Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочая программа курса Становление информационного общества СОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.09.09 08:43:46 +05'00'

Рабочая программа учебного курса «Становление информационного общества»
для обучающихся на уровне среднего общего образования
10-11 классы
Планируемые результаты освоения учебного
В результате изучения курса обучающиеся будут
- иметь представление об основных концепциях постиндустриального,
информационного общества;
- знать исторические явления и процессы, послужившие причиной кризиса
индустриальной общественной модели и перехода к современной стадии развития ;
- соотносить современные экономические, социальные, политические процессы с
динамикой становления информационного общества;
-понимать взаимосвязь современных экономических, социальных, политических
новаций с глубинными изменениями в системе мышления человека;
- выявлять в окружающей жизни факты и процессы, присущие индустриальной и
постиндустриальной (информационной)общественным моделям;
- осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по изучаемой
проблематике;
- уметь формулировать самостоятельную точку зрения и аргументировать
собственное мнение в ходе дискуссии по проблемам становления
информационного общества, перспектив и противоречий этого процесса.
- способствовать развитию критического самостоятельного мышления
обучающихся, их коммуникативной культуры.
Учебный план среднего общего образования предусматривает обязательное
изучение курса по выбору «Становление информационного общества» в объёме 68
часов. В том числе в 10 классе - 34 часа, в 11 классе – 34 часа.
Содержание курса. 10 класс.
Раздел 1. «Одномерный человек» (Г. Маркузе)
Тема 1
Конец «государства благосостояния» 2 часа
«Кейнсианская революция» и становление «смешанной экономики» в ведущих
странах Запада. Влияние НТР на динамику экономических процессов. Противоречия
экономической модели «государства благосостояния». Предпосылки системного кризиса
индустриальной модели экономического роста. «Нефтяной шок» и структурный
экономический кризис 1970-х годов.
Тема 2
«Общество потребления» 2 часа
«Исчезновение классов»: эволюция собственности, трудовых отношений и
предпринимательства в середине XX века. Новые формы социальной стратификации.
Статусная престижность. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х
годов.
Тема 3
Протестная культура 2 часа
Молодёжное движение конца 1960-х годов. «Новые левые». Контркультура:
музыкальная, сексуальная и психоделическая революция. Возникновение экологического
движения. Феминизм.
Тема 4
«Новое индустриальное общество»: pro et contra 2 часа

Становление
и
эволюция
технократического
взгляда
на
общество.
«Менеджериальное
общество»
и
«корпоративный
капитализм».
Критика
технократических концепций в теории «массового общества».
Концепция «нового индустриального общества» Дж. Гэлбрейта. Г. Маркузе об
«одномерном человеке» и «Великом отказе»
Раздел 2. «Третья волна» (Э. Тоффлер)
Тема 5
У истоков постиндустриальной экономики 2 часа
Переход от ресурсозатратной к ресурсосберегающей модели экономического роста.
Социально-экономические реформы «неоконсерваторов». Приоритеты экономической
политики в ведущих странах Запада на рубеже XX - XXI веков.
Тема 6
«Человеческий капитал» 2 часа
От «человеческих отношений на производстве» к теории «человеческого капитала».
Эволюция социальной структуры западного общества в конце XX века. Проблемы
демографии, миграций, межэтнических отношений. «Мультикультурализм» и его
противоречия.
Тема 7
Неоконсервативная революция и вызов «новых правых» 2 часа
«Неоконсервативная революция» в общественно-политической мысли и духовной
сфере. Возникновение проблемы идентичности. «Новые правые» о проблемах западного
общества и путях их решений.
Тема 8
Концепции постиндустриального общества 2 часа
Возникновение теорий «постиндустриального общества», «Пост-капитализма» или
«пост-современность»? Модерн как «незавершённый проект» Д. Белл о «сервисном
обществе». Концепция «третьей волны» Э. Юффлера.
Раздел 3. «Бизнес со скоростью мысли» (Б. Гейтс)
Тема 9
«Информационная революция» и инновационная экономика 2часа
Эволюция компьютерных технологий и «информационная революция» конца XX
века. Инновационная модель экономического роста. Новые формы производственной
культуры.
Тема 10
Постматериализм: миф или реальность? 2 часа
Изменение социальной структуры населения в условиях «информационной
революции». Информационное общество-«общество знаний» или «общество брендов»?
Имидж как статусный фактор социализации человека в информационном обществе.
Тема 11
В поисках «третьего пути» 2часа
«Конец истории» как завершение идеологической конфронтации (Ф. Фукуяма).
«Третий путь» современной социал-демократии. Идеология коммунитаризма.
Современный христианский солидаризм.
Тема 12
Концепция информационного общества 2 часа
«Новая волна» постиндустриальных исследований и формирование концепций
информационного общества.
М. Кастельс об «информационной эпохе». Миросистемный анализ И. Валлерстайна.
Раздел 3. «Кто мы?» (С. Хантингтон)
Тема 13
Виртуальный мир глобальной экономики 2 часа

