МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Согласовано
на педагогическом совете
Протокол №2 от 29.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ «Приданниковская СОШ»
_____________ Дубовской В.Н.
(руководитель образовательной организации)
приказ № 100 от 29.08.2024 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-педагогическом консилиуме
1.
Общие положения
1.1. Психолого-педагогический консилиум (далее ППк) МАОУ «Приданниковская СОШ»,
является одной из форм взаимодействия специалистов, объединяющихся для
психолого-педагогического и социального сопровождения учащихся, имеющих
ограниченные возможности здоровья, а также учащихся, испытывающих трудности в
освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации.
1.2. ППк в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты
прав и законных интересов ребенка, Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным
законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» и другими федеральными законами, постановлениями Правительства Российской
Федерации, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013
№ 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»,
распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 г. N P-93 «Об
утверждении
примерного
положения
о
психолого-педагогическом
консилиуме
образовательной организации», Уставом школы, согласиями между школой и родителями
(законными представителями) обучающихся на психолого-педагогическое сопровождение
учащихся, настоящим Положением.
2. Цель и задачи Психолого-педагогического консилиума
2.1. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медикопедагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья,
а так же учащихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной
программы, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных возможностей
школы и в соответствии со специальными образовательными потребностями,
возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и
нервно-психического здоровья учащихся, в том числе на основании рекомендаций
территориальной ПМПк, ИПРА.
2.2. Задачи ППк:
1.
Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностика
проблем в развитии;
2.
Выявление актуальных и резервных возможностей учащегося;
3.
Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных
перегрузок и срывов;
4.
Определение характера, продолжительности и эффективности психологопедагогической помощи в рамках имеющихся в организации возможностей, в том
числе:
разработка, утверждение и реализация адаптированных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования по заключению
ТПМПК, ознакомление и согласование с родителями (законными представителями),
разработка рекомендаций по оптимизации образовательной деятельности учащихся
с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, учащихся,
испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы,
развитии и социальной адаптации (по запросу родителей (законных представителей),
5.
6.
педагогов);
отслеживание динамики в психофизическом развитии учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов, учащихся, испытывающих трудности в
освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации;
решение вопроса о создании условий, адекватных индивидуальным особенностям
учащихся: осуществление индивидуального подхода в рамках образовательной
деятельности, рекомендации, в случае необходимости, определения специальных
образовательных условий, в том числе перехода на адаптированную образовательную
программу, адаптированную основную общеобразовательную программу. Подготовка и
ведение документации, отражающей развитие учащегося, динамику его состояния,
овладение необходимыми навыками, умениями и знаниями, перспективное
планирование коррекционно-развивающей работы, оценку её эффективности.
Организация взаимодействия между специалистами, медицинскими работниками и
педагогическим коллективом организации, участвующими в работе с учащимся.
Направление учащегося на ТПМПК при возникновении трудностей диагностики, при
отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций консилиума.
3. Структура и организация деятельности консилиума
3.1. ППк создаётся приказом директора школы. Персональный состав специалистов
утверждается приказом директора.
3.2. Общее руководство ППк возлагается на директора.
3.3. Ведение работы по подготовке документов к заседанию, проверка готовности
специалистов и проведение заседаний ППк возлагается на заместителя директора по
ВР, курирующего данное направление.
3.4. Специалисты ППк выполняют соответствующую работу в рамках основного
рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, корректируя
индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на участие в
работе консилиума.
3.5. В состав ППк входят:
-заместители директора по УР и ВР,
-логопед,
-психолог,
-социальный педагог,
-педагогический работник, представляющий учащегося на ППк.
При отсутствии специалистов, они могут привлекаться к работе консилиума на
договорной основе. В качестве приглашенных на заседание ППк по их инициативе
могут быть родители (законные представители).
3.6. Специалисты несут персональную ответственность за конфиденциальность
информации об учащихся, проходивших обследование.
3.7. Психолого-педагогическое сопровождение, включающее обследование учащегося
специалистами ППк, осуществляется по инициативе родителей (законных
представителей) с их письменного согласия, которое заключается на период
получения образования учащегося в школе.
