МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИДАННИКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ
ОКРУГ
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ПРИДАННИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА"МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОУФИМСКИЙ ОКРУГ
Дата: 2024.10.30 17:30:45 +05'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Информационные технологии в мире профессии»
для обучающихся 9 классов
1. Пояснительная записка
Современное общество уже давно вступило в эру информационных
технологий. И в новом тысячелетии наиболее актуальным становится
необходимость всестороннего использования компьютерных технологий в
образовательном и профессиональном пространстве. Системное внедрение в
работу новых информационных технологий открывает возможность
качественного усовершенствования учебного процесса в освоении и
применении на практике в своей будущей профессии и позволяет вплотную
подойти к разработке информационно-образовательной среды, обладающей
высокой степенью эффективности обучения и образования.
Дополнительная общеразвивающая программа относится к технической
направленности и рассчитана на последовательное освоение теоретических и
практических знаний, а также закрепление материала на учебной практике.
Актуальность данной программы состоит в том, что она предоставляет
возможность общаться (устно и письменно) на иностранном языке на
профессиональные повседневные темы, переводить (со словарем)
иностранные тексты профессиональной направленности, самостоятельно
пополнять словарный запас технических терминов, используя знания языков
программирования, языков разметки, применяя графические Photoshop и
другие графические редакторы. Одним из главных аспектов воспитания и
развития, обучающихся в процессе овладения программой является
интеллектуальное и информационно-техническое развитие учащихся. В
настоящее время объем и уровень сложности информации, предлагаемой для
усвоения, постоянно увеличивается, поэтому процесс интеллектуального
развития требует интенсификации информационных технологий.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы состоит в том, что она построена в соответствии с требованиями
современного общества, обеспечивает самоопределение личности в
профессии IT специалиста, создает условия мотивации к познанию и
творчеству, самореализации, оказывает помощь в поиске своего места в
современном информационном мире. А информационные процессы являются
фундаментальной составляющей картины мира и будущего.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что
на занятиях обучающиеся развивают технические способности в области
современных компьютерных технологий, помогающих им в будущей
профессии, формируют исследовательские навыки, улучшают умственное
развитие и расширяют их кругозор.
Цель
дополнительной
общеразвивающей
программы:
формирование информационной культуры, овладение обучающимися
знаниями и умениями, необходимыми для работы с компьютерной графикой
и ранняя профессиональная социализация через освоение лексических
единиц и грамматического минимума, чтения, перевода иностранных текстов
профессиональной направленности.
Задачи:
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и команде.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием.
Обучить сопровождению программного обеспечения и использованию
программ в области профессиональной деятельности.
Развивать навыки работы с компьютером.
Развивать стремление в достижении поставленной цели, активность,
самостоятельность.
Воспитывать аккуратность при выполнении работ.
1. Обучающие:
формировать у учащихся навыки и умения при работе с
различными видами программных продуктов для ПК:
- текстовый процессор (редактор);
- настольные издательские системы;
- электронные таблицы;
- системы управления базами данных;
- электронные записные книжки;
- электронные календари;
информационные
системы
функционального
назначения
(финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.);
- экспертные системы и т.д.
сформировать и расширять знания в области информационных
технологий, необходимой для выполнения задач профессиональной
деятельности.
2
применять полученные знания в профессии;
способствовать профессиональной ориентации обучающихся в области
современных компьютерных технологий.
2. Развивающие:
развивать трудовые умения и навыки;
развивать
творческую
активность,
любознательность,
самостоятельность, целеустремленность,
развивать мышление, память, внимание;
развивать терпение, усидчивость.
3. Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, инициативу в работе;
воспитывать умение работать в коллективе;
воспитывать аккуратность при выполнении работ.
Программа отличается от других программ тем, что:
- позволяет расширить кругозор в области ИКТ и использовать полученные
знания в будущей профессии;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и технических
способностей обучающихся;
- практикоориентируемая и позволяет выполнить конкретный проект своими
руками.
Тематическая направленность
В программу включен теоретический и практический материал, который
наиболее интересен обучающимся объединения. Содержание практических
работ могут корректироваться в зависимости от желания обучающихся,
наличия материалов, средств и др.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения.
Этапы реализации программы
Первый этап – начальной подготовки:
- использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации
на английском языке;
- обрабатывать текстовую и табличную информацию;
- использовать деловую графику и мультимедиа технологии.
Второй этап – учебно-развивающий:
- создавать презентации на английском языке;
3
-применять специализированное программное обеспечение для сбора,
хранения и обработки информации в соответствии с изучаемой
профессиональной лексикой.
Третий этап – работы по усовершенствованию:
- работать с текстовым процессором (редактор);
- работать с версткой и полиграфией;
-работать с электронными таблицами - компьютерной программой,
позволяющей проводить вычисления с данными;
- познакомиться с общими характеристиками системы управления
базами данных;
- создавать электронные календари.
Форма и режим занятий
Основная форма занятий – групповая, она связана со сменой
деятельности. Продолжительность основного занятия составляет 2 часа с
учетом здоровьесберегающих технологий: организационных моментов,
упражнения, динамических пауз и рациональной организации учебного
процесса. Занятия обычно строятся по принципу: теоретический материал,
основная часть, перерыв (гимнастика, паузы), повторение и закрепление.
