Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

РП Ментальная математика

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Приданниковская средняя общеобразовательная школа»
Муниципального образования Красноуфимский округ
СОГЛАСОВАНО:
педагогическим советом
протокол № 1 от 29.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «Приданниковская СОШ»
______________ Дубовской В.Н.
приказ № 100/2 от 29.08.2024 г.

Дополнительная общеобразовательная программаДополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Ментальная математика»
для обучающихся 5-12 лет
Срок реализации программы – 2 года

Составитель:
Абросимова Елена Александровна,
учитель начальных классов, 1 КК

Составитель:
ФИО
Занимаемая должность
Педагогический стаж
Трудовой стаж в данном ОУ
Наличие квалификационной
категории
Сведения об образовании

Повышение квалификации

Абросимова Елена Александровна
Учитель начальных классов
30 лет
Первая квалификационная категория
Шадринский государственный педагогический институт
по специальности «Педагогика и методика начального
образования»,
присвоена
квалификация
учитель
начальных классов.1994г.
Уральский
государственный
педагогический
университет, присуждена степень магистра педагогики.
2010 г.
Омский институт новых технологий в образовании по
программе «Педагогика и психология (дошкольного
образования)» присвоена квалификация воспитатель
дошкольного образования. 2015г.
ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»,
«Организация
и
содержание
образовательной
деятельности
с
обучающимися
с
задержкой
психического развития в соответствии ФГОС НОО
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья», 72 ч., 2016 г.;
ФГБ ОУ ВО «РАНХиГС при Президенте РФ»
«Проектирование образовательного процесса в контексте
стратегической
модели
управления
развитием
организации», 52 ч., 2018 г.,
АМА – Казань, Ассоциация Ментальной Арифметики и
Скорочтения, присвоена квалификация инструктор
владения техники счета на абакусе, методикой
проведения занятий с детьми от 5 до 12 лет, 16 часов,
2019г.

2

Содержание

Пояснительная записка
1.

2.

4

Комплекс основных характеристик образования
1.1.

Объем программы

7

1.2.

Содержание программы

8

1.3.

Планируемые результаты реализации программы

9

Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1.

Учебный план

11

2.2.

Календарный учебный график

11

2.3.

Формы аттестации

12

2.4.

Оценочные материалы

13

2.5.

Методические рекомендации

13

3.

Перечень оборудования и технических средств

14

4.

Список литературы

15

3

Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
программа
–
дополнительная
общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Ментальная
математика» ориентирована на совершенствование интеллектуального и творческого
потенциала ребенка, развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления,
повышению концентрации внимания.
Дополнительная общеразвивающая программа «Ментальная математика» (далее –
программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденной
распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013
года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»;
-методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ / приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
Данная программа способствует:
- формированию качеств личности необходимых человеку для жизни в
быстроменяющемся мире: мобильность, стрессоустойчивость, целеустремленность,
способность к саморазвитию;
- гармонизации работы двух полушарий мозга: правого и левого, развитию
межполушарного взаимодействия;
- наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- развитию уверенности в собственных силах;
- развитию и совершенствованию психических процессов: памяти, внимания,
мышления; повышению концентрации внимания;
- развитию математических способностей: быстрый устный счет, формирование
представлений о составе чисел 1-10.
Новизна и оригинальность программы в том, что ключевыми преимуществами
занятий по ментальной арифметике является комплексное развитие ребенка. Чтобы развить
математические способности, используются задания на логику и пространственное
мышление. С помощь развивающих игр тренируется смекалка, внимание и
наблюдательность. Работа в группе помогает детям улучшить навыки коммуникации и
взаимодействия. Занятия способствуют развитию внутренней мотивации обучения.
Актуальность программы основана на применении уникальной методики
гармоничного развития умственных и творческих способностей детей, которая содействует
более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Известно, что изучение нового стимулирует работу головного мозга. Чем больше мы
4

