Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Приданниковская средняя общеобразовательная школа»
Муниципального образования Красноуфимский округ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Дата: 2024.08.30 15:01:49 +05'00'
Приложение 2
к Адаптированной основной
общеобразовательной программе для
обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (умственной отсталостью),
утвержденной приказом №100/1.от 29.08.24
г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(умственной отсталостью)
(Вариант 1)
на 2024 – 2025 учебный год
Красноуфимский округ городской округ, Свердловская область
2024 г.
1
.
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план МАОУ «Приданниковская СОШ» (далее - Учебный план),
реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план является частью адаптированной основной образовательной
программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной
отсталостью) (Вариант 1) Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Приданниковская средняя общеобразовательная школа».
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) составлен на основе
следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ (в соответствии с действующим законодательством);
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для
обучающихся с умственной отсталостью, утверждённый приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря
2010г. N189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» С
изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г., 22
мая 2019 г.;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021
года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" (с изменениями на 30 декабря 2022
года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г.
№ 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
Федеральная
адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждена приказом Министерством Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
г. № 1026;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений
в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных адаптированных образовательных программ» от 17 июля 2024 г. N 495
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2024 г. N 79163);
3
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» от 28 августа 2020 г. № 442;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников» (Зарегистрировано в Минюсте России
01.11.2022 N 70799);
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с
последующими изменениями и дополнениями);
Устав МАОУ «Приданниковская СОШ»;
Локальные акты образовательного учреждения.
Учебный план МАОУ «Приданниковская СОШ», реализующей АООП для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует
общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
В соответствии с требованиями Стандарта (п. 1. 13), который устанавливает сроки
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в течение 9-13 лет годовой и недельный учебный планы МАОУ
«Приданниковская СОШ» представлен в варианте 1 ― I-IV; V-IX классы (9 лет).
Данный вариант сроков обучения учитывает:
особенности психофизического развития обучающихся, сформированность у них
готовности к школьному обучению и имеющиеся особые образовательные потребности;
наличие комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и
материально-технические) в МАОУ «Приданниковская СОШ».
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по IX класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических
часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических
часов на 2 этапе обучения (V - IX класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей
и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
4
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться
для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется
в соответствии с представленными ниже учебными планами.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
-формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных
курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное
на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю
из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в
неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся
и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
5
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в
силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования).
Обучающихся с умственной отсталостью, которые получают инклюзивное
образование, в силу особенностей своего психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов, обеспечиваются тьюторской
поддержкой.
