Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа курса Становление информационного общества СОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.09.09 08:43:46 +05'00'

Рабочая программа учебного курса «Становление информационного общества»
для обучающихся на уровне среднего общего образования
10-11 классы
Планируемые результаты освоения учебного
В результате изучения курса обучающиеся будут
- иметь представление об основных концепциях постиндустриального,
информационного общества;
- знать исторические явления и процессы, послужившие причиной кризиса
индустриальной общественной модели и перехода к современной стадии развития ;
- соотносить современные экономические, социальные, политические процессы с
динамикой становления информационного общества;
-понимать взаимосвязь современных экономических, социальных, политических
новаций с глубинными изменениями в системе мышления человека;
- выявлять в окружающей жизни факты и процессы, присущие индустриальной и
постиндустриальной (информационной)общественным моделям;
- осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по изучаемой
проблематике;
- уметь формулировать самостоятельную точку зрения и аргументировать
собственное мнение в ходе дискуссии по проблемам становления
информационного общества, перспектив и противоречий этого процесса.
- способствовать развитию критического самостоятельного мышления
обучающихся, их коммуникативной культуры.
Учебный план среднего общего образования предусматривает обязательное
изучение курса по выбору «Становление информационного общества» в объёме 68
часов. В том числе в 10 классе - 34 часа, в 11 классе – 34 часа.
Содержание курса. 10 класс.
Раздел 1. «Одномерный человек» (Г. Маркузе)
Тема 1
Конец «государства благосостояния» 2 часа
«Кейнсианская революция» и становление «смешанной экономики» в ведущих
странах Запада. Влияние НТР на динамику экономических процессов. Противоречия
экономической модели «государства благосостояния». Предпосылки системного кризиса
индустриальной модели экономического роста. «Нефтяной шок» и структурный
экономический кризис 1970-х годов.
Тема 2
«Общество потребления» 2 часа
«Исчезновение классов»: эволюция собственности, трудовых отношений и
предпринимательства в середине XX века. Новые формы социальной стратификации.
Статусная престижность. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х
годов.
Тема 3
Протестная культура 2 часа
Молодёжное движение конца 1960-х годов. «Новые левые». Контркультура:
музыкальная, сексуальная и психоделическая революция. Возникновение экологического
движения. Феминизм.
Тема 4
«Новое индустриальное общество»: pro et contra 2 часа

Становление
и
эволюция
технократического
взгляда
на
общество.
«Менеджериальное
общество»
и
«корпоративный
капитализм».
Критика
технократических концепций в теории «массового общества».
Концепция «нового индустриального общества» Дж. Гэлбрейта. Г. Маркузе об
«одномерном человеке» и «Великом отказе»
Раздел 2. «Третья волна» (Э. Тоффлер)
Тема 5
У истоков постиндустриальной экономики 2 часа
Переход от ресурсозатратной к ресурсосберегающей модели экономического роста.
Социально-экономические реформы «неоконсерваторов». Приоритеты экономической
политики в ведущих странах Запада на рубеже XX - XXI веков.
Тема 6
«Человеческий капитал» 2 часа
От «человеческих отношений на производстве» к теории «человеческого капитала».
Эволюция социальной структуры западного общества в конце XX века. Проблемы
демографии, миграций, межэтнических отношений. «Мультикультурализм» и его
противоречия.
Тема 7
Неоконсервативная революция и вызов «новых правых» 2 часа
«Неоконсервативная революция» в общественно-политической мысли и духовной
сфере. Возникновение проблемы идентичности. «Новые правые» о проблемах западного
общества и путях их решений.
Тема 8
Концепции постиндустриального общества 2 часа
Возникновение теорий «постиндустриального общества», «Пост-капитализма» или
«пост-современность»? Модерн как «незавершённый проект» Д. Белл о «сервисном
обществе». Концепция «третьей волны» Э. Юффлера.
Раздел 3. «Бизнес со скоростью мысли» (Б. Гейтс)
Тема 9
«Информационная революция» и инновационная экономика 2часа
Эволюция компьютерных технологий и «информационная революция» конца XX
века. Инновационная модель экономического роста. Новые формы производственной
культуры.
Тема 10
Постматериализм: миф или реальность? 2 часа
Изменение социальной структуры населения в условиях «информационной
революции». Информационное общество-«общество знаний» или «общество брендов»?
Имидж как статусный фактор социализации человека в информационном обществе.
Тема 11
В поисках «третьего пути» 2часа
«Конец истории» как завершение идеологической конфронтации (Ф. Фукуяма).
«Третий путь» современной социал-демократии. Идеология коммунитаризма.
Современный христианский солидаризм.
Тема 12
Концепция информационного общества 2 часа
«Новая волна» постиндустриальных исследований и формирование концепций
информационного общества.
М. Кастельс об «информационной эпохе». Миросистемный анализ И. Валлерстайна.
Раздел 3. «Кто мы?» (С. Хантингтон)
Тема 13
Виртуальный мир глобальной экономики 2 часа