Глобализация как экономический процесс и культурно-историческое явление. От
либерализации к виртуализации глобальной экономики. Изменение динамики
экономического развития в начале XXI века.
Тема 14
Кризис идентичности 2 часа
Поиск идентичности как глобальная проблема современного общества. Homo ludens
(человек играющий). Кризис самоидентификации человека в условиях информационной
экспансии и виртуализации общественных отношений. Маргинализация традиционного
сознания.
Тема 15
Политика и безопасность «после 11 сентября» 2 часа
Проблема «кризиса демократии» на рубеже XX - XXI веков. Public relations в
системе политических отношений. Мир «после 11 сентября»: «столкновение
цивилизаций» или шаг к управляемой демократии?
Тема 16
Современный мир в зеркале постмодерна 2 часа
«Модерн - модернизм – постмодерн» как культурологический и исторический
дискурс. Роль постмодернистской культуры в формировании современной картины мира.
Теория симулякров Ж. Бодрийяра. «Ризома» как символ информационного общества
(от «шизоанализа» к синергетической парадигме).
Тема 17
Повторительно-обобщающее занятие. «Становление информационного общества»
2 часа
Проблемы кризиса индустриальной общественной модели и перехода к
постиндустриальной модели социально-экономического развития. Исторический
материал, относящийся к периоду 60- первой половины 70-х гг. События второй
половины 70-80-х гг.
Содержание курса. 11 класс.
Раздел 1. Одномерный человек. 8 часов.
Кейнсианская революция и становление смешанной экономики в ведущих странах
Запада. Влияние НТР на динамику экономических процессов. Противоречия
экономической модели государства благосостояния. Предпосылки системного кризиса
индустриальной модели экономического роста. Нефтяной шок и структурный кризис
1970-х годов.
Исчезновение собственности: эволюция собственности, трудовых отношений и
предпринимательства в середине XX века. Новые формы социальной стратификации.
Статусная престижность. Общество потребления и причины его кризиса в конце 1960-х гг.
Молодежное движение конца 1960-х гг. Новые левые. Контркультура: музыкальная,
сексуальная и психоделическая революция. Возникновение экологического движения.
Феминизм.
Становление и эволюция технократического взгляда на общество. Менеджиральное
общество и корпоративный капитализм. Критика технократических концепций в теории
массового общества. Концепция нового индустриального общества Дж. Гелбрейта. Г.
Маркузе об одномерном человеке и «Великом отказе».
Раздел 2. Третья волна. 8 часов.
Переход от ресурсозатратной к ресурсосберегающей модели экономики. Социальноэкономические реформы «неоконсерваторов». Приоритеты экономической политики в
ведущих странах запада на рубеже XX-XXI веков.
От «человеческих отношений» на производстве к теории «человеческого капитала».
Эволюция социальной структуры общества в конце XX века. Проблемы демографии,
миграции, межэтнических отношений. «Мультикультурализм» и его противоречия.