Обследование проводится каждым специалистом индивидуально с учётом возрастных
психофизических особенностей. По данным обследования каждым специалистом
составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
3.8. Для обследования учащегося на ППк должны быть представлены следующие
документы:
-характеристика учащегося, в которой должны быть отражены проблемы, возникающие
у педагога при работе с ребенком;
-письменные работы по русскому языку, математике, рисунки и другие результаты
самостоятельной работы учащегося;
-предварительные заключения (представления) специалистов (психолога, логопеда и
т.д.).
3.9. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования учащегося каждым
специалистом и составляется коллегиальное заключение.
3.10. В диагностически сложных или конфликтных случаях специалисты ППк направляют
учащегося на консультацию в ТПМПК либо к медицинскому специалисту.
3.11. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в
школе) осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) на
основании заключения ТПМПК.
3.12. В конце учебного года ППк анализирует результаты коррекционно- развивающего
обучения каждого учащегося, на основании динамического наблюдения принимает
решение о его дальнейшем обучении и воспитании.
3.13. Документация ППк:
- протоколы заседаний ППк,
- архив ППк,
- планы-отчёты
психолого-педагогических
реабилитационных
мероприятий,
предусмотренных ИПРА ребенка-инвалида,
- списки детей, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ППк;
- нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов
ППк.
Вся перечисленная документация является конфиденциальной и хранится у
заместителя директора по УВР, курирующего данное направление
4. Порядок подготовки и проведения ППк
4.1. Заседания подразделяются на плановые и внеплановые.
4.2. ППк работает по запросу.
Заседания консилиума созываются по запросам специалистов, педагогов, а также родителей
(законных представителей) учащегося. Поводом для заседания ППк является
отсутствие или отрицательная динамика обучения и развития.
Задачами внепланового заседания являются:
- решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным
обстоятельствам;
- изменение направлений ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в
случае её неэффективности.
4.3. Подготовка к проведению ППк.
4.3.1. Обсуждение проблемы обучающегося на заседании ППк планируется не позднее двух
недель до даты его проведения.
4.3.2. Председатель ставит в известность родителей (законных представителей) и
специалистов о необходимости обсуждения проблемы учащегося и организует
подготовку и проведение заседания.
4.3.3. Председатель ППк составляет список учащихся, которых планируется обследовать.
4.4. Порядок обследования учащегося специалистами ППк.
4.4.1. Обследование учащегося осуществляется по инициативе родителей (законных
представителей) с письменного их согласия, либо сотрудников школы с письменного
согласия родителей (законных представителей) учащегося.
4.4.2. Деятельность специалистов ППк по обследованию учащихся.
Социальный педагог
Логопед
предоставляет развёрнутую информацию о социально –
педагогической ситуации жизни учащегося: система
эмоциональных отношений ребенка к семье, сверстникам,
школе; социально-психологический статус ребенка в
семье, среди
сверстников, значимых взрослых; характеризует форму
семейного воспитания; анализирует психологический климат
в семье,
обобщает, систематизирует полученные диагностические
данные, готовит аналитические материалы
дает развернутую характеристику речевого развития
ребенка: устная речь (звукопроизношение, состояние
словаря,
грамматический строй речи, связная речь); письменная
речь (состояние чтения и письма); речевое окружение
ребенка
(недостатки речи у членов семьи, двуязычие и др.);
анализирует письменные работы детей, представленные
на консилиум,
результативность занятий с логопедом в дошкольном
возрасте;
обобщает,
систематизирует
полученные
диагностические данные, готовит аналитические материалы;
Классный
руководитель
Медицинский работник
Учитель
даёт развёрнутую педагогическую характеристику на
учащегося по предлагаемой форме: в том числе
школьную успешность, включающую в себя учебную
мотивацию, учебную самооценку, удовлетворенность своей
учебной
деятельностью;
развитие личности учащегося (уровень воспитанности,
взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, статус в
детском коллективе, интересы, увлечения); потребность в
помощи
со
стороны
участников
педагогического
консилиума; формулирует педагогические гипотезы,
выводы, рекомендации;
информирует о состоянии здоровья учащегося; даёт
рекомендации по режиму жизнедеятельности ребёнка;
обеспечивает и контролирует направление на консультацию
к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума
либо по мере
необходимости)
даёт развёрнутую педагогическую характеристику по
предлагаемой форме: школьную успешность, включающую в
себя
учебную
мотивацию,
учебную
самооценку,
удовлетворенность
своей
учебной
деятельностью;
познавательную деятельность учащегося в обучении (глубина
и прочность усвоения материала, пробелы в знаниях,
адаптивность к различным формам и методам обучения);
педагогический прогноз учебных возможностей; потребность
в помощи со стороны участников педагогического
консилиума;
формулирует
педагогические
выводы,
рекомендации.