Глобализация как экономический процесс и культурно-историческое явление. От
либерализации к виртуализации глобальной экономики. Изменение динамики
экономического развития в начале XXI века.
Тема 14
Кризис идентичности 2 часа
Поиск идентичности как глобальная проблема современного общества. Homo ludens
(человек играющий). Кризис самоидентификации человека в условиях информационной
экспансии и виртуализации общественных отношений. Маргинализация традиционного
сознания.
Тема 15
Политика и безопасность «после 11 сентября» 2 часа
Проблема «кризиса демократии» на рубеже XX - XXI веков. Public relations в
системе политических отношений. Мир «после 11 сентября»: «столкновение
цивилизаций» или шаг к управляемой демократии?
Тема 16
Современный мир в зеркале постмодерна 2 часа
«Модерн - модернизм – постмодерн» как культурологический и исторический
дискурс. Роль постмодернистской культуры в формировании современной картины мира.
Теория симулякров Ж. Бодрийяра. «Ризома» как символ информационного общества
(от «шизоанализа» к синергетической парадигме).
Тема 17
Повторительно-обобщающее занятие. «Становление информационного общества»
2 часа
Проблемы кризиса индустриальной общественной модели и перехода к
постиндустриальной модели социально-экономического развития. Исторический
материал, относящийся к периоду 60- первой половины 70-х гг. События второй
половины 70-80-х гг.
Содержание курса. 11 класс.
Раздел 1. Одномерный человек. 8 часов.
Кейнсианская революция и становление смешанной экономики в ведущих странах
Запада. Влияние НТР на динамику экономических процессов. Противоречия
экономической модели государства благосостояния. Предпосылки системного кризиса
индустриальной модели экономического роста. Нефтяной шок и структурный кризис
1970-х годов.
Исчезновение собственности: эволюция собственности, трудовых отношений и
предпринимательства в середине XX века. Новые формы социальной стратификации.
Статусная престижность. Общество потребления и причины его кризиса в конце 1960-х гг.
Молодежное движение конца 1960-х гг. Новые левые. Контркультура: музыкальная,
сексуальная и психоделическая революция. Возникновение экологического движения.
Феминизм.
Становление и эволюция технократического взгляда на общество. Менеджиральное
общество и корпоративный капитализм. Критика технократических концепций в теории
массового общества. Концепция нового индустриального общества Дж. Гелбрейта. Г.
Маркузе об одномерном человеке и «Великом отказе».
Раздел 2. Третья волна. 8 часов.
Переход от ресурсозатратной к ресурсосберегающей модели экономики. Социальноэкономические реформы «неоконсерваторов». Приоритеты экономической политики в
ведущих странах запада на рубеже XX-XXI веков.
От «человеческих отношений» на производстве к теории «человеческого капитала».
Эволюция социальной структуры общества в конце XX века. Проблемы демографии,
миграции, межэтнических отношений. «Мультикультурализм» и его противоречия.

Неоконсервативная революция в общественно-политической мысли и духовной сфере.
Возникновение проблемы идентичности. «Новые правые» о проблемах западного
общества и путях их решений.
Возникновение теорий постиндустриального общества. «Пост-капитализм» или «Постсовременность»? Модерн как незавершенный проект. Д.Белл о «сервисном» обществе.
Концепция «третьей волны» Э. Юффлера.
Раздел 3. Бизнес со скоростью мысли. 8 часов.
Эволюция компьютерных технологий и информационная революция конца XXвека.
Инновационная модель экономического роста. Новые формы производственной культуры.
Изменение социальной структуры населения в условиях информационной революции.
Информационное общество – общество знаний или общество брэндов? Имидж как
статусный фактор социализации человека.
«Конец истории» как завершение идеологической конфронтации (Ф.Фукуяма). «Третий
путь» современной социал-демократии. Идеология коммунитаризма. Современный
христианский солидаризм.
«Новая волна» постиндустриальных исследований и формирование концепции
информационного общества М.Кастельс об информационной эпохе. Миросистемный
анализ И.Валлерстайна.
Раздел 4. Кто мы? 8 часов
Глобализация как экономический процесс и культурно-историческое явление. От
либерализации к виртуализации глобальной экономики. Изменение динамики
экономического развития в начале XXI века.
Поиск идентичности как глобальная проблема современного общества. «Человек
играющий». Кризис самоидентификации человека в условиях информационной экспансии
и виртуализации общественных отношений. Маргинализация традиционного сознания.
Проблема «кризиса демократии» на рубеже веков. Мир «после 11 сентября»:
столкновение цивилизаций или шаг к управляемой демократии
Обобщение. 2 часа
Поурочное тематическое планирование для 10 класса
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема занятий
Конец «государства благосостояния»
Конец «государства благосостояния»
«Общество потребления»
«Общество потребления»
Протестная культура
Протестная культура
«Новое индустриальное общество»: pro et contra
«Новое индустриальное общество»: pro et contra
У истоков постиндустриальной экономики
У истоков постиндустриальной экономики
«Человеческий капитал»
«Человеческий капитал»
Неоконсервативная революция и вызов «новых правых»
Неоконсервативная революция и вызов «новых правых»
Концепции постиндустриального общества
Концепции постиндустриального общества
«Информационная революция» и инновационная экономика
«Информационная революция» и инновационная экономика
Постматериализм: миф или реальность?

