.Тестовые задания для проверки знаний учащихся по
русскому языку.: - М.: ТП Сфера, 2010.
6. Пучкова Л.И., Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен»,
2011.
7. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
8. Сенина Н.А., Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно-методическое пособие. –
Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
9. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г., Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной
подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
10. Сенина Н.А., Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. Части А, В и С. 10-11
классы. – Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
11. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
12. Шклярова Т.В., Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и
абитуриентов. Готовимся к ЕГЭ. – М.: Грамотей, 2008.