Ожидаемые результаты и способы их результативности
Будут знать
Будут уметь
- Понимать сущность и социальную
- ориентироваться в мире
значимость своей будущей профессии,
информационных
проявлять к ней устойчивый интерес.
технологий;
-Организовывать собственную деятельность,
-общаться (устно и
выбирать типовые методы и способы
письменно) на иностранном
выполнения профессиональных задач,
языке на профессиональные
оценивать их эффективность и качество.
и повседневные темы;
-Принимать решения в стандартных и
- переводить (со словарем)
нестандартных ситуациях и нести за них
иностранные тексты
ответственность.
профессиональной
-Осуществлять поиск и использование
направленности;
информации, необходимой для эффективного
-самостоятельно
выполнения профессиональных задач,
совершенствовать устную и
профессионального и личностного развития.
письменную речь,
-Использовать информационнопополнять словарный запас
коммуникационные технологии в
через иноязычную лексику
4
профессиональной деятельности.
-Работать в коллективе и команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
-Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
-Ориентироваться в условиях частой смены
технологий в профессиональной деятельности
Виды контроля:
Входной контроль – наблюдение, беседа.
Промежуточный- тесты, практическая работа
Итоговый контроль – практическая работа, выполнение проекта.
Способы оценки уровня освоения программы обучающимися
Предметом диагностики и контроля является внешние образовательные
продукты, созданные обучающимися, умение применять специализированное
программное обеспечение для сбора, хранения и обработки информации в
соответствии с изучаемой профессиональной лексикой.
Обучающийся выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из
задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью
выделяются и поясняются критерии оценки, обучающиеся учатся
формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и
особенностей проекта.
Проверка достигаемых обучающимися образовательных результатов
производится в следующих формах:
1) текущий рефлексивный анализ, контроль и самооценка выполняемых
заданий;
2) взаимооценка работ друг друга или работ, выполненных в группах;
3) публичная защита выполненных работ (индивидуальных или групповых).
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования
информационной и коммуникативной компетентностью обучающихся.
Обучение по данной программе предполагает использование в учебном
процессе методические материалы, а также используются наглядные
материалы.
5
Формы подведения итогов
В процессе реализации Программы, обучающиеся выполняют
контрольные работы на проверку материалов конкретных тем. В рамках
промежуточной аттестации проверочные работы способствуют закреплению
знаний и служат регулярным индикатором успешности образовательного
процесса.
Итоговая аттестация проходит в форме защиты индивидуальных
проектов в виде готового продукта с оценкой педагога и обучающихся
группы.
2. Учебно - тематический план
Формы
аттестации/
контроля
Количество часов
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Тема
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Информационные технологии в
профессиональной
деятельности
Понятие
информационной
технологии и ее свойства.
Автоматизированная обработка
информации
Назначение,
состав,
характеристики компьютерной
техники
Программное
обеспечение
информационной технологии
Операционные системы и среды
Операционная
система
Windows XP
Технология
обработки
текстовой информации
Технология
обработки
числовой информации
Технология
создания
компьютерных презентаций
Компьютерные сети
Глобальная сеть Интернет
Информационная безопасность
Всего
Теоретические
занятия
2
2
Практические
занятия
Входной
контроль
(наблюдение)
2
1
1
2
1
1
4
2
2
2
1
1
3
1
2
3
1
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
2
Промежуточный
контроль
2
6
14 .
Защита проектов
4
ИТОГО
80
4
24
Итоговая
аттестация.
Защита
проектов
56
Содержание программы
1. Инструктаж по технике безопасности. Информационные технологии в
профессиональной деятельности.
Теория: Требования по технике безопасности. Понятие информационных
технологий, применение IТ в профессиональной деятельности.
2. Понятие информационной технологии и ее свойства.
Теория: Информационные технологии, как процессы, методы поиска, сбора,
хранения, обработки, предоставления, распространения информации
Сущность,
методы
и
средства
информационной
технологии.
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Практика: Работа над техническим текстом. Основные свойства
информационной технологии. Использование грамматики англ. языка в
диалогической речи.
3. Автоматизированная обработка информации
Теория:
Автоматизированная
обработка:
сбор,
передача,
переработка информации об объекте, для реализации функций управления.
Практика: Перевод текста, используя аппаратные средства и программное
обеспечение (ПО).
4. Назначение, состав, характеристики компьютерной техники.
Теория: Состав ПК и основные характеристики устройств. «Обработка
навыков ввода информации с помощью клавиатуры (клавиатурный
тренажёр)».
Практика: Работа с техническим профессиональным словарем. Изучение
лексики и грамматики.
5.Программное обеспечение информационной технологии.
Теория: Понятие информационной технологии, виды и применение в
профессии.
Практика: Работа с текстом: основные характеристики программ,
требования к операционной системе, объем памяти.
7
6.Операционные системы и среды.
Теория: Операционная система как специальный уровень программного
обеспечения, отвечающий за управление всеми устройствами компьютера и
обеспечивающий пользователя простым, доступным интерфейсом,
программами для работы с аппаратурой.