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Постматериализм: миф или реальность?
В поисках «третьего пути»
В поисках «третьего пути»
Концепция информационного общества
Концепция информационного общества
Виртуальный мир глобальной экономики
Виртуальный мир глобальной экономики
Кризис идентичности
Кризис идентичности
Политика и безопасность «после 11 сентября»
Политика и безопасность «после 11 сентября»
Современный мир в зеркале постмодерна
Современный мир в зеркале постмодерна
Повторительно-обобщающее занятие. «Становление информационного
общества»
Проблемы информационной революции и современного кризиса
идентичности
Поурочное тематическое планирование для 11 класса

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Тема занятий
Конец «государства благосостояния»: кейнсианская революция.
Системный кризис индустриальной модели экономического роста
Общество потребления: исчезновение классов
Новые формы социальной стратификации
Протестная культура
Контркультура и ее формы
Новое индустриальное общество
Критика технократических концепций в теории массового общества
У истоков постиндустриальной экономики
Приоритеты экономики в странах Запада в начале XXI века
Человеческий капитал в современной экономике.
«Мультикультурализм» и крах теории
Неоконсервативная революция в общественно-политической мысли
Возникновение проблемы идентичности
Теория постиндустриального общества
Концепция третьей волны
Информационная революция конца XX века
Инновационная модель экономического роста
Изменение социальной структуры населения в условиях информационной
революции
Имидж как статусный фактор социализации человека
«Конец истории» как завершение идеологической конфронтации
В поисках нового пути
Концепции информационного общества
Концепции информационного общества
Глобализация как экономический процесс
Глобализация как культурно-историческое явление
Поиск идентичности как глобальная проблема современного общества
Маргинализация традиционного сознания
Проблема кризиса демократии на рубеже XX-XXI веков

30
31
32
33
34

Проблема кризиса демократии на рубеже XX-XXI веков
Модерн и постмодернизм как культурологическое явление
Символы информационного общества
Мир и мы
Мир и мы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для 10-11 классов
1. Мультимедийный компьютер с графической операциональной системой,
универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами
и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью
подключения к Internet.
2. Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, Интернет,
создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного
учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий
3. Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков CD R, CD RW, MP3, а
также магнитных записей.
Литература.
1. Кастельс М. Информационная эпоха. М., 2000.
2. Маркузе Г.Одномерный человек. М., 1994.
3. Хантингтон С. Третья волна: Демократизация в конце XX века. М., 2003.
4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.
5. Философский энциклопедический словарь. М. 1989.
6. Аберкрамби Н. Социологический словарь. – М.: ЗАО "Изд-во "Экономика", 2004.
7. Барт Р. Дискурс истории. Барт Р. Система моды: М., 2004
8. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 2004
9. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М., 2004
10. Полякова Н.Л. XXвек в социологических теориях общества. М., 2004
11. Хантингтон С. Кто мы? М., 2004
12. Программа элективного курса «Становление информационного общества» М.В.
Пономарева, «Программы элективных курсов. История. 10-11 классы» Авторы: М.В.
Пономарев, А.М. Родригес и др. М., Дрофа, 2007

Ресурсы Интернет
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
БиблиотекаГумер. Библиотека книг по гуманитарным наукам http://www.gumer.info/
• Мир медиа XXIhttp://npi.ru
• Информационные ресурсы России http:// iworld.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».