тренируем свой мозг, тем активнее работают нейронные связи между правым и левым
полушариями. И тогда то, что прежде казалось трудным или даже невозможным,
становится простым и понятным.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного
мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и
легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать
значительное влияние на успешное будущее ребенка.
Таким образом, ментальная арифметика способствует развитию:
- межполушарноговзаимодействия;
-навыков быстрого счета и наиболее полному раскрытию интеллектуального и
творческогопотенциала;
- уверенности в собственныхсилах;
- внимательности и концентрациивнимания;
- способностей к изучению иностранныхязыков.
Педагогическая целесообразностьобусловлена возможностью создания условий для
формирования у школьников навыков абстрактного (пространственного) мышления, которое
необходимо для успешного интеллектуального развития обучающихся, а так же
необходимости повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем
информации. Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации
постоянно растет. И очень важно уметь с ней грамотно работать, «пропускать» огромные ее
объемы через себя. Предлагаемая программа позволит педагогам и родителям формировать,
развивать, корректировать у обучающихся эти навыки, а также помочь детям легко и
радостно включиться в процесс обучения.
Цель программы: развитие и совершенствование интеллектуальных и творческих
способностей детей, а также возможностей восприятия и обработки информации, через
обучение их счету на абакусе и ментальному счету.
Достижению данных целей способствует решение следующих задач:
Обучающие:
- совершенствование вычислительных навыков с помощью арифметического счета на
абакусе;
- обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем
самым объем долговременной и визуальной памяти.
Развивающие:
- развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного
мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации;
- развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и
творческого потенциала ребенка;
- развитие познавательной активности через применение технологии личностноориентированного деятельностного подхода;
Воспитывающие:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Отличительные особенности данной программы: ментальная арифметика способствует
совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса. Абакус дает конкретное и
5

наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с
абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое
восприятия.
Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем
горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева
направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не
нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков
обучающихся.
В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают
рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает
умственное развитие комплексом манипуляций. Кроме обучения, в процессе занятий дети
учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность
активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся
обществе, чувствовать себя нужным, общительным, толерантным и отзывчивым,
одновременно помогая более слабым
1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Объем программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Ментальная математика» рассчитана на 2
года обучения, общий объем - 136 часов.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы, 5-12 лет.
Плавающий возрастной барьер обусловлен тем, что вхождение в программу «Ментальная
математика» возможно для детей в любой промежуток времени, так как по принципу
персонализации дополнительного образования посредством выстраивания индивидуальных
образовательных траекторий выставляются свои цели, задачи и планируемые результаты.
Формы и методы организации занятий:
Занятия проводятся с группой 4 – 6человек.
Формы организации детей на занятии: групповая с организацией индивидуальных
форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая.
Формы проведения занятий: практическая, комбинированная, соревновательная.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в
себя часы теории и практики-тренировки.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебнопознавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и
проблемно-поисковые.
Выбор
методов
(способов)
обучения
зависит
от
психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в
процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций
успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.
С первых занятий обучающиеся приучаются к правильной организации собственного
труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию
абакусов и других наглядных материалов.
6

Учебный план смотри в Приложении 1.

1.2. Содержание программы
Раздел 1
Теория: Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ детей. Знакомство с ментальной
арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения
бусинок, использование большого и указательного пальцев. (4 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (4 часа)
Раздел 2.
Теория: Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе.
Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и
вычитание на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в
пределах 1-9. (4 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (6 часов)
Раздел 3.
Теория: Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение
упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99 (4 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (6 часа)
Раздел 4.
Теория: Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с
абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. Решение примеров на
простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение
примеров на простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое
вычитание и сложение в пределах 100-999(4 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (8 часа)
Раздел 5.
Теория: Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые
упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата».
Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые
упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь брата». Сложение и
вычитание с 5 методом «Помощь брата». Решение примеров на сложение и вычитание с 5
методом «Помощь брата» (10 часов)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (14 часов)
Раздел 6
Теория: Сложение с 10 методом «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые
упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом «Помощь друга».
Вычитание с 10 методом «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь
друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом

7

«Помощь друга». Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь
друга» (12 часов)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (20 часов)
Раздел 7.
Теория: Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения
комбинированным методом.
Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания
комбинированным методом (8 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (16 часов)
Раздел 8.
Теория: Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата»,
«Помощь друга», комбинированным методом. Диагностика (4 часа)
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы (12 часов)

1.3.Планируемые результаты
В результате успешного освоения программы обучающиеся смогут:

 повысить

эффективность
обработки
получаемой
головным
разносторонней информации, используя возможности рабочей памяти;

мозгом

 усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления;
 повысить точность и скорость выполнения разнообразных поставленных задач;
 использовать полученные знания в личностном развитии.
У младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и
универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:

 внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
 учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной
задачи;

 готовность

целенаправленно использовать математические
навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;

знания,

умения

и

 способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи,
соотносить результат действия с поставленной целью;

 способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
У ученика могут быть сформированы:

 внутренняя позиция школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов;

 устойчивый познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
 адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
8

Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:

 принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность,
направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

 планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;

 различать способ и результат действия;
 - контролировать процесс и результаты деятельности;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок;

 выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
 адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать
способы их преодоления.
Ученик получит возможность научиться:

 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;

 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;

 использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения
задач;






осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;

 обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
9

 устанавливать аналогии.
Ученик получит возможность научиться:

 осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;

 осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии
для указанных логических операций;

 строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных
связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:

 выражать в речи свои мысли и действия;
 строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а
что– нет;

 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия.
Рабочую программу смотри в Приложении 2.

2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1.Учебный план
Учебная
дисциплина
Ментальная
математика

1 год обучения

2 год обучения

теория

практика

всего

теория

практика

всего

22

46

68

28

40

68

Формы
промежуточной
аттестации
Олимпиада
Итого: 136 занятий

Срок реализации программы – 2 года (136 занятий )
Форма обучения: очная.
Режим занятий: количество учебных часов – 136, количество учебных недель в
каждом году – 34, учебные группы формируются в составе 4-6 человек в зависимости от
возраста и уровня подготовки, занятия каждой группы проходят 1 раз в неделю,
продолжительность занятий в группах устанавливается в соответствии с санитарными
нормами и правилами. 1 занятие - 2 урока по 40 минут, перемена между уроками 20 минут.
Формы организации детей на занятии: групповая с организацией индивидуальных
форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая.
Формы проведения занятий: практическая, комбинированная, соревновательная.
Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в
себя часы теории и практики-тренировки.
10

2.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной
программы составляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ (п. 10, ст. 2). Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной программы составляется образовательной
организацией самостоятельно с учетом требований СанПиН и мнения участников
образовательных отношений.
1. Продолжительность учебного года: 34 недели
2. Обучение осуществляется на русском языке.
3. Чередование учебной деятельности (урочной, внеурочной и дополнительного образования)
в течение учебных недель определяется в соответствии с расписанием учебных занятий,
занятий внеурочной деятельности и расписания дополнительного образования.
Календарный учебный график смотри в Приложении 3 .

2.3. Формы аттестации.
В процессе обучения для оценки достижения цели и задач Программы в конце
каждого полугода обучения предусмотрена промежуточная аттестация в виде олимпиады
(с первого по четвертый уровень).
Промежуточная аттестация
Кол-во
Сроки
часов
проведения
1 полугодие Олимпиада первого уровня
2
январь
2 полугодие

Олимпиада второго уровня

2

май

3 полугодие

Олимпиада третьего уровня

2

январь

4 полугодие

Олимпиада четвертого уровня

2

май

Для отслеживания и фиксации образовательных результатов предусмотрены
следующие формы: журнал посещаемости, протоколы родительских собраний,
анкетирование родителей, внутренний мониторинг (тестирование обучающихся),
протоколы олимпиад.
Для демонстрации образовательных результатов родители обучающихся приглашаются на
олимпиады, проводимые в конце каждого года обучения, родительские собрания.

11

2.4. Оценочные материалы
Для определения уровня усвоения Программы применяются два вида мониторинга:

 внутренний (наблюдение);
 внешний (участие в итоговом тестировании (олимпиаде).
Внутренний мониторинг.
В начале каждого полугодия обучения проводится первичная фиксация уровня знаний,
где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует
индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания.
В конце полугодия проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят
педагогу проследить динамику уровня усвоения программы.
Таблица индивидуального мониторинга освоения программы
Год обучения
Ф.И.О.
Возраст
Показатели для мониторинга
Уровень на
Уровень на
начало
конец
учебного года
Учебногогода
Умение
работать
в
тетради
(постановка
рукипринаписаниицифр)
Эмоциональная вовлеченность ребенка в работуна
занятии
Знание арифметических знаков (цифры от 0до9)
Знание арифметический знаков (числа от 10 до100 и
больше, знак «+», «-»)
Умение считать на счётах – Абакус (работа двумя
руками, работа пальцами)
Умение совершать арифметические действия на
абакусе и ментально («+», «-»):
Цепочка однозначных чисел
Цепочка двухзначных чисел
Цепочка трёхзначных чисел
Цепочка четырёхзначных чисел
Скорость выполнения задания/правильность
решения арифметических действий:
На счётах «Абакус»
при ментальном счете (скорость, кол-во чисел)
- упражнения на развитие логического мышления
- упражнения на глазодвигательную реакцию

