Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Рабочая программа курса Проба пера ООО 8- 9 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Дата: 2024.09.16 13:48:57 +05'00'

Рабочая программа учебного курса «Проба пера»
для обучающихся на уровне основного общего образования
8-9 классы
Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Проба пера» на уровне основного общего
образования подготовлена на основе ФГОС ООО (Приказ Минпросвещения России от
31 05 2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05
07 2021 г. рег. номер — 64101), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, является
частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
«Приданниковская СОШ».
Федеральная образовательная программа по русскому языку на уровне
основного общего образования направлена в большей степени на совершенствование
умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения, повышение речевой
культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие
коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Данный курс ориентирован на полноценное овладение культурой речи во всех её
аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на совершенствование
коммуникативных умений и навыков как социально значимых.
Место курса в учебном плане
Программа курса «Проба пера» составлена для обучающихся 8 - 9 классов ( в 8
классе 1 час в неделю – всего 34 часа годовых; в 9 классе 0,5 часа в неделю – всего 17
часов годовых)
Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности
«Проба пера»
Программа учебного курса «Проба пера» ориентирована на успешное выполнение
творческого задания в виде
жанра эссе (сочинения-рассуждения) на итоговой
аттестации по русскому языку. Данному виду работы по развитию речи в программе
русского языка 5-9 класса уделялось недостаточное внимание, что не дает возможности
должным образом подготовить учащихся к выполнению задания третьей части задания
ОГЭ, которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности
умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи.
Цели изучения учебного курса
Рабочая программа курса имеет цель: обучение конструированию текста типа
рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать
прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль,
формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с
учётом стиля и типа речи. Таким образом, система работы по обучению написанию
сочинения-рассуждения позволит достичь предметных, метапредметных и личностных
результатов обучения.
Программа способствует решению следующих задач:
- учить выразительно читать, глубоко осмысливать
художественный текст и
оформлять результаты этого понимания;

-учить писать сочинения-рассуждения в соответствии с поставленной задачей,
связно и точно излагать свои мысли;
- формировать и развивать умения понимать чужую мысль и правильно откликаться
на неё, обучать аналитическому комментированию прочитанного повествовательного
художественного текста, анализировать его;
- познакомить со способами толкования значения слова;
- формировать умение искать и обрабатывать информацию;
- сформировать умение формулировать тезис и адекватно его аргументировать;
- формировать навыки составления собственного текста: учить делать, используя
различные методики и пошаговые алгоритмы, рабочие записи, работать с черновиками,
исправлять логические, грамматические и речевые ошибки;
- развивать владение нормами русского языка и языковую культуру.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Проба пера»
Программа курса «Проба пера» направлена на развитие универсальных учебных
действий:
Личностные УУД:
- формирование интереса, положительной мотивации;
- способность выражать свое личное отношение, положительно относиться к учению,
познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения,
совершенствовать имеющиеся;
- готовность участвовать в творческом созидательном процессе.
Коммуникативные УУД:
- уметь работать и взаимодействовать в группе, анализировать своё и чужое творчество,
- корректно высказываться о работах товарищей;
- адекватно воспринимать критику и предложения;
- включаться в группу или коллектив и вносить свой вклад.
Познавательные УУД:
-учиться получать информацию, развивать навыки освоения и практического
использования понятийного аппарата;
- устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, учиться
строить умозаключения и принимать решения на основе полученной информации, а
также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её
сопоставления с имеющимся жизненным опытом;
- использовать новые технологии информации и коммуникации;
- консультироваться у учителя;
Регулятивные УУД:
- формировать способность ставить новые цели и задачи, планировать их реализацию,
осуществлять выбор эффективных путей и средств их достижения, контролировать и
оценивать свои действия, вносить коррективы, формировать способность к
проектированию;
- уметь противостоять неуверенности и сложности; преодолевать трудности;
- занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
- приниматься за дело, организовывать свою работу, принимать решения, находить
новые решения:
- оценивать произведения литературы; принимать решение в проблемной ситуации на
основе сотрудничества и переговоров.
Работа с фрагментами уникальных текстов из банка ФИПИ над пониманием
прочитанного
способствует формированию внутренней позиции личности,
воспитанию любви к языку, Родине, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего

поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде; формированию национального самосознания, гражданственности, патриотизма,
уважения к историческому прошлому и созидательному труду на благо страны.
Личностные результаты освоения рабочей программы по курсу «Проба пера»
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с
традиционными российскими
социокультурными
и
духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по курсу «Проба пера» для
основного общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с
оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:

- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых
литературных произведений;
- осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий
и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек для физического и психического
здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из
литературных произведений;
- уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев
на страницах литературных произведений;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении
произведений русского фольклора и литературы;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного литературного образования;
- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
С целью реализации воспитательного потенциала данного курса планируется
использовать следующие методы, формы и приёмы, виды деятельности:
– лингвокультурологический анализ таких важных понятий, как «Родина», «Отечество»,
«патриот», «гражданин», «преданность», «верность», «долг», «подвиг», «защитник»,
«труд», «служение», «созидание» и др.
- выяснение этимологии слов, значений фразеологизмов, пословиц, поговорок,
национальной специфики сравнений;
– составление ассоциативных полей со словом, фразеологизмом, происхождение которых
связано с историей, культурой народа;
– лингвистический комментарий или лингвокультурологический анализ текстов, в которых
раскрываются факты духовной и материальной культуры русского и других народов
России: традиции, мораль, быт, жизненная философия, ценности, национальные символы;
– беседа, разъяснения учителя, раскрывающие смысл текстов патриотического
содержания, постановка проблемных вопросов;
– устные и письменные высказывания обучающихся на морально-этические темы
(воспитательный аспект реализуется в самовыражении обучающихся в процессе создания
ими собственных оригинальных текстов в устной и письменной форме);
– написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма, например: «С чего
начинается Родина?», «Я горжусь своей страной», «Что значит быть патриотом?»,
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин),
«Герои в отечественной истории», «Что значит быть гражданином?», «В чём может
проявляться любовь к своему Отечеству?», «Согласны ли Вы с утверждением В.Г.
Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и
человечеству»?» и др.;
– использование межпредметных связей русского языка с литературой, историей и
другими учебными предметами; акцентирование внимания на идеях, формирующих
патриотизм и гражданственность. В воспитательных целях рекомендуется использование
проблемноситуативных заданий, которые предусматривают подробный анализ ситуации с
поиском собственного варианта её решения.
Формы и методы обучения:
-словарная работа
- выразительное чтение
- исследования текста
- эвристическая беседа
- практикумы
- индивидуальная работа
- групповые занятия
- конкурсы
- выставки
- мастер-класс

- самостоятельная творческая работа (индивидуальная и групповая)
- творческие мастерские
Виды деятельности обучающихся:
1.
2.

Работа в творческих группах (практикумы, исследования текста).
Творческие работы: самостоятельное написание творческих работ.

Для формирования у обучающихся социально ответственного поведения, умения
корректно относиться к иным точкам зрения, проявлять уважительное отношение к
собеседнику, аргументированно высказывать свою точку зрения, формулировать выводы,
для развития личностных качеств (патриотизма, гражданственности, добросовестности,
ответственности, критического отношения к собственным словам и действиям и др.)
рекомендуется использовать активные методы и формы обучения: групповые и парные
формы работы, «мозговой штурм», дискуссию, коллективные творческие дела, проекты.
Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения,
составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи –
развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора; - высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать
(выстраивать логическую цепочку рассуждений);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.
Содержание учебного курса
Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Особенности текстарассуждения. Логика построения текста-рассуждения. Тезис. Варианты формулировки
тезиса. Правила подбора аргументов (доводов). Иллюстрация доводов примерами. Вывод
как обязательный компонент структуры текста-рассуждения. Логика развития мысли в
тексте-рассуждении (работа со схемой сочинения-рассуждения) Правила сохранения
тезиса
в
сочинении-рассуждении.
Композиция
сочинения-рассуждения.
Последовательность и связность всех частей сочинения-рассуждения. Средства связи
микротем в сочинении-рассуждении. Средства межфразовых связей в сочинениирассуждении. Вступление в сочинении-рассуждении. Основная часть сочинениярассуждения. Деление на абзацы основной части сочинения. Заключение в сочинении.
Обобщения различного уровня в тексте-рассуждении. Речевое оформление сочинения.
Грамматические формы и лексические средства, используемые в речевом оформлении
сочинения-рассуждения. Предупреждение речевых ошибок.
Тематическое планирование
8 класс
№
п/п