Неоконсервативная революция в общественно-политической мысли и духовной сфере.
Возникновение проблемы идентичности. «Новые правые» о проблемах западного
общества и путях их решений.
Возникновение теорий постиндустриального общества. «Пост-капитализм» или «Постсовременность»? Модерн как незавершенный проект. Д.Белл о «сервисном» обществе.
Концепция «третьей волны» Э. Юффлера.
Раздел 3. Бизнес со скоростью мысли. 8 часов.
Эволюция компьютерных технологий и информационная революция конца XXвека.
Инновационная модель экономического роста. Новые формы производственной культуры.
Изменение социальной структуры населения в условиях информационной революции.
Информационное общество – общество знаний или общество брэндов? Имидж как
статусный фактор социализации человека.
«Конец истории» как завершение идеологической конфронтации (Ф.Фукуяма). «Третий
путь» современной социал-демократии. Идеология коммунитаризма. Современный
христианский солидаризм.
«Новая волна» постиндустриальных исследований и формирование концепции
информационного общества М.Кастельс об информационной эпохе. Миросистемный
анализ И.Валлерстайна.
Раздел 4. Кто мы? 8 часов
Глобализация как экономический процесс и культурно-историческое явление. От
либерализации к виртуализации глобальной экономики. Изменение динамики
экономического развития в начале XXI века.
Поиск идентичности как глобальная проблема современного общества. «Человек
играющий». Кризис самоидентификации человека в условиях информационной экспансии
и виртуализации общественных отношений. Маргинализация традиционного сознания.
Проблема «кризиса демократии» на рубеже веков. Мир «после 11 сентября»:
столкновение цивилизаций или шаг к управляемой демократии
Обобщение. 2 часа
Поурочное тематическое планирование для 10 класса
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема занятий
Конец «государства благосостояния»
Конец «государства благосостояния»
«Общество потребления»
«Общество потребления»
Протестная культура
Протестная культура
«Новое индустриальное общество»: pro et contra
«Новое индустриальное общество»: pro et contra
У истоков постиндустриальной экономики
У истоков постиндустриальной экономики
«Человеческий капитал»
«Человеческий капитал»
Неоконсервативная революция и вызов «новых правых»
Неоконсервативная революция и вызов «новых правых»
Концепции постиндустриального общества
Концепции постиндустриального общества
«Информационная революция» и инновационная экономика
«Информационная революция» и инновационная экономика
Постматериализм: миф или реальность?

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Постматериализм: миф или реальность?
В поисках «третьего пути»
В поисках «третьего пути»
Концепция информационного общества
Концепция информационного общества
Виртуальный мир глобальной экономики
Виртуальный мир глобальной экономики
Кризис идентичности
Кризис идентичности
Политика и безопасность «после 11 сентября»
Политика и безопасность «после 11 сентября»
Современный мир в зеркале постмодерна
Современный мир в зеркале постмодерна
Повторительно-обобщающее занятие. «Становление информационного
общества»
Проблемы информационной революции и современного кризиса
идентичности
Поурочное тематическое планирование для 11 класса

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Тема занятий
Конец «государства благосостояния»: кейнсианская революция.
Системный кризис индустриальной модели экономического роста
Общество потребления: исчезновение классов
Новые формы социальной стратификации
Протестная культура
Контркультура и ее формы
Новое индустриальное общество
Критика технократических концепций в теории массового общества
У истоков постиндустриальной экономики
Приоритеты экономики в странах Запада в начале XXI века
Человеческий капитал в современной экономике.
«Мультикультурализм» и крах теории
Неоконсервативная революция в общественно-политической мысли
Возникновение проблемы идентичности
Теория постиндустриального общества
Концепция третьей волны
Информационная революция конца XX века
Инновационная модель экономического роста
Изменение социальной структуры населения в условиях информационной
революции
Имидж как статусный фактор социализации человека
«Конец истории» как завершение идеологической конфронтации
В поисках нового пути
Концепции информационного общества
Концепции информационного общества
Глобализация как экономический процесс
Глобализация как культурно-историческое явление
Поиск идентичности как глобальная проблема современного общества
Маргинализация традиционного сознания
Проблема кризиса демократии на рубеже XX-XXI веков

30
31
32
33
34

Проблема кризиса демократии на рубеже XX-XXI веков
Модерн и постмодернизм как культурологическое явление
Символы информационного общества
Мир и мы
Мир и мы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для 10-11 классов
1. Мультимедийный компьютер с графической операциональной системой,
универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами
и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью
подключения к Internet.
2. Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, Интернет,
создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного
учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий
3. Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков CD R, CD RW, MP3, а
также магнитных записей.
Литература.
1. Кастельс М. Информационная эпоха. М., 2000.
2. Маркузе Г.Одномерный человек. М., 1994.
3. Хантингтон С. Третья волна: Демократизация в конце XX века. М., 2003.
4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
5. Философский энциклопедический словарь. М. 1989.
6. Аберкрамби Н. Социологический словарь. – М.: ЗАО "Изд-во "Экономика", 2004.
7. Барт Р. Дискурс истории. Барт Р. Система моды: М., 2004
8. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 2004
9. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004
10. Полякова Н.Л. XXвек в социологических теориях общества. М., 2004
11. Хантингтон С. Кто мы? М., 2004
12. Программа элективного курса «Становление информационного общества» М.В.
Пономарева, «Программы элективных курсов. История. 10-11 классы» Авторы: М.В.
Пономарев, А.М. Родригес и др. М., Дрофа, 2007

Ресурсы Интернет
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
БиблиотекаГумер. Библиотека книг по гуманитарным наукам http://www.gumer.info/
• Мир медиа XXIhttp://npi.ru
• Информационные ресурсы России http:// iworld.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».