12

Самодисциплина
ребенка
при
выполнении
заданий
Умение
соединять
выполнение
нескольких
действий одновременно( счет+ стихотворение)
взаимодействие с семьей, вовлеченность семьи в
создание развивающей среды, создания
комфортных
условий
для
выполнения
домашнего задания (не более 20 минут в день).
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и
определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в
зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка.
Уровни освоения программы
1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными
полученными знаниями.
2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает
ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами.
Самостоятелен при выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития
ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его
предшествующих результатов.
Внешний мониторинг.
В конце учебного года 1 раз проводится мониторинг в виде олимпиады по ментальной
арифметике. Олимпиада – это мощная мотивация на дальнейшее развитие, на усердные
занятия и новые победы. В нашей олимпиаде - главное участие. Участники олимпиады
будут соревноваться в трех основных номинациях: счет на абакусе, счет в уме и логические
задачи.
2.5. Методические рекомендации
Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной программе –
дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности
«Ментальная математика» смотри в Приложении.

3. Перечень оборудования и технических средств
Материал
Ноутбук
Интерактивный стол
Индивидуальные счёты Абакус
Демонстрационные счеты Абакус
Стол, стул

Количество
1
1
11
1
5,11

Примечание
Для работы педагога
Для демонстрации информации
Для работы детей в классе и дома
Для работы педагога
Индивидуальное рабочее место ребенка
13

Принтер
Флеш-карты
Настольно-печатные игры
Интерактивные, онлайн игры

1
11

Для распечатки материала
Для работы педагога и детей

4. Списоклитературы
Для педагогов:
1. Бенджамин. А. Секреты ментальной математики. 2014. — 247 с. — ISBN: N/A.
2. Депман Иван Яковлевич. История арифметики. Пособие для учителей. Издание второе,
исправленное. М., Просвещение, 1965 — 416 с.
3. Депман И. Мир чисел М.1966г.
4. Ефимова О.А.Методические рекомендации по организации курса «Ментальная
арифметика.Сложение, вычитание».Казань 2019г.
4. Куторги М. «О счётах у древних греков» («Русский вестник», т. СП, стр. 901 и след.)
Для обучающихся:
1. Ментальная арифметика «Juniors» Рабочая тетрадь 1,2, 3, 4; 2019г.
Дляродителей:
1. Ганиев Р., Багаутдинов Р. Ментальная арифметика. Знакомство. Траст,2017г.

2. Малсан Би. Ментальная арифметика. Для всех. Ridero,2017г.
Электронныересурсы
1. www.abakus-center.ru

2. www.advancecenter.kz
3. ru.wikipedia.org/wiki/Арифметика
4. Онлайн-платформаКомпании«AmaKids»

14

Олимпиада первого уровня
Задание 1
Запиши числа, которые показывает абакус

Задание 2
Ментальный счет
1

2

3

4

6

7

8

9

5

10

15

Задание 3

16

Задание 2
Ментальный счет

Ответы
Задание 1
23
12
22
56

24
49

15
18

33
34

17
27

35
22

41
13

21
38

21
25

Задание 2 Ментальный счет

Задание 3
1
37
17
67
63
26

2
10
27
29
62
55

3
15
11
26
21
37

4
20
54
75
56
65

5
14
77
79
60
54

6
13
77
67
33
12

7
37
73
54
65
27

8
27
57
55
77
54

9
26
1
72
10
0

10
22
44
29
24
23

17

Олимпиада второго уровня

18

19

20

Олимпиада третьего уровня
Задание 1

Задание 2
Ментальный счет
1

2

3

4

6

7

8

9

5

10

21

Задание 3

22

Задание 2
Ментальный счет

23

Ответы
Задание 1

Задание 2 Ментальный счет

Задание 3
1
1 138
135
113
101
557

2

3
396
109
113
331
752

4
505
577
96
41
717

5
186
423
937
46
732

6
257
623
307
149
768

7
396
913
160
561
657

8
201
894
728
557
938

9
446
832
890
548
1718

255
912
273
798
1508

10
361
1110
350
769
922

24

Олимпиада четвертого уровня
1этапМентальныйдиктант
Реши ментально и запиши ответ в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