Тема урока
“Путь к слову” – путь к мысли и творчеству

Кол-во
часов

1

2
3.
4.

5.

6

7

8

9.

10.

11.

12.
13.
14

15.

16

17.
18.

Вводный урок. Задачи курса и планы на учебный год. «Развиваем дар
слова». Словесность как словесное творчество. «Слово – одежда всех
фактов, всех мыслей». Д.С.Лихачев о слове и филологии (выдержки
из статьи 44 «Писем о добром и прекрасном». Работа с текстом статьи.
Роль слова в текстах художественной литературы. Учитель словесности в
рассказе В. Астафьева «Жив» (школьное сочинение). Мастерская слова.
Слово о слове. Писатели, поэты, учёные о богатстве и
в ыразительности русского слова. Эссе о слове и о языке.
Слово о природе. Осенние пейзажи в произведениях писателейклассиков. (Пушкина, и др.) Пробы пера. Осенняя экскурсия и эссе об
осени.
Язык художественной литературы. Художественно-изобразительные
средства в тексте Н. Рыленова «Рыжебородый Сентябрь» (смешанный
тип речи). Подробный пересказ. Сохранение языковых средств,
создающих выразительность текста.
Диагностика словарного запаса учащихся. Тренировка в определении
понятий доброта, дружба,, жизнь, любовь, совесть и др. Слово в
словарях.
Экскурсия в школьную библиотеку. «Словари – наши помощники».
Тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях.
“От слова к тексту”
Вглубь текста. Повторение теоретических сведений на углубленной и
практической основе. Типология текстов. Стили текста и их основные
черты. Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста.
Жанры художественного и публицистического стиля.
Лингвистический анализ текста. (И.Медведева «Поговорим о
бабушках»). Анализ строения и языковых средств, создающих
выразительность текста. Пересказ.
Устные изложения с элементами описания внешности человека, его
характера по тексту из Ю.Алексина «Они были идеальными». Письмо
как жанр сочинения. Письмо, адресованное мальчишкам довоенной
поры.
Текстоведческий анализ письма Д.С.Лихачёва о памяти. Подготовка к
сочинению-рассуждению.
“От готового текста – к собственному тексту”
Обучение сжатому изложению. Приемы сжатия текста
Написание сжатого изложения по тексту Ю. Яковлева «Солнце с белыми
лучами».
Композиция сочинения-рассуждения.
Сочинение-рассуждение в жанре эссе на тему «Слово как источник
счастья». Анализ образцов ученических сочинений – победителей
литературных конкурсов.
Приемы создания сочинения-рассуждения на основе прочитанного
текста. Моделирование вступления, основной части, заключения. Речевые
клише.
Обучение сочинению-рассуждению по высказыванию из текста по
теме
«Память о предках» (по Ю.Ляликовой, Н.Сениной, 2022 г. - стр 143).
Правила написания эссе. Анализ образцов победителей и призёров
литературных конкурсов (о родном крае) .
Проблемы текстов. Создание текста рассуждения для конкурса
юных ораторов о том, что волнует, особенно интересует.

1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1
1
1

1

1

1
1

19
20.
21.
22.