Срок обучения по АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
(умственной отсталостью) составляет – 9 лет.
6
Учебный план обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант I)
I-IV классы
на 2024-2025 учебный год
Количество часов в Всего
неделю
Предметные области
Учебные предметы
I
II III IV
Обязательная часть
1.1. Русский язык
3
3
3
3
12
1. Язык и речевая практика
1.2.Чтение
3
4
4
4
15
1.3.Речевая практика
2
2
2
2
8
2. Математика
2.1.Математика
3
4
4
4
15
3.Естествознание
3.1. Мир природы и человека
2
1
1
1
5
4.1. Музыка
2
1
1
1
5
4. Искусство
4.2. Рисование (изобразительное
1
1
1
1
4
искусство)
5.1. Адаптивная физическая
5. Физическая культура
3
3
3
3
12
культура
6. Технологии
6.1. Труд (технология)
2
1
1
1
5
Итого по обязательной части
21 20 20 20
81
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
МАОУ «Приданниковская СОШ»
Инфознайка
1
1
1
3
Секреты русского языка
1
1
1
3
Человек и его среда
1
1
1
3
Итого по части, формируемой участниками образовательных
3
3
3
9
отношений
ИТОГО недельная нагрузка
21 23 23 23
90
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия
1
1
1
1
4
Ритмика
1
1
1
1
4
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
2
2
8
Итого по коррекционным занятиям
4
4
4
4
16
Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
1
1
1
1
4
Недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
26 28 28 28
110
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Филиал МАОУ «Приданниковская СОШ» - Чувашковская ООШ
Инфознайка
1
1
1
3
Секреты русского языка
1
1
1
3
Человек и его среда
1
1
1
3
Итого по части, формируемой участниками образовательных
3
3
3
9
отношений
ИТОГО недельная нагрузка
21 23 23 23
90
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия
1
1
1
1
4
Ритмика
1
1
1
1
4
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
2
2
8
Итого по коррекционным занятиям
4
4
4
4
16
Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
1
1
1
1
4
7
Недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
26
28
28
28
110
Годовой учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант I)
I -IV классы
на 2024-2025 учебный год*
Количество часов в Всего
неделю
Предметные области
Учебные предметы
I
II III IV
Обязательная часть
1.1. Русский язык
99 102 102 102 405
1. Язык и речевая практика 1.2.Чтение
99 136 136 136 507
1.3.Речевая практика
66 68 68 68 270
2. Математика
2.1.Математика
99 136 136 136 507
3.Естествознание
3.1. Мир природы и человека
66 34 34 34 168
4.1. Музыка
66 34 34 34 168
4. Искусство
4.2. Рисование (изобразительное
33 34 34 34 135
искусство)
5.1. Адаптивная физическая
5. Физическая культура
99 102 102 102 405
культура
6. Технологии
6.1. Труд (технология)
66 34 34 34 168
Итого по обязательной части
693 680 680 680 2733
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
МАОУ «Приданниковская СОШ»
Инфознайка
34 34 34 102
Секреты русского языка
34 34 34 102
Человек и его среда
34 34 34 102
Итого по части, формируемой участниками
0 102 102 102 306
образовательных отношений
ИТОГО недельная нагрузка
693 782 782 782 3039
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия
33 34 34 34 135
Ритмика
33 34 34 34 135
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
66 68 68 68 270
Итого по коррекционным занятиям
132 136 136 136 540
Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
33 34 34 34 135
Недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
858 952 952 952 3714
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Филиал МАОУ «Приданниковская СОШ» - Чувашковская ООШ
Инфознайка
34 34 34 102
Секреты русского языка
34 34 34 102
Человек и его среда
34 34 34 102
Итого по части, формируемой участниками
0 102 102 102 306
образовательных отношений
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия
33 34 34 34 135
Ритмика
33 34 34 34 135
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
66 68 68 68 270
Итого по коррекционным занятиям
132 136 136 136 540
Внеурочная деятельность
8
Разговоры о важном
Недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
33 34 34 34 135
858 952 952 952 3714
Учебный план обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант I)
V-IX классы
на 2024-2025 учебный год*
Предметные области
Класс
Количество часов
Всего
Учебные предметы
V
VI VII VIII IX
Обязательная часть
1. Язык и речевая
Русский язык
4
4
4
4
4
20
практика
Чтение (Литературное
4
4
4
4
4
20
чтение)
2. Математика
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
1
1
1
3
3. Естествознание
Природоведение
2
2
4
Биология
2
2
2
6
4. Человек и общество География
2
2
2
2
8
Основы социальной
2
2
2
2
2
10
жизни
Мир истории
2
2
История Отечества
2
2
2
6
5. Искусство