2этап
ПростойсчетБлокА
Реши наментальнойкартеи запиши ответ в таблицу:
1
2
3
4
5
6
7
5
2
1
5
4
3
5
3
1
5
3
5
-2
3
-2
5
2
-2
-3
5
-1
1
5
4
-1

2
1
2
5

3
4
5
-3

1
33
-11
22
-33

2
44
-11
-11
22

3
33
11
-22
-11

1
44
-22
-22
11

2
22
11
-33
44

1
22
52
-63
35

2
78
-18
25
-35

1

2

4
5
4
-2

7
3

9

10

8
2
-1
5

9
3
5

10
2
1
5

9
2
5
2

10
5
4
-3

-2

5
5
3
-2

6
2
5

5

8
4
5
-1

4
44
-22
11
-33

5
33
-22
11
11

6
44
-11
-22
11

7
33
-11
11
11

8
44
-11
-22
11

9
33
-11
22
-11

10
44
-11
-33
22

3
33
-11
-11
22

4
44
-22
11
-22

5
33
-22
11
22

6
44
-33
22
-11

7
22
-11
33
-22

8
44
-22
-22
11

9
33
-11
-11
33

10
44
-33
22
-11

3
86
-25
38
-54

4
35
14
50
-46

5
29
20
-38
86

6
68
21
-74
30

7
46
53
-85
15

8
87
12
-74
13

9
97
-35
27
10

10
88
-36
47
-93

-1

-1

25

22
12
-33
35

87
-15
-21
35

26

Блок Б
Реши наабакусе (соробане)и запиши ответ в таблицу:
1
2
3
4
5
6
7
110
550
221
112

1

155
304
353
222
2

424
555
-313
-666
1

252
525
121
-666
2

666
222
111
-777
1

909
-808
202
-101
2

747
152
-855
100

999
-333
-555
222

333
555
-888
111

909
-707
-202
881

111
665
223
-988

3

4

5

557
332
110
-535

888
-555
-111
-111

166
122
-277
533

3

4

5

616
313
-111
-717

828
-727
323
-111

455
533
11
-777

3

4

5

161
333
-153
-231

699
-544
-155
678

321
678
-542
-251

881
116
-777
555

6
505
202
101
-707
6
757
242
-522
-222

12
8
-5
3

13
1
1
3

14
5
-3
0

15
2
5
-3

7
828
-525
141
555
7
818
-707
535
353

9

577
111
211
-888

8
979
-323
-555
122
8
888
111
-555
-222

10
366
122
-55
511

555
333
111
-888

9
553
441
-882
112

10
777
-266
252
121

9
990
-220
-110
-550

10
663
111
115
-223

6
337
512
150
-773

3этап
Счет с формулами БлокА
Реши наментальнойкартеи запиши ответ в таблицу:
1
2
3
4
5
6
4
2
9
5
5
3
1
2
-4
-1
-1
2
2
1
-1
5
-4
1
11
7
-5
3

199
300
-466
400

8

16
7
-5
4

7
9
-6
2

8
4
0
2

9
5
-2
5

10
6
-2
5

17
4
4
-1

18
3
4
-5

19
5
-4
7

20
5
2
-4

27

1
24
20
1

2
89
-25
11

3
23
11
11

4
66
-11
-10

5
15
-11
55

6
32
11
52

7
22
22
2

8
21
53
22

9

1
55
-12
33

2
21
31
33

3
28
-15
23

4
21
35
-23

5
16
20
-33

6
24
24
-36

7
32
14
52

8
51
14
21

9

31
15
-32

10
18
-13
-2

22
13
-

10
27
-14
11

14

Блок Б
Реши наабакусе (соробане)и запиши ответ в таблицу:
1
2
3
4
5
6
7

8

9

10

114
221
-110

224
121
100

334
551
-120

758
-112
101

751
-211
155

133
321
500

313
132
-100

253
242
-200

751
-221
200

857
-122
100

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

212
113
111

223
311
-500

622
331
-400

571
-311
200

365
-153
211

114
224
100

341
104
-200

253
144
500

751
-241
322

856
-346
239

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».