23
24
25.
26
27
28

29

30
31
32

33

34

№ п/п
1

2
3

Жанр сказки. Изложение публицистического текста на экологическую
тему (проблему) «Старая сказка на новый лад».
Жанр художественной публицистики. Проблемный очерк «Голубая ель».
Сочинение-рассуждение на экологическую проблему.
Обучение сочинению-рассуждению на основе прочитанного текста П.
Васильева «Уродина» и по сформулированному определению: «Как вы
понимаете значение слова красота».(Сенина Н.А., стр. 162).
Порассуждаем о сострадании и доброте на основе прочитанных текстов.
Работа с материалами по теме «Природа». Рассуждения по
прочитанным текстам.
Работа с материалами по теме «Драгоценные книги». Рассуждения
с применением примеров-аргументов.
Отзыв и аннотация как жанры сочинения. Отзыв по повести
Г.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо».
Сочинение аннотации к художественному произведению. Повесть
Железнякова «Чучело».
Урок-рассуждение «Гуси-лебеди роняют перышки, чтобы сказка на
земле жила» (по мотивам рассказа Е.Носова «Белый гусь», миниатюры
Леонарда да Винчи «Лебедь» и др. Письменный проект-описание
памятника верной и гордой птице.)
«В памяти моей такая скрыта мощь…». Проблема памяти в литературе.
Рассказ Н.Евдокимова «Степка, мой сын». Отзывы о прочитанных
книгах о войне.
Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку.
Ознакомление с демоверсией.
Выразительное чтение и пересказ текста об Алексее Маресьеве.
(КИМ, вариант 7)
Монологическое
высказывание.
Описание
фотографии.
Темы
«Семейный альбом», «Семейные реликвии» (КИМ , варианты 6,10 по сб.
Егораевой Г.Т.). Шаблон к описанию фотографии. Диалоги экзаменатора
с собеседником по темам.
Монологические высказывания. Повествование на основе жизненного
опыта (Путешествие, которое мне запомнилось). Рассуждение по
поставленному вопросу (Нужно ли беречь родной язык?) Диалоги
экзаменатора с собеседником по темам.
Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…» Защита проекта.
Сборник работ учащихся «Творческая мастерская». Эссе «О времени и
о себе». Рассуждение «Что значит быть патриотом?».
Всего:
Тематическое планирование
9 класс
Тема занятия
Типы речи и виды сочинений. Алгоритм написания сочинения ОГЭ.
Структура сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом
текста. Критерии оценки сочинения Типы формулировок тем сочинений.
Особенности текста рассуждения на примере эссе о дружбе.
Лог Логика (план) построения текста-рассуждения. Анализ структуры с
текста-рассуждения по теме «Драгоценные книги».
Учимся формулировать тезис. Способы толкования значения слова. Как

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1

1

1

34

Кол-во
часов
1

1

4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17

правильно прокомментировать данное Вами определение. Коллективный
практикум по теме «Любовь».
Как Учимся доказывать тезис: правила подбора аргументов (доводов).
Р Практикум по тексту В. Пескова на тему «Бескорыстность».
Практическая работа. Учимся находить аргументы в исходном тексте
по теме «Настоящее искусство».
Учимся аргументировать. Практическая работа по текстам на тему
«Доброта».
Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из жизненного опыта
(на примере тем: «Нравственный выбор». «Прийти на помощь»).
Иллюстрация доводов примерами. Практикум по тексту на тему «Си
«Сила духа».
Практическая работа. Подбираем примеры к доводам прочитанного
текста по теме «Отзывчивость».
Вывод как обязательный компонент структуры текста-рассуждения.
Анализ образцов сочинений-рассуждений
на тему «Жизненные
ценности».

1

Учимся писать вывод сочинения. Практическая работа по текстам на
тему «Счастье».
Лог Логика развития мысли в тексте-рассуждении (работа со схемой
сочинения-рассуждения по тексту об уважении к человеку).
Практическая работа. Построение логических схем к текстам по теме
темам «Красота», «Творчество».
Правила сохранения тезиса в сочинении-рассуждении. Анализ образцов
сочинений-рассуждений по тексту на тему «Зависть».
Практикум. Сохранение логики текста. Работа с текстами по теме
«Любознательность».
Композиция
сочинения-рассуждения.
Последовательность
и
связность всех частей сочинения-рассуждения. Анализ образца
творческой работы на тему «Цель в жизни».
Клише (типовые конструкции и фразы) для написания сочинения ОГЭ
13.3.
Всего:

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».