Музыка
1
1
Рисование
2
2
(изобразительное
искусство)
6. Физическая
Адаптивная физическая 2
2
2
2
2
10
культура
культура
7. Технология
Труд (технология)
6
6
7
7
7
33
Итого по обязательной части
27
28
29
29
29
142
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
МАОУ «Приданниковская СОШ»
Часть, формируемая участниками
2
2
1
1
1
7
образовательных отношений:
Спортивные игры
1
1
1
1
1
5
КБЖ
1
1
2
Максимально допустимая годовая нагрузка 29
30
30
30
30
149
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия
1
1
1
1
1
5
Развитие психомоторики и сенсорных
2
2
2
2
2
10
процессов
Коррекционно-развивающие занятия по
1
1
1
1
1
5
русскому языку
Коррекционно-развивающие занятия по
1
1
1
1
1
5
математике
Ритмика
1
1
1
1
1
5
9
Итого по коррекционным занятиям
6
6
6
6
6
30
Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
5
Я, ты, он, она вместе целая страна
1
1
Россия - мои горизонты
1
1
1
1
4
Мир мультимедиа
1
1
2
КБЖ
1
1
Итого часов внеурочной деятельности
3
3
3
2
2
13
Недельная нагрузка (при 5-дневной учебной
38
39
39
38
38
192
неделе)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Филиал МАОУ «Приданниковская СОШ» - Чувашковская ООШ
Часть, формируемая участниками
2
2
1
1
1
7
образовательных отношений:
Спортивные игры
1
1
1
1
1
5
КБЖ
1
1
2
Максимально допустимая годовая нагрузка
29
30
30
30
30
149
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия
1
1
1
1
1
5
Ритмика
1
1
1
1
1
5
Развитие психомоторики и сенсорных
10
2
2
2
2
2
процессов
Итого по коррекционным занятиям
4
4
4
4
4
20
Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
5
Мир мультимедиа
1
1
2
Россия – мои горизонты
1
1
1
1
4
Итого часов внеурочной деятельности
2
3
2
2
2
11
Недельная нагрузка (при 5-дневной учебной
35
37
36
36
36
180
неделе)
10
Годовой учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант I)
V-IX классы
на 2024-2025 учебный год
Предметные
Класс
Количество часов
Всего
области
Учебные предметы
V
VI
VII VIII IX
Обязательная часть
1. Язык и речевая
Русский язык
136 136 136 136 136
680
практика
Чтение (Литературное
136 136 136 136 136
680
чтение)
2. Математика
Математика
136 136 102 102 102
578
Информатика
34
34
34
102
3. Естествознание
Природоведение
68
68
136
Биология
68
68
68
204
4. Человек и
География
68
68
68
68
272
общество
Основы социальной
68
68
68
68
68
340
жизни
Мир истории
68
68
История Отечества
68
68
68
204
5. Искусство
Музыка
34
34
Рисование
(изобразительное
68
68
искусство)
6. Физическая
Адаптивная физическая
68
68
68
68
68
340
культура
культура
7. Технология
Труд (технология)
204 204 238 238 238
1122
Итого
918 952 986 986 986
4828
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Часть, формируемая участниками
68
68
34
34
34
238
образовательных отношений:
Спортивные игры
34
34
34
34
34
170
КБЖ
34
34
68
Максимально допустимая годовая нагрузка
986 1020 1020 1020 1020 5066
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия
34
34
34
34
34
170
Развитие психомоторики и сенсорных
68
68
68
68
68
340
процессов
Коррекционно-развивающие занятия по
34
34
34
34
34
170
русскому языку
Коррекционно-развивающие занятия по
34
34
34
34
34
170
математике
Ритмика
34
34
34
34
34
170
Итого по коррекционным занятиям
204 204 204 204 204
1020
Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
34
34
34
34
34
170
11
Я, ты, он, она вместе целая страна
34
34
Россия - мои горизонты
34
34
34
34
136
Мир мультимедиа
34
34
68
КБЖ
34
34
Итого часов внеурочной деятельности
102 102 102 68
68
442
Недельная нагрузка (при 5-дневной
1292 1326 1326 1292 1292 6528
учебной неделе)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Филиал МАОУ «Приданниковская СОШ» - Чувашковская ООШ
Часть, формируемая участниками
68
68
34
34
34
238
образовательных отношений:
Спортивные игры
34
34
34
34
34
170
КБЖ
34
34
68
Максимально допустимая годовая нагрузка
986 1020 1020 1020 1020 5066
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика):
Логопедические занятия
34
34
34
34
34
170
Ритмика
34
34
34
34
34
170
Развитие психомоторики и сенсорных
68
68
68
68
68
340
процессов
Итого по коррекционным занятиям
136 136 136 136 136
680
Внеурочная деятельность
Разговоры о важном
34
34
34
34
34
170
Мир мультимедиа
34
34
68
Россия – мои горизонты
34
34
34
34
136
Итого часов внеурочной деятельности
68 102 68
68
68
374
Недельная нагрузка (при 5-дневной
1190 1258 1224 1224 1224 6120
учебной неделе)
*В 2024-2025 учебном году обучение по адаптированной образовательной
программе для обучающихся с умственной отсталостью вариант I проходит в 3, 5, 6, 8
классах в МАОУ «Приданниковская СОШ» и в 2, 4, 5, 6, 7 и 9 классах в филиале МАОУ
«Приданниковская СОШ» - Чувашковская ООШ
12