4.4.4. Каждый специалист ППк составляет заключение по данным соответствующего
обследования, разрабатывает рекомендации.
4.4.5. Специалисты , ведущие непосредственную работу с учащимся, обязаны не позднее, чем
за три дня до проведения ППк предоставить рекомендации председателю ППк.
4.4.6. На период подготовки к заседанию ППки последующей реализации рекомендаций
учащемуся назначается специалист, курирующий образовательную и внеурочную
деятельность, коррекционно-развивающее обучение. Специалист отслеживает
динамику развития учащегося и эффективность оказываемой ему помощи и выходит
с инициативой повторных обсуждений.
4.5. Порядок проведения заседаний ППк.
4.5.1. ППк проводится под руководством председателя, а в его отсутствие – заместителя
председателя.
4.5.2. Председатель ППк имеет право назначить временного председателя на данное
заседание из числа высококвалифицированных специалистов.
4.5.3. Специалисты в устной форме дают свои заключения об учащемся.
Последовательность устанавливает председатель.На основании полученных данных
(представлений специалистов) коллегиально выявляется актуальная проблема развития
учащегося. Составляется заключение ППк и разрабатывается план психологопедагогического сопровождения учащегося.
4.5.4. Заключение специалистов, коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения
родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные
рекомендации реализуются только с их согласия.
4.5.5. При направлении обучающегося на территориальную ПМПК копия коллегиального
заключения выдаётся родителям (законным представителям) на руки. Возможно
сопровождение на заседание ПМПК специалистом ППк школы. В другие
организации заключения специалистов могут направляться только по официальному
запросу.
5. Права и обязанности специалистов ППк
5.1. Специалисты ППк имеют право:
самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы
с детьми и взрослыми, решать вопросы приоритетных направлений своей
деятельности;
обращаться к педагогическим работникам, администрации, родителям
(законным представителям) для координации работы;
проводить в организации индивидуальные и групповые обследования по
профилю своей деятельности с письменного согласия родителей (законных
представителей);
получать от директора организации информацию информативно-правового
и организационного характера, знакомиться с соответствующими документами; обращаться за консультацией в образовательные и медицинские организации, центры
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
вести просветительскую деятельность по пропаганде психолого-медикопедагогических знаний;
обобщать и распространять опыт своей работы, выпускать буклеты,
методические разработки, рекомендации и т.д.
5.2. Специалисты ППк обязаны:
рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей
профессиональной компетенции;
в решении вопросов исходить из интересов ребёнка, задач его обучения,
воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими
нормами, обеспечивая полную конфиденциальность информации; -принимать
решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью,
чести и достоинству учащихся родителей (законных представителей), педагогических
работников;
оказывать помощь администрации, педагогическому коллективу
организации, родителям (законным представителям) в решении проблем, связанных
с обеспечением полноценного психического развития, эмоционально-волевой
сферы учащихся и индивидуальному подходу к ребёнку;
содействовать созданию благоприятного психологического климата в
организации;
разрабатывать индивидуальные программы коррекционно-развивающей
работы с обучающимися, испытывающими трудности в
образовательной программы, развитии и социальной адаптации;
освоении
основной
осуществлять профилактику физических, интеллектуальных и психических
нагрузок, эмоциональных срывов;
готовить подробное заключение о состоянии развития и здоровья
учащегося для представления на консилиум, территориальную ПМПК.
Ответственность специалистов ППк.
5.3. Специалисты ППк несут ответственность за:
адекватность используемых диагностических и коррекционных методов;
обоснованность рекомендаций;
конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
соблюдение прав и свобод личности учащегося;
ведение документации и её сохранность.
Документация ППк
1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк;
2. Положение о ППк;
3. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
4. Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк;
5. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического
консилиума.
6. Протоколы заседания ППк;
7. Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение.
8. Журнал направлений обучающихся на ПМПК.