Практика: Использовать различные виды операционных систем и среды в
работе (работа с техническим словарем, создание презентации)
7. Операционная система Windows XP
Теория: Windows XP и характеристика операционной системы. Объекты
Рабочего стола и Панель задач.
Практика: Использование Windows XP в профессии. Работа с техническим
словарем.
8.Технология обработки текстовой информации.
Теория: Обработка текстовой информации.
Практика: Разработка плаката на основе готовых шаблонов. Создание
сложных текстовых документов. Приемы работы с формулами в текстовом
процессоре Word.
9. Технология обработки числовой информации.
Теория: Технология обработки числовой информации.
Практика: Работа над англоязычном текстом с изучением применения
технологической обработки числовой информации. Приемы работы в
табличном процессоре Excel, Экономические работы в Excel. Графические
возможности Excel.
10.Технология создания компьютерных презентаций.
Теория: Публичный способ представления информации. Компьютерная
презентация – мультимедийный продукт, представляющий собой
последовательность выдержанных в одном графическом стиле слайдов,
содержащих текст, рисунки, фотографии, анимацию, видео и звуковой ряд.
Практика: Создания компьютерных презентаций (знать лексику и уметь
рассказать на примере). Приемы создания презентации в Microsoft Power
Point. Способы оформления презентации. Принципы планирования показа
презентации.
11. Компьютерные сети.
8
Теория: Понятие и назначение компьютерных сетей. Аппаратура сети. Виды
компьютерных сетей.
Практика: овладеть компьютерной терминологией, и усовершенствовать
свои навыки английского языка.
12. Глобальная сеть Интернет
Теория: Принципы работы в сети Интернет. Сервисные услуги в сети
Интернет.
Практика: Технология создания Web-страниц. Изучение интернета.
Использование проф. лексики в диалогической речи
13.Информационная безопасность
Практика: Понятие и виды компьютерных вирусов. Методы защиты от
компьютерных вирусов. Организация безопасной работы с компьютерной
техникой.
14. Защита проектов.
Практика. Защита проектов. Итоговая аттестация.
Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика: первичная (на первом занятии) и итоговая (июнь).
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
1. Итоговые занятия.
2. Зачетные занятия и выполнение итоговых комплексных работ.
3. Отчетные (защита проектов) в конце учебного года.
Критерии замера прогнозируемых результатов
1. Педагогическое наблюдение, беседа.
2. Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через
выполнение практических работ.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
Педагогические наблюдения.
Открытые занятия с последующим обсуждением.
Итоговые занятия.
Участия в конкурсах, фестивалях.
9
4. Методическое обеспечение программы
Учебно-тематическое планирование;
Учебные пособия;
Аудио и видеоматериала;
Дидактический и лекционный материал
Курс обучения опирается на следующие принципы:
систематичность;
преемственность между группами;
демократичность (занятия со всеми желающими от условия развития
технических способностей) и дифференцированность (занятия с
одаренными обучающимися);
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип комплексного способа воздействия на личность обучающегося
(применение различных видов и форм деятельности на занятиях);
принцип
связи
исполнительской
деятельности
детей
с
профессиональной деятельностью с учетом применения новейших
технологий и разработок в области творческого воспитания.
В работе предполагается использование разнообразных методов и
приемов как традиционных (словесные, наглядные, практические), так и
новаторских (разнообразные "модели" занятий, применение здоровье
сберегающих технологий, мониторинг и диагностика способностей,
цифровых компьютерных технологий, система нетрадиционных творческих
заданий, тренинги, практикумы и т.д.).
Формы занятий:
общие занятия (ведется теоретическая работа, закрепление пройденного
материала, воспитательные беседы);
групповые (ведется практическая работа над проектом).
5. Материально-техническое обеспечение
Оборудование
лаборатории
и
рабочих
мест
лаборатории
«Информационные технологии»:
- персональные компьютеры с установленным пакетом профессиональных
программ;
- комплект учебно-методической документации.
10
Список литературы
Для педагога:
1. Adobe Photoshop CS2: официальный учебный курс – М.: Изд-во
ТРИУМФ, 2019.
2. Безручко В.Т. Информатика. Курс лекций. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРАМ, 2019.
3. Безручко В.Т. Компьютерный практикум по курсу «Информатика» - М.:
ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019.
4. Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Практикум по информатике. Компьютерная
графика и Web-дизайн. М: ИД «ФОРУМ» - ИНФРА-М, 2019.
5. Переверзев С.И. Анимация в Macromedia Flash MX. М., БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2019.
Для обучающихся:
1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной
деятельности. М.: Издательский центр «Академия», 2019.
2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в
профессиональной деятельности. М.: Издательский центр «Академия»,
2019.
Интернет - ресурсы
Электронные ресурсы:
1. Ирина
Николаенко,
Информационные
технологии,
Издательство: Оникс, размер: 619 Кб, 2019.
2. Рагулин П.Г. Информационные технологии: Электронный учебник. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2019.
3. Интернет-университет информационных технологий www.intuit.ru–курс
«